Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое и информационное обеспечение стандартизации в туризме

В Украине сформирована законодательная база, которая содержит разные аспекты создания и применения нормативных документов стандартизации, сертификации, качества и беспечности продукции и услуг, и тому подобное. Прежде всего, работы по стандартизации регламентируются такими декретами: «О стандартизации и сертификации», «О государственном присмотре о следовании стандартах, нормах и правилах, и ответственность за их нарушение» и законами Украины: «Про аккредитацию органов из оценки соответствия».

Законодательную основу информационного обеспечения стандартизации в Украине составляют:

постановление Кабинета Министров Украины «Об организации работы, направленной на создание государственных систем стандартизации, метрологии и сертификации», от 25 мая 1992 года № 269.

декрет Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации» от 10 мая 1993 года № 46-93.

постановление Кабинета Министров «О создании национального автоматизированного информационного фонда стандартов» от 1 февраля 1995 года № 84. В зависимости от уровня органа, который принимает или одобряет нормативные документы из стандартизации, они разделяются на:

- национальные стандарты, правила устоявшейся практики и классификаторы, принятые или одобренные центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации, а также выданы им каталоги и реестры общегосударственного приложения;

- стандарты, технические условия и правила устоявшейся практики, принятые или одобренные другими органами и организациями, которые занимаются вопросами стандартизации, а также выданы ими каталоги.

Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации, в соответствии с законодательство Украины и международных договоров, ратифицированных Украиной, представляет интересы Украины в международных и региональных организациях по стандартизации, а также в отношениях с соответствующими органами других стран в сфере стандартизации и сертификации, принимает решение о присоединении к международным и региональным системам сертификации, а также заключает договоры о взаимном признании результатов сертификации. Если международными договорами Украины установлены другие правила, чем установленные в Декрете Кабинету Министров Украины, то применяются правила международных договоров.

В каждой стране с развитой промышленностью и экономикой есть своя организация по стандартизации и сертификации. Главной целью национальных органов по стандартизации и сертификации является сотрудничество с международными организациями в плане совместимости стандартов и признание национальных сертификатов. Такая организация есть и в Украине. Украинская Ассоциация качества (УАК) основана в 1989 году как Всеукраинская общественная (неправительственная) профессиональная организация по вопросам качества и зарегистрированная Министерством юстиции Украины.

Главная цель – формирование общественного мнения и политики в области развития и использования методов и средств обеспечения и улучшения качества продукции и услуг, как фактора улучшения жизни граждан Украины. Своей деятельностью УАК способствует повышению уровня и эффективности работ по обеспечению качества на предприятиях Украины, выхода украинской продукции, на мировой рынок, повышению международного авторитета Украины и ее интеграции в мировую экономику, повышению престижа и социальной защищенности специалистов по качеству.

Для выполнения уставных заданий УАК формирует региональные отделения во всех областных центрах, межотраслевые проблемные научно-технические комиссии, отраслевые и межотраслевые комитеты, союзы и клубы. УАК сотрудничает с государственными, общественными, научными и коммерческими организациями, предприятиями, а также со специалистами по вопросам качества Украины, стран СНГ и дальнего зарубежья.

В Украине – это Национальная Академия наук, Союз промышленников и предпринимателей, Государственный комитет, по защите прав потребителей, Госстандарт и др. Украина тесно сотрудничает в области качества с Европейской организацией по вопросам качества (ЕОК). ЕОК – это неправительственное объединение национальных организаций по вопросам качества европейских стран. Оно основано в 1956 году. В настоящий момент в его состав входят организации из 31 страны, включая Украину. Полным членом ЕОК от Украины является УАК. Как ассоциируемые члены в ЕОК входят организации и профессионалы из всего мира. Высшим руководящим органом ЕОК является Генеральная Ассамблея ЕОК.

Международная организация по стандартизации (ISO) создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН. В Уставе ISO отмечено, что «Целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, технической и экономической деятельности». ISO состоит из руководящих и рабочих технических органов. Основными руководящими органами является Генеральная ассамблея и Совет. Совет включает ряд технических в том числе 6 Комитетов: Комитет по оценке соответствия (CASCO), Комитет по защите интересов потребителей (COPOLCO), Комитет по предоставлению помощи странам, которые развиваются (DEVCO), Комитет по научно-технической информации (INFCO), Комитет по стандартным образцам (REMCO), Комитет по изучению новых принципов стандартизации (СТЛКО). Основной вид деятельности ISO – разработка международных стандартов. Этим занимается около 200 технических комитетов (ТК).

