Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция организации внутреннего аудита




Служба внутреннего аудита может быть создана в виде отдела внутреннего аудита. Данная служба должна подчиняться только руководителю организации. На должность руководителя службы и ведущих специалистов следует назначать высококвалифицированных специалистов с высшим экономическим образованием, опытом бухгалтерской и экономической работы. В составе службы внутреннего аудита могут работать также высококвалифицированные специалисты по технологическим профилям для осуществления контроля за производственно-технологическими процессами.

Внедрение внутреннего аудита существенно меняет содержание работы руководителей структурных подразделений и вызывает необходимость внесения изменений в должностные инструкции всех служб управления по оформлению хозяйственных операций, составлению первичных документов и аналитических регистров.

Поэтому актуальной организационной задачей является пересмотр должностных инструкций всех служб и разработка должностных инструкций для работников службы внутреннего аудита, в которых необходимо предусмотреть общие положения, конкретные должностные обязанности, права и ответственность каждого работника службы внутреннего аудита. Руководитель службы внутреннего аудита назначается и освобождается от занимаемой должности руководителем организации в общеустановленном порядке.

Штат и структура службы зависят от особенностей организации, объема, сложности и условий выполняемых работ.

Численность и оплата труда работников службы внутреннего аудита могут быть предусмотрены в штатном расписании. Руководитель и работники службы должны выполнять обязанности, возложенные на них должностными инструкциями. Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с Положением о службе внутреннего аудита, утвержденным руководителем организации.

При создании внутреннего аудита следует разработать соответствующие показатели для оценки эффективности контрольно-аудиторской деятельности. Также организовывать контрольно-аудиторскую деятельность следует с учетом размеров организации, видов ее деятельности. В качестве консультантов по проблемам организации службы внутреннего аудита могут быть привлечены специалисты различных сфер деятельности. Вместе с тем система управления внутренним аудитом должна отвечать условиям оптимальности.

Для повышения эффективности контрольно-аудиторской деятельности следует правильно выбрать структуру службы внутреннего аудита, укомплектовать ее высококвалифицированными специалистами, наделить их четко определенными обязанностями, правами.

Эффективность деятельности отдела внутреннего аудита достигается путем оптимальной интеграции аудиторской работы с другими службами организации, особенно с пользователями внутренней информации, и четкой взаимосвязи с функциональными отделами и объектами аудита экономического субъекта.

Основными источниками информации для внутреннего аудита являются данные бухгалтерского учета и других видов учета, а также данные прогнозирования, планирования и других функций управления. На долю бухгалтерской информации приходится 70-80% общего объема экономической информации. Однако степень использования бухгалтерской информации для управленческих решений варьирует в пределах 10-12 %. В сельском хозяйстве этот показатель еще ниже. Сложившееся положение является результатом недостаточно качественного обеспечения бухгалтерской информацией системы управления, а также низкого уровня квалификации управленческого персонала. Поэтому одной из важнейших задач внутреннего аудита в современных условиях является обеспечение управленческого персонала необходимой контрольно-аналитической информацией. Отсюда возникает объективная необходимость создания в системе внутрихозяйственного аудита подсистемы контроль - аналитической информации (ПКАИ).

Состав, структура и конкретные подфункции, осуществляемые ПКАИ, могут меняться. ПКАИ может включать в свой состав систему сбора оперативной информации, систему анализа и исследований, систему внутренней отчетности по разным видам деятельности организации и эффективности использования различных ее ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), а также систему интерпретации информации, выработки проектных решений и их представления управленческому аппарату для принятия решений и регулирования отдельных процессов деятельности организации. Создание ПКАИ принципиально меняет в сторону рационализации информационное обеспечение внутрихозяйственного контроля, его функциональные этапы и в целом процессы коммуникации информации в системе управления.

При сборе информации в ПКАИ можно использовать следующие приемы контроля: наблюдение, устный опрос, анкетирование, тестирование слабых мест, приемы фактического контроля, приемы документального контроля, прослеживание, сканирование и др.

