Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Список источников и литературы

Роль оперативных штабов органов внутренних дел в подготовке к действиям в условиях чрезвычайных ситуациях и в оперативном управлении силами и средствами в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

В особых условиях управление органами внутренних обусловлено выполнением конкретных задач, например, пресечением массовых беспорядков в населенных пунктах и исправительных учреждениях, следственных изоляторах; розыском и задержанием вооруженных и иных особо опасных преступников; ликвидацией бандитских формирований; пресечением захвата важных объектов; освобождением заложников, а также участие в предупреждении и пресечении захвата воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Кроме этого, управление органами внутренних дел в особых условиях может быть вызвано также участием в пресечении террористических актов и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Указанные задачи, кроме последней, решаются путем проведения специальных операций, а участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности с участием подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выполнение каждой задачи отличается особенностями оперативной обстановки, количеством привлекаемых сил и средств, их группировкой и тактикой действий.

Таким образом, управление силами и средствами органов внутренних дел в особых условиях представляют собой сложный динамический процесс решения взаимодействующих и переплетающихся друг с другом задач в едином комплексе функций. Рассмотрим особенности управления органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера на примере управления группировкой сил и средств при предупреждении и пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах.

Подчеркнем, что массовые беспорядки характеризуются повышенной степенью общественной опасности, могут нести разрушение основ общества, дестабилизацию обстановки, падение авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, дезорганизуют работу предприятий, организаций и транспорта. В результате массовых беспорядков причиняется значительный материальный ущерб, резко ухудшается общая криминологическая ситуация.

Для эффективности борьбы с массовыми беспорядками в зависимости от их масштабов и характера необходимо проведение комплекса организационных, оперативно-служебных, психологических, уголовно-процессуальных, административных, материально-технических и других мероприятий, не характерных для обычной обстановки. Они должны быть направлены как на проведение профилактических, предупредительных действий, так и на непосредственное предотвращение и пресечение беспорядков и ликвидацию их последствий.

Содержание управленческой деятельности в органах внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков можно рассматривать в соответствии со стадиями их развития: возникновением напряженности между участниками конфликта; собственно массовыми беспорядками и ликвидацией их последствий. Перечисленные стадии конфликта взаимозависимы, взаимосвязаны и имеют свои характерные особенности и временные рамки. Отличаются и задачи органов внутренних дел на каждом из названных этапов.

Указанное деление на стадии, имеющее преимущественно условный характер, позволяет исследовать генезис конфликта и определить задачи органов внутренних дел на каждом из этапов.

Первая и последняя стадии наиболее продолжительны и их можно с известной долей условности отнести к массовым беспорядкам. Тем не менее, именно на данных стадиях профилактические меры органов власти, а не только органов внутренних дел, наиболее эффективны. На первой стадии определяются противоборствующие стороны и выявляются разногласия между ними. На последней стадии созданы условия для решения проблем, проявившихся в ходе конфликта. Вторая стадия динамична, требует активных, решительных и адекватных действий со стороны правоохранительных органов.

В деятельности органов внутренних дел по борьбе с массовыми беспорядками выделяют следующие направления: их ранняя профилактика и предотвращение во время возникновения и распространения ложных и провокационных слухов; пресечение данных преступлений в период образования толпы, призывов подстрекателей к насильственным действиям и отдельных конфликтов локального характера правонарушителей с силами правопорядка; ликвидация массовых беспорядков посредством проведения специальной операции (операций) на этапе активных действий участников беспорядков; выявление и устранение причин и условий происшедших массовых беспорядков; осуществление мероприятий, исключающих их повторение.

В условиях начинающихся массовых беспорядков особое значение приобретает взаимодействие всех правоохранительных сил, участвующих в их пресечении. Система связи, включающая ее расписание и условия осуществления, правила обмена информацией, расчёты технических средств, должна быть адаптирована к конкретной местности, надежно защищена от утечки, искажения и проникновения дезинформации.

Решение о введении в действие оперативного плана принимает руководитель органа внутренних дел. В этих условиях начинает работать оперативный штаб, основными задачами которого являются: управление силами и средствами при пресечении массовых беспорядков; обеспечение взаимодействия всех сил, в том числе и приданных; сбор, обобщение, анализ поступающей информации и разработка предложений по наиболее эффективному использованию сил и средств; обеспечение устойчивой и надежной связи; подготовка специальной операции по пресечению данных преступлений.

