Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация ученического самоуправления и воспитание ак­тива

Наличие работоспособного и деятельного актива является су­щественным фактором организации ученического самоуправления коллектива, его демократизации. Кто же входит в состав ученичес­кого самоуправления и актива?

Это прежде всего учащиеся, которые выполняют те или иные общественные поручения. К ним, в частности, относятся: члены ученического комитета школы, редколлегий стенгазет, старосты классов, члены советов предметных кружков и коллективов художе­ственной самодеятельности, а также советов пионерских дружин и отрядов и других детских организаций в тех школах, где эти органи­зации работают. Большое значение имеет расширение состава акти­ва, его сменяемость и преемственность.

В число активистов подбираются, как правило, наиболее дея­тельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей школь­ники. Поэтому изучение деловых и личных качеств учащихся и их положения в системе межличностных отношений является одним из существенных условий правильного подбора активистов и пред­отвращения появления так называемых неформальных лидеров.

Какую же воспитательную работу с членами ученического само­управления и активистами следует проводить, чтобы они целена­правленно содействовали развитию и укреплению ученического коллектива?

Необходимой предпосылкой хорошей работы активистов явля­ется четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот поче­му первостепенным делом в воспитании активистов является их ин­структирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны участвовать. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять активистам их функции по выполнению возложенных на них обя­занностей. Эта работа осуществляется в форме коллективных и ин­дивидуальных бесед и семинаров, а также в ходе повседневного об­щения педагогов с активистами.

Важным направлением воспитания активистов является оказание им повседневной практической помощи в работе. Например, в школе го­товится «трудовой десант» по уборке урожая. В этом случае необхо­димо помочь активистам подготовить учащихся к работе, опреде­лить ее нормы и порядок выполнения, а также формы подведения итогов. Старосте класса следует помогать в подготовке и проведе­нии ученических собраний: подобрать актуальные вопросы для со­вместного обсуждения, подготовить выступления, накануне погово­рить с активом и т.д. Так необходимо подходить и к оказанию помо­щи активистам в подготовке и проведении школьных вечеров, классных диспутов, экскурсий и других мероприятий.

Хорошей формой инструктирования и оказания практичес­кой помощи активистам является организация обмена опытом рабо­ты. В некоторых школах практикуется проведение с активистами 1-2 раза в месяц коротких «летучек» – совещаний, на которых они рассказывают о положительных сторонах своей работы. На­пример, в одном из классов содержательно прошло обсуждение вопросов о нравственном поведении учащихся, в другом – экскур­сия на местный завод и встреча с рабочими, в третьем – выпуще­на интересная газета-молния и т.д. Директор школы или его за­меститель подводят итоги и рекомендуют активистам использо­вать в своей работе то или иное положительное начинание, кото­рое появилось в школе.

Существенной стороной в работе с активистами является так­тичный контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых им пору­чений. Этот контроль осуществляется в форме отчетов активистов на заседаниях ученического комитета, на ученических собраниях, а также в процессе ежедневных индивидуальных контактов учителей с активистами. Отчеты активистов и контроль за их работой повы­шают их ответственность и стимулируют их к лучшему выполнению своих обязанностей.

Если подобная работа приобретает характер системы и проводит­ся содержательно, то активисты деятельно поддерживают порядок и дисциплину в школе, положительно влияют на других учащихся, под­нимая развитие коллектива на более высокую ступень. Хорошо постав­ленное самоуправление придает ученическому коллективу организа­ционную прочность, демократизм и сплоченность, что помогает на­правлять учащихся на успешное решение предстоящих задач.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива | Закон развития (движения) коллектива
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.