При группировке, оценке и обработке информации необходимо использовать аналитические приемы, расчетно-конструктивный метод исследования и др. При выработке оптимальных решений целесообразно использовать логический анализ, абстрагирование, передовой опыт и апробирование. При этом оперативная информация поступает непосредственно от первичных подразделений организации. Периодическая информация поступает путем проверки и анализа данных первичных документов, производственных отчетов, регистров бухгалтерского учета и других источников (планов, прогнозов, документов внутренней регламентации и др.).

Объем и качество исчерпывающей доказательной информации существенно влияют на эффективность управленческих решений. Поэтому требуется проектирование гибких информационных систем и документирование всей контрольно-аналитической информации. Отсюда следует необходимость разработки плана-графика документооборота в системе всей контрольно-аудиторской деятельности.

Эта концепция организации внутреннего аудита позволяет значительно повышать действенность внутрихозяйственного контроля и эффективность системы управления организацией.

 

3. Права и ответственность внутренних аудиторов

Внутренние аудиторы должны иметь следующие права:

1.Проверять бухгалтерские регистры и первичные документы, наличие денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, исследовать сметы, планы и другие документы финансово-хозяйственной деятельности.

2. Знакомиться с приказом, распоряжениями руководителя, решениями
собрания учредителей, акционеров, правления и должностных лиц, уже
заключенными и проектами (незаключенных) договоров с организациями и
другими документами.

3. Обследовать объекты строительства, территорию, склады,
мастерские и другие производственные, хозяйственные и служебные
помещения, места хранения готовой продукции, оборудования и др.

4. Проверять наличие, состояние и сохранность имущества, товарно-
материальных ценностей у материально ответственных лиц.

5. Требовать проведения или проводить лично с участием
привлеченных к этому работников организации полную или частичную
инвентаризацию имущества и обязательств организации; в необходимых
случаях опечатывать сейфы, кассы, склады, кладовые, архивы и другие места
хранения средств.

6. Наблюдать за правильностью отражения хозяйственных операций в
бухгалтерском учете, проверять правильность начисления налогов, сборов и
платежей, а также своевременность их уплаты в бюджет и внебюджетные
фонды.

7. Проверять достоверность показателей бухгалтерской и
статистической отчетности, правильность составления расчетов по налогам и
обязательным платежам.

8. Требовать от руководителей структурных подразделений,
специалистов организации необходимые для аудиторской проверки
документы, справки, расчеты, заверенные копии документов для приложения
их к акту или заключению, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки.

9. Проводить экспертизу эффективности системы управления сегментации и анализ производственно-хозяйственной деятельности, финансового состояния, платежеспособности и ликвидности организации.

10. Подготавливать организацию к внешнему аудиту и налоговому контролю. Представлять имущественные интересы организации при хозяйственных спорах в суде и в арбитражном суде.

Внутренние аудиторы несут ответственность за:

1. Обоснованность и своевременность представления заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, соответствии учредительных документов действующему законодательству.

2. Обоснованность представленных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной ответственности должностных лиц, программ развития видов деятельности, проектов оптимизации производственных затрат, налогооблагаемых баз, распределения прибыли, создания и использования средств фондов.

3. Правильность консультаций, предоставленных учредителям, руководителям подразделений, специалистам по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, методам анализа хозяйственно-финансовой деятельности, правовым и другим вопросам.

Только комплексный подход и учет вышеперечисленных и других условий (вопросов) может обеспечить создание целостной системы внутрихозяйственного контроля в организации.

 

4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля (аудита)

Важное значение имеет оценка эффективности работы внутреннего аудита. Это позволяет совершенствовать организацию службы внутреннего аудита и добиваться действенности результатов контрольно-аудиторской деятельности.

Важнейшее значение имеет выяснение влияния самого контроля на конечные результаты развития производства. Контрольно-аудиторская деятельность должна быть целенаправленной, призванной добиваться определенных производственно-финансовых результатов. Качество работы органов службы внутреннего контроля (аудита) и эффективность контроля зависят от обоснованности поставленных целей и правильного соизмерения целей и средств их достижения.