Для пресечения массовых беспорядков используется группировка сил, её состав, численность и функциональные обязанности определены нормативными актами МВД России. Управление силами и средствами осуществляется с основного, временного или запасного пунктов.

При поступлении сигнала о сборе толпы и возникновении конфликтной ситуации руководитель оперативного штаба уточняет время, место, характер, масштабы происшествия, число его участников; обеспечивает выезд на место усиленной оперативной группы, докладывает в инстанции, ориентирует наряды, находящиеся в населенном пункте, и направляет их к месту конфликта с целью его локализации. Осуществляется усиление охраны важных объектов, в том числе органа внутренних дел. Задача на данном этапе состоит в недопущении перерастания конфликта в массовые беспорядки. Положительный результат может принести непосредственный контакт с участниками беспорядков представителей государственных органов и руководителя органа внутренних дел с целью разъяснения причин происшедшего конфликта, принимаемых мерах, необходимости соблюдения законности и ответственности в случае ее нарушения.

Только убедившись в том, что толпа не реагирует на призывы и обстановка обостряется, руководитель оперативного штаба принимает решение на развертывание сил и средств. В этой ситуации внимание руководителя должно быть сосредоточено на сборе оперативного штаба и личного состава, его оснащении, инструктаже и выдвижении на исходные рубежи.

Важное значение имеет фиксирование противоправных действий участников массовых беспорядков, что в дальнейшем позволит установить их организаторов и активных участников.

Массовые беспорядки считаются предотвращенными и пресеченными, если в результате проведенных мероприятий толпа не приступила к погромам, поджогам и иным насильственным действиям. В случае невозможности пресечения массовых беспорядков на ранней стадии их возникновения проводится специальная операция.

Руководитель операции обязан уяснить причины, поводы, направленность выступлений негативно настроенных граждан, намерения организаторов и, в пределах своей компетенции, организовать проведение данной операции и активно участвовать в предотвращении противоправных действий.

В случае, если переговоры и другие предупредительные меры не дали положительных результатов, и организаторам удалось спровоцировать толпу на массовые беспорядки, руководитель операции принимает решение на проведение адекватных обстановке действий.

Необходимо подчеркнуть, что специальная операция проводится лишь в критический момент, когда все меры предупредительного характера исчерпаны, при ее хорошей подготовке и наличии необходимого количества сил и средств, достаточного материально-технического обеспечения.

Проведением специальной операции не заканчивается работа оперативного штаба. Важное значение имеет выявление и устранение причин, массовых беспорядков. В этих целях осуществляются оперативно-следственные мероприятия для изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности.

Таким образом, при наступлении чрезвычайных обстоятельств организация управления органами внутренних дел в районе их развития включает следующие функции: организацию деятельность различных подразделений и служб, руководство ими, координацию их работы, контроль за ее результатами. Это означает, что организация органов внутренних дел в данных условиях представляет собой процесс, в рамках которого принимаются управленческие решения, осуществляются работа по их исполнению и контроль за своевременностью и полнотой

Значительную опасность представляют внутренние вооруженные конфликты, которые угрожают жизненно важным интересам Российской Федерации и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Для предупреждения и пресечения данных конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории Российской Федерации, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и российских граждан, на органы внутренних дел и внутренние войска МВД России возлагаются следующие задачи: обеспечение охраны общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта, локализация и блокирование района конфликта; пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон; проведение мероприятий по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований и изъятию оружия у населения в районе конфликта; усиление охраны общественного порядка и безопасности в местностях, прилегающих к району конфликта; проведение оперативно-розыскных мероприятий в интересах устранения угрозы внутренней безопасности, а также другие задачи, предусмотренные законодательством России.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяющими порядок функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), силы и средства органов внутренних дел входят в состав сил и средств РСЧС на всех уровнях управления и применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными актами России и субъектов Российской Федерации.

Независимо от типа или класса чрезвычайной ситуации органы внутренних дел выполняют следующие основные задачи: обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; участие в обеспечении правового режима чрезвычайного положения в случае его введения на территории Российской Федерации или в отдельных местностях; принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию необходимой помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; охрана имущества, оставшегося без присмотра; участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии; тушение пожаров; участие в проведении первоочередных аварийно-спасательных работ.

