Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы счисления

Тема: Логические основы ЭВМ.

Алгебра логики – это математический аппарат, с помощью которого преобразовывают логические высказывания.

Логическое высказывание – это любое предложение, в отношении которого можно однозначно сказать истинно оно или ложно.

Например, 6 – четное число

2<3

Москва – столица РФ

Создатель алгебры логики – английский математик Джордж Буль – булева алгебра. Булева алгебра оперирует с логическими переменными, которые могут принимать только два значения – «истина» или «ложь»

«1» или «0»

Булева алгебра имеет три основные операции: и, или, не.

Порядок выполнения этих операций при одновременном использовании: не, и, или.

Математический аппарат алгебры логики удобен для описания того, как функционирует аппаратные средства ЭВМ. Так как основной системой счисления в ЭВМ является двоичная, то используются цифры «1» и «0».

 

Схема «И» реализует логическое умножение двух или более логических значений:

 

x y x^y
     
     
     
     

 

Схема «ИЛИ» реализует логическое сложение:

 

 

х y x V y
     
     
     
     

 

Схема «НЕ»:

 

х х
   
   

Триггер – это очень простая электронная схема, широко применяемая в регистрах ЭВМ для надежного запоминания одного бита информации.

Она имеет два устойчивых состояния, которые соответствуют логической «1» или логической «0».

Trigger – защелка, спусковой крючок.

 

 

Совокупность приемов наименования и записи чисел называется счислением.

Счисление представляет собой частный случай кодирования, в котором слово, записанное с использованием определенного алфавита и по определенным правилам, называется кодом. Применительно к счислению, это код числа.

Различают позиционные и непозиционные системы счисления.

Римская система счисления – непозиционная система.

В десятичной системе счисления используется десять символов(цифр) 0,1,2...9. Основанием является число 10.

В общем случае в позиционной системе счисления с основанием q любое число x может быть представлено в виде полиномиального разложения:

 

=++…xq, (*)

 

где - запись числа в системе счисления с основанием q

 

q – основание системы счисления

- целые числа, меньше q

n – число разрядов(позиций) в целой части числа

m – число разрядов в дробной части числа

 

Например 4293 =

 

 

В информатике применяют позиционные системы счисления с недесятичным основанием: двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, т.е системы счисления с основанием q=2, где k=1,3,4

Наибольшее распространение получила двоичная система счисления.

В этой системе для представления любого числа используются два символа – цифры 0 и 1. Основание системы q=2

С помощью общей формулы (*) для производственного числа имеем:

 

Арифметические действия над одноразрядными двоичными числами выполняются по следующим правилам:

 

0 + 0 = 0 0

0 + 1 = 1 0

1 + 0 = 1 1

1 + 1 = 1 1

 

В восьмеричной системе счисления алфавит состоит из восьми символов (цифр): 0,1,...7

Основание системы q=8

 

Пример

 

В шестнадцатеричной системе алфавит включает в себя 16 символов – цифр и букв:

0, 1....., 9, A, B, С, D, E, F.

q = 16

 

 

Пример:

 

 

ЛЕКЦИЯ:6

 

Программное обеспечение ЭВМ.

 

Назначением ЭВМ является выполнение программ.

Совокупность программ для компьютера образует программное обеспечение (ПО). По функциональному признаку различают следующие виды ПО:

- системное

- прикладное

 

Под системным (базовым) понимается программное обеспечение, включающее в себя операционные системы, сетевое ПО, сервисные программы.

Основными функциями ОС является управление ресурсами и процессами вычислительных систем.

Сетевое ПО предназначено для управления следующими общими ресурсами в распределенных вычислительных системах: сетевыми накопителями на МД, принтерами, сканерами, передаваемыми сообщениями.

Интерфейсные системы – являются продолжением ОС. Модифицируют пользовательский и программный интерфейс.

Оболочки операционных систем модифицируют только пользовательский интерфейс: NC, TOTAL COMANDER.

Утилиты представляют пользователям средства обслуживания компьютера:

§ Обслуживание МД

§ Обслуживание файлов и каталогов

§ Предоставление информации о ресурсах компьютера

§ Шифрование информации

§ Защита от вирусов

§ Архивация файлов

 

Прикладное (ПО) существует для решения определенной целевой задачи из проблемной области. Такие программы иногда называют приложениями. К типовому прикладному ПО относят следующие программы:

§ текстовые процессоры

§ табличные процессоры

§ системы деловой и иллюстрированной графики

§ СУБД

§ экспертный системы

 

 

лекция 7

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №5. Сети и системы. Интернет | Постановка задач на ЭВМ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.