Под эффективностью в широком смысле слова понимают совокупную результативность работы, действия, системы мероприятий, являющихся следствием определенных материальных усилий. Экономическая эффективность характеризуется сравнением производственных результатов с ресурсами, применяемыми для достижения этих результатов. Оценка экономической эффективности должна осуществляться соотношением результативности и экономичности.

Экономическая эффективность аудита определяется как соотношение затрат на его осуществление с полученными результатами.

Общий критерий эффективности контроля за производством - это результат функционирования внутреннего контроля, обеспечивающий достижение целей при наименьших затратах.

Для оценки эффективности системы внутреннего контроля (аудита) необходимо, прежде всего, определить экономичность (Эк) системы как отношение расходов (Зк) на содержание и функционирование службы внутреннего контроля (аудита) (зарплата, канцелярские расходы, амортизация, содержание легкового автотранспорта и др.) к количеству среднегодовых работников, занятых в системе внутрихозяйственного контроля в целом (Zp).

Чем меньше Эк, тем экономичнее система управления внутренним аудитом. В динамике при сопоставлении Эк за несколько отчетных периодов или лет она может быть выражена индексом экономичности (Jэк) в долях единицы, как отношение показателя за данный отчетный период (Эк 1) к предыдущему (Эк 2), взятому за базу сравнения:

1. Jэк = Эк 1/ Эк 2

Кроме названных показателей для оценки эффективности функционирования службы и в целом системы внутреннего аудита можно использовать систему относительных показателей:

2. Р = (П 1 - П 0 / ЗК) * 100,

где Р - рентабельность, %;

П 1, П 0 - соответственно прибыль организации отчетного периода (после внедрения внутреннего аудита) и прибыль организации базисного периода (до внедрения внутреннего аудита), тыс. р.;

ЗК - затраты на содержание и функционирование службы внутрихозяйственного аудита, тыс. р.

3. Коэффициент возможных (потенциальных) упущенных выгод (Кув):

Кув = ВВР/ЗК,

где ВВР - выявленные в процессе аудита внутренние резервы повышения эффективности производства, тыс. р.

4. Коэффициент приобретенной (потенциальной) выгоды (Кпв):

Кпв=МВВР/ЗК,

где МВВР - мобилизация выявленных в процессе аудита внутренних резервов в деятельности организации, тыс. р.

5. Коэффициент выявленных недостач, потерь от порчи и хищений по вине работников организации (Кнп):

Кнп = НПХ/ЗК,

где НПХ - общая сумма выявленных в ходе контрольно-аудиторской деятельности недостач, потерь и хищений по вине персонала организации, тыс. р.

Данный коэффициент можно рассчитывать по отдельным отчетным периодам, процессам кругооборота средств, видам деятельности и др. Он показывает сколько рублей выявленных недостач, хищений, потерь приходится на 1 рубль затрат на содержание службы внутрихозяйственного аудита.

6. Коэффициент возможных (потенциальных) потерь из-за ошибок по налогообложению (Квп):

Квп = ФС/ЗК,

где ФС - сумма возможных финансовых санкций, тыс. р.

Данный коэффициент показывает эффективность работы службы внутреннего контроля по обнаружению ошибок по налогообложению, их своевременному исправлению и недопущению финансовых санкций, т. е. экономию в расчете на каждый рубль затрат на содержание и функционирование службы внутрихозяйственного контроля (аудита).

7. Коэффициент комплексной оценки эффективности работы службы внутрихозяйственного контроля (аудита) (Коц):

Коц = Кпв * Кнп * Квп.

Этот коэффициент показывает средний эффект работы службы внутреннего аудита на рубль затрат на содержание и функционирование данной службы.

8. Абсолютная сумма эффекта работы службы внутреннего контроля (аудита) (Асэ), р.:

Асэ = МВВР (или ВВР) + НПХ + ФС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.