Как уже отмечалось при определении понятия чрезвычайной ситуации, для нее характерны: внезапность и стремительность развития событий и явлений, вызывающих резкое осложнение оперативной обстановки; возрастание реальной угрозы жизни и здоровью людей, их имуществу, уничтожения значительных материальных ценностей; выход из строя либо разрушение объектов; возможность возникновения стрессовых состояний и паники среди населения.

В этих обстоятельствах на принятие решений и действия сотрудников органов внутренних дел оказывают влияние такие факторы, как неопределенность обстановки, большой объем поступающей информации, физическое напряжение и эмоциональные нагрузки, наличие риска для жизни и здоровья, и т.д. Они отражаются на качестве организации и непосредственного осуществления охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Чтобы выполнить в этих условиях задачи, возложенные на органы внутренних дел, они должны использовать иные, не свойственные для повседневной деятельности меры организационного и тактического характера. Перечень и содержание таких мероприятий раскрываются в нормативных и инструктивных документах, в первую очередь приказах МВД России. Прежде всего, возникает необходимость создания оперативных штабов, через которые руководители органов внутренних дел непосредственно управляют силами и средствами подчиненных и приданных сил в период начавшейся чрезвычайной ситуации.

Отметим, что управление процессом ликвидации чрезвычайной ситуации лицом, принимающим решения, включает ряд фаз, содержание которых в существенной мере определяется спецификой обстановки, а также конкретным этапом развития чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, количество фаз и общая направленность деятельности лица, принимающего решения, неизменны по отношению к типу и классу чрезвычайной ситуации.

Фазы управления процессом ликвидации чрезвычайной ситуацией со стороны лица, принимающего управленческие решения, включают: анализ основных элементов оперативной обстановки, необходимый для расчета сил и средств; анализ состояния сил и средств на момент чрезвычайной ситуации; оценку наличия и полноты необходимой информации об оперативной обстановке и ее изменениях для принятия согласованных управленческих решений; получение соответствующих указаний вышестоящих органов управления и постановку задач личному составу; постоянный контроль исполнения принятых решений, обмен информацией с взаимодействующими службами; корректировку расстановки сил и средств в зависимости от складывающейся обстановки. Для реализации перечисленных мероприятий и принятых решений создаются не только специальные органы управления, но и силы быстрого реагирования, резервы.

Как уже отмечалось, этапы ликвидации чрезвычайной ситуации оказывают заметное влияние на содержание конкретных фаз управления процессом её ликвидации. Рассмотрим содержание управленческой деятельности через специфику целей и задач, решаемых органами внутренних дел на различных этапах, применительно к чрезвычайным ситуациям, возникающим вследствие явлений природного и техногенного характера. Этап реагирования на сообщение о чрезвычайной ситуации начинается с момента поступления первичной информации в дежурную часть органа внутренних дел. Она уточняется с учетом получения сведений о месте, времени и виде чрезвычайной ситуации, наличии человеческих жертв и количестве пострадавших, разрушениях и пожарной обстановке, направлении и площади распространения поражающих факторов, степени угрозы населению прилегающих районов. Уточненная и проверенная информация немедленно докладывается руководителю органа внутренних дел, а по его указанию − в органы государственной власти и специально уполномоченные органы управления при чрезвычайных ситуациях.