Международные стандарты ISO не есть обязательными к применению – однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремящиеся обеспечить конкурентоспособность своей продукции, вынуждены применять стандарты ISO и других международных организаций. Среди технических комитетов в последние годы особенное место занимает ТК 176 «Общее руководство качеством и обеспечение качества», в задания которого входит стандартизация и гармонизация основных принципов систем качества. Этим комитетом выполняются работы из создания, развития и совершенствования семейства международных стандартов ISO, 9000. К международным стандартам, которые с каждым годом находят все более распространение в Украине, можно отнести стандарты ISO серии 9000,10000,14000,19000 и SA 8000.

Стандарты ISO серии 9000 были разработаны техническим комитетом Iso/ТК 176 в результате обобщения накопленного национального опыта разных стран относительно разработки, внедрения и функционирования систем качества. Они не касаются конкретного сектора промышленности или экономики и представляют собой установки из управления качеством и общие требования относительно обеспечения качества изделий и построения элементов качества. Стандарты ISO серии 10000 и 19000 содержат правила проведения процедуры сертификации, а также требования к экспертам, которые осуществляют проверку системы качества международных стандартов ISO серии 9000 и 10000 (см. табл. 1.2). Стандарты ISO серии 14000 является базовыми, то есть они могут применяться как в процессе производства, так и организациями, которые предоставляют услуги в массовом и единичном производстве. Преимущество стандартов ISO серии 14000 заключается усталость, что они созданы для всех сфер деятельности путем представления международной системы или методов определения защищенности окружающей среды контролю информации относительно страхования, корректного, понятного для потребителя и для повторного использования продуктов, а также информации, для предотвращения торговым барьерам.

Стандарты ISO серии 9000 содержат такие стандарты: ISO 9000 «Общее управление качеством и стандарты из обеспечения качества. Ведущие указания из выбора и применения». ISO 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, монтаже и обслуживании». ISO 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже». ISO 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях». ISO 9004 «Общее управление качеством и элементы системы качества. Ведущие указания».

Государственные стандарты утверждает Государственный комитет Украины по вопросам технической регуляции и потребительской политики (Госпотребстандарт Украины), а стандарты в отрасли строительства и промышленности строительных материалов – Минбудархитектури Украины. К государственным стандартам Украины приравниваются государственные строительные нормы и правила, а также государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации. Как государственные стандарты Украины используются также государственные стандарты прежнего Союза (межгосударственные стандарты) или Госты, предусмотренные соглашением о проведении странами СНГ согласованной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственные стандарты Украины содержат обязательные и рекомендательные требования. К обязательным относятся: - требования, которые обеспечивают безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, а также требования к методам испытаний этих показателей; - требования техники безопасности и гигиены труда с ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила; - метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений; - положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции. Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному выполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединения, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности на всей территории Украины, на деятельность которых распространяется действие стандартов. Рекомендованные требования ДСТУ подлежат безусловной поддержке, если: - это предусмотрено действующим законодательством; - требования включены к договорам на разработка, изготовление и поставку продукции; - производителем (поставщиком) продукции документально заявлено о соответствии продукции этим стандартам.

 

3. «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживание»

1. ДСТУ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживание. Основные положения

2. ДСТУ 28681.1-95 туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг

3. ДСТУ 28681.2-95 туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования

4. ДСТУ 28681.3-95 туристско-экскурсионное обслуживание. Требования из обеспечения безопасности туристов и экскурсантов

 