После получения данной информации руководитель органа внутренних дел отдает распоряжение оперативному дежурному: провести оповещение членов оперативного штаба и других сотрудников по схемам оповещения и спискам; установить и поддерживать устойчивую связь с подразделениями, расположенными в районе чрезвычайной ситуации; получить необходимую информацию от подчиненных подразделений, расположенных в районе чрезвычайной ситуации; поддерживать постоянную связь с заинтересованными органами, учреждениями и организациями. На этапе оценки обстановки, сложившейся в результате происшествия, руководитель органа внутренних дел: уточняет у руководителей подчиненных подразделений информацию о чрезвычайной ситуации и ставит им соответствующие задачи; докладывает устно в органы государственной власти и вышестоящий орган внутренних дел о состоянии оперативной обстановки в зоне чрезвычайной ситуации, принятых и предлагаемых мерах по стабилизации обстановки, обменивается необходимой информацией и координирует свои действия с командованием Вооруженных Сил и внутренних войск, руководством местных органов власти, непосредственно участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; вносит предложения главам администраций о закреплении транспорта предприятий и организаций для передислокации личного состава сводных отрядов к местам сбора и выполнения служебных задач; инструктирует и направляет граждан в управления органа внутренних дел в район чрезвычайной ситуации. Кроме того, руководитель органа внутренних дел дает поручение оперативному штабу уточнить в зоне чрезвычайной ситуации информацию об общих характеристиках имеющихся и возможных последствий чрезвычайной ситуации, а также криминогенные характеристики, состояние подчиненных сил и средств, работающих и расположенных в указанной зоне, о географических условиях, включая сведения по гидрометеорологической обстановке, инфраструктурные характеристики. На этапе принятия решения руководитель органа внутренних на основе оценки обстановки принимает следующие решения: о направлении конкретных сил и средств органа внутренних дед в зону чрезвычайной ситуации; об оказании пострадавшим необходимой неотложной медицинской помощи; о проведении дополнительных мероприятий для полного обеспечения местных и привлекаемых сил органов внутренних дел всеми видами необходимого материального и продуктового довольствования, коммунально-бытового и медицинского обслуживания; о поддержании готовности к применению в зоне чрезвычайной ситуации сил и средств органов внутренних дел, привлекаемых сил и сил резерва.

На данном этапе руководитель органа внутренних дел решает также вопросы о направлении предложений: в органы государственной власти − о введении в данном регионе чрезвычайного положения; в соответствующие инстанции − для привлечения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации; в МВД России − о частичном использовании материально-технических средств, неприкосновенного запаса в интересах выполнения поставленных задач; в органы государственной власти и управления − о дополнительном финансировании проводимых мероприятий и выделении для этих целей соответствующих материально-технических средств.

Руководитель органа внутренних дел принимает также решения: о введении в действие (с уточнением) специального плана; об обеспечении или повышении должной психологической готовности личного состава для работы в особых условиях; об определении методов поисковой работы в целях обнаружения погибших, пострадавших, подлежащих спасению и эвакуации людей, ценностей, документов, разбора завалов, подворного (пообъектового) обхода жилищных массивов (территорий, объектов); о развертываний-средств обеспечения.

На этапе реализации принятого решения руководитель органа внутренних дел организует выполнение перечисленных мероприятий, обеспечивает координацию своих действий с заинтересованными органами, учреждениями и организациями, осуществляет контроль за состоянием и развитием обстановки, проводимыми действиями и оперативным влиянием на стабилизацию и восстановление нормальной обстановки. Он дает следующие поручения оперативному штабу и подразделениям аппарата органа внутренних дел: обмениваться оперативной информацией; обобщать и анализировать сообщения; контролировать состояние и развитие оперативной обстановки и своевременно реагировать на ее изменения; систематически докладывать о ходе выполнения проводимых мероприятий и принятых решений (поручений); прогнозировать развитие чрезвычайной ситуации и ее последствия.

На этом этапе в порядке выполнения принятого решения осуществляются меры по спасению людей и материальных ценностей, недопущению посторонних лиц в опасную зону, организуется охрана общественного порядка в зоне оцепления и на подступах к ней, устанавливается и поддерживается диктуемый обстановкой режим движения автомобильного и другого транспорта, определяются и берутся под охрану все места сбора ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев. Ведется оперативная и следственно-оперативная работа, устанавливаются личности погибших и пострадавших, задействуется схема оказания помощи их родным и близким.

Главной задачей руководителя органа внутренних дел (он же, как правило, руководитель оперативного штаба) в этот период является обеспечение четкости действий служб и подразделений, оперативных групп по выполнению принятого решения, поддержание взаимодействия между ними и своевременное получение от них информации об обстановке и принимаемых мерах.

Важное значение на этом этапе имеет взаимодействие между различными службами органов внутренних дел, а также между ними и иными органами государственной власти, приданными силами, а также органами местного самоуправления. Это взаимодействие включает в себя: согласование планов общих мероприятий по охране общественного порядка и безопасности населения; участие в спасательных и аварийно-восстановительных работах; организация доставки пострадавших из района бедствия в лечебные учреждения; совместное инструктирование нарядов; выставление смешанных постов и патрулей; взаимное информирование об оперативной обстановке.

На эвакуационном этапе решение о выводе населения за пределы зоны чрезвычайной ситуации принимается уполномоченным органом управления, функционирующим на данной территории. Оно доводится руководителем органа внутренних дел до членов оперативного штаба с одновременной постановкой задач на подготовку сил и средств к эвакуации. В соответствии с указанием руководителя органа внутренних дел оперативный штаб готовит расчеты сил и средств для обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на эвакопунктах, маршрутах следования эвакуируемых, а также в местах их размещения.

Эвакуация населения проводится, как правило, в соответствии с ранее разработанными планами, с некоторыми уточнениями, связанными с особенностями чрезвычайной ситуации. Основными задачами эвакуации являются, прежде всего, обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности в населенных пунктах, подлежащих отселению и заселяемых эвакуируемым населением, а также в местах посадки населения на автомобильный и железнодорожный транспорт, сопровождение автоколонн и железнодорожных поездов с эвакуируемыми, предупреждение паники и дезинформационных слухов среди населения.

При подготовке и проведении эвакуации совместно с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления детально изучаются вопросы о предполагаемых местах расселения эвакуируемого населения, анализируется пропускная способность транспортных магистралей и т.п.

На этапе эвакуации обеспечиваются охрана общественного порядка, противопожарный режим, личная имущественная безопасность граждан, сохранность вывозимого и оставленного в эвакуируемой зоне имущества и техники.

По мере эвакуации людей вводятся контрольно-пропускной и охранный режимы по периметру отселяемой зоны, проверяется техническая укрепленность объектов хранения материальных ценностей.

Заключительный этап − организация охраны общественного порядка и безопасности в посткризисный период, в том числе во время похорон жертв чрезвычайной ситуации.

Решение этой задачи требует проведения специального комплекса мероприятий, включающих в себя: изучение общественного мнения о последствиях и причинах чрезвычайной ситуации; проведение разъяснительной работы среди родственников и знакомых погибших, населения, а также на предприятиях, в учреждениях, где произошла чрезвычайная ситуация или работали пострадавшие; пресечение ложных слухов; выявление готовящихся акций, которые могут привести к возникновению массовых беспорядков; усиление контроля за лицами с антиобщественной направленностью; сбор сведений о времени и месте проведения траурных мероприятий, похорон, поминовении погибших, количестве людей, которые будут принимать в них участие; проведение рекогносцировки объектов, местности, где будут проходить траурные мероприятия; принятие решения на расстановку сил и средств; доведение задачи до исполнителей при проведении указанных мероприятий.

На данном этапе с личным составом проводится разбор его действий, обеспечивается корректировка специальных планов, готовится и направляется руководству итоговая информация об обстановке, о последствиях происшедшего, принятых мерах и результатах деятельности.

Таким образом, чрезвычайный характер ситуаций, возникающих вследствие явлений природного и техногенного характера, объективно изменяет обычный режим функционирования органов внутренних дел и вызывает появление новых и увеличение объема повседневно выполняемых функций обеспечения общественного порядка и безопасности, борьбы с правонарушениями.

Так, анализ ликвидации последствий крупных аварий, связан с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, позволил выделить специфические функции, предопределяющие особенности деятельности органов внутренних дел в указанных ситуациях. Основными из них являются: определение сил, средств и тактики участия в ликвидации последствий аварии; установление и охрана границ зоны аварии, определение направления распространения облака опасного вещества и принятие мер к его рассеиванию, а также охрана новых очагов заражения; участие в информировании населения об опасностях, вызванных аварией и обеспечение в короткое время его эвакуации из опасных зон.

Кроме того, органы внутренних дел должны оказывать помощь по предотвращению утечки опасных веществ, содействовать их удалению и установлению знаков опасности, а также организовывать защиту личного состава от воздействия вредных веществ.

Большую опасность представляют авиационные катастрофы. Место их происшествия, как правило, имеет большую протяженность и сложный рельеф местности, что затрудняет функционирование органов внутренних дел и требует от них учитывать некоторые особенности своей деятельности на месте катастрофы.

При авиационных катастрофах район и периметр оцепления определяются оперативным штабом и согласовываются с председателем комиссии по расследованию авиационного происшествия. Для обеспечения этой задачи выставляется круговое оцепление. Оно осуществляется, как правило, силами воинских подразделений, а также сотрудниками органов внутренних дел.