  1. ДСТУ 28681.0-90 устанавливает цель, задание, объекты стандартизации и структуру комплекса стандартов и других документов, по стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживание. Цель стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживание – нормативно техническое обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг. Основными заданиями стандартизации является: установление номенклатуры показателей качества услуг и обслуживания туристов; установление прогрессивных требований к качеству услуг и обслуживания туристов и методов их контроля; установление прогрессивных требований к технологии и типичным технологическим процессам предоставления туристских услуг; установление требований к сертификации туристских услуг и тому подобное. Объектами стандартизации в туристско-экскурсионному обслуживании населения есть туристские услуги, процессы туристского и экскурсионного обслуживания.
  2. ДСТУ 28681.1-95 устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг и предназначенный для предприятий, организаций разных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, которые предоставляют туристские услуги. Проектирование туристской услуги осуществляется в последовательности: установление нормируемых характеристик услуги; установление технологии процесса обслуживания туристов; разработка технологической документации; определение методов контроля качества; анализ проекта; представление проекту на утверждение.
  3. 3. ДСТУ 28681.2-95 устанавливает обязательные требования и требования, которые рекомендуются, к качеству туристских услуг, которые предоставляются туристскими предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Обязательными для всех видов туристских услуг есть следующие требования: безопасность жизни и здоровья; сохранение имущества туристов и экскурсантов; охрана окружающей среды. К требованиям, которые рекомендуются, к туристским услугам и условиям обслуживания относятся: соответствие назначению; точность и своевременность выполнения; комплексность; этическая обслуживающего персонала; комфортность; эстетичность; эргономичность.
  4. 4. ДСТУ 28681.3-95 устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов (дальше - туристов), методы их контроля и предназначенный для целей обязательной сертификации туристских услуг. Риск для жизни и здоровья человека в туристко-экскурсионном обслуживании возникает в условиях: существование источников риска; проявления данного источника на опасном для человека уровни; склонности человека действия источников опасности. Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть классифицированы таким образом: травмоопасном; действие окружающей среды; пожаро-опасном; биологические действия; психофизиологические нагрузки и тому подобное.

 

«Стандартизация в сфере гостиничного обслуживания»

  1. ДСТУ 4268:2003 распространяется на средства размещения, предназначенные для обитания туристов. Стандарт устанавливает классификацию средств размещения, общие требования, к средствам размещения и к услугам, которые предоставляют в средствах размещение. Средства размещения – любые объекты, в которых регулярно или время от времени предоставляют услуги размещения для ночевки. Средства размещения разделяют на коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения разделяют на: а) гостиницы и аналогичные средства размещения: 1) гостиницы; 2) аналогичные гостиницам средства размещения; б) другие коллективные средства размещения: 1) помещения, предназначенные для отдыха; 2) площадки для кемпинга; 3) стоянки морского и речного транспортирует 4) другие коллективные средства размещения; в) специализированные средства размещения: 1) оздоровительные средства размещения; 2) лагеря труда и отдыха и тому подобное. Индивидуальные средства размещения разделяют на: а) арендованные средства размещения и другие типы индивидуальных средств размещения.
  2. ДСТУ 4269:2003 устанавливает классификацию гостиниц и аналогичных средств размещения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Стандарт пригоден для применения с целью сертификации. Классификацию гостиниц и аналогичных средств размещения по категориям осуществляют согласно общей характеристике гостиницы, которую определяют комплексом требований к: материально-технической оснащенности; перечню предоставляемых услуг; квалификации персонала. Категории определяют символом – «*» (звезда). Гостиницы классифицируют по пяти категориям. Наивысшую категорию гостиницы помечают – «*****», самую низкую – «*».
  3. В ДСТУ 4527:2006 “Услуги туристические. Средства размещения. Сроки и определения” установлены сроки и понятия средств размещения. Средство размещения – любой объект, в котором исполнитель регулярно или время от времени предоставляет потребителю услугу по временному размещению (см. также ДСТУ 4268). Индивидуальное средство размещения – средство размещения, в котором за плату или безвозмездно предоставляют ограниченное количество мест; в этом случае все единицы размещения (комната, жилье) независимы и их занимают туристы или хозяева, которые используют это жилье в течение ограниченного промежутка времени как второй дом для отдыха (дачу) (см. также ДСТУ 4268). Коллективное средство размещения – средство размещения, в котором предоставляют место для ночевки в комнате или другом помещении, где количество мест должно превышать определенный минимум для групп лиц, больше, чем одна семья, а все места подлежат единственному руководству и оплате в соответствии с установленными ценами.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объекты и приоритетные направления стандартизации | Лекция №2. «Основные положения системы сертификации и лицензирования в туризме»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.