Наряду с оцеплением места происшествия, силами органов внутренних дел организуется охрана поврежденного (разрушенного) воздушного судна в том положении, в каком оно оказалось в результате летного происшествия. Одновременно принимаются меры к спасению людей, их имущества, осуществлению охраны материальных ценностей.

В первую очередь организуются работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим. Одно из самых важных и трудоемких следственных действий при расследовании авиационных катастроф - осмотр места происшествия.

К данному следственному действию привлекаются личный состав органов внутренних дел, воинских подразделений и работники авиационных предприятий.

Количество поисковых групп, их оснащение, состав и границы осмотра определяются оперативным штабом совместно со следователем и комиссией, производящей служебное расследование авиационного происшествия.

Поисковые работы проводятся непрерывно до тех пор, пока не будут найдены все важные узлы и детали воздушного судна. При необходимости организуются смена и отдых участников поисковых групп их питание на месте работ или в установленных районах.

Особенность организации управления органами внутренних дел при крупных пожарах заключается в том, что при оценке обстановки для принятия решения на использование сил и средств, учитывают специфику технологического процесса объекта, наличие на нем сильнодействующих ядовитых веществ и другие факторы. Кроме того, принимаются меры к усилению охраны общественного порядка, организации работы по розыску и задержанию лиц, причастных к возникновению пожара, а также эвакуации жителей из опасной зоны.

Специфика работы органов внутренних дел при эпидемиях и эпизоотиях состоит, в частности, в усилении надзора за соблюдением должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических правил, прежде всего в местах скопления людей, а также охраны государственного и личного имущества граждан в местах проведения карантинных мероприятий. К специальным задачам органов внутренних дел в этих условиях относят изоляцию очага инфекционных заболеваний и усиление охраны специальных лечебных учреждений, досмотр транспортных средств, грузов, багажа, а также участие в организации эвакуации иногородних граждан, прошедших обсервацию, и ряд других задач.

Следует подчеркнуть, что важным элементом деятельности органов внутренних дел в особых условиях является их взаимодействие с другими органами исполнительной власти. К основным формам данного взаимодействия относятся: постоянная взаимная информация; совместное рассмотрение и обсуждение актуальных вопросов деятельности, планирование мероприятий; исполнение принятых решений и запланированных мероприятий; согласованная расстановка сил и средств при проведении специальных мероприятий, а также совместный контроль за ходом осуществления принятых решений и подведение итогов совместной работы.

Таким образом, как показывает практика, возрастающий размах и опасность чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных обстоятельств требуют привлечения значительно больших по количеству сил и средств, дальнейшего совершенствования управления органами внутренних дел в этих условиях. В связи с этим возможно увеличение объема задач и функций, выполняемых органами внутренних дел как при подготовке к действиям в особых условиях, так и в ходе ликвидации наступивших последствий. Поэтому постоянная специальная подготовка руководящего состава, сотрудников органов внутренних дел, а также решение других организационных вопросов, несомненно способствуют скорейшей локализации опасных событий и явлений а также ликвидации их негативных последствий.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известно, что органы внутренних дел обязаны квалифицированно действовать как в обычных, так, и в необычных − особых условиях. Управление органами внутренних дел в особых условиях обусловлено выполнением общей задачи обеспечения общественной безопасности, реального укрепления общественного порядка, борьбы с правонарушениями, защиты прав и интересов граждан, охраны собственности.

основная:

1. Основы управления в ОВД: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

2. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / под ред. Коренева А.П. – М., 1996.

нормативные акты:

 

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648; СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4294; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5284; СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5498.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Российская газета. 2001. 2 июня.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. от 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; СЗ РФ. № 46 (ч. I). Ст. 4437; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3123.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3452.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837

Указ Президента РФ от 23 сентября 1999 г. № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (с изм. от 22 января 2001 г., 30 июня 2003 г., 3 августа 2005 г., 2 августа 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 13. Ст. 1203; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. II). Ст. 2782; СЗ РФ. 2005. № 32. Ст. 3274; СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3535.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" // Российская газета. 2011. № 25.

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Российская газета. 2011. № 43.

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" // Российская газета. 2011. № 43.

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 "Вопросы организации полиции" // Российская газета. 2011. № 43.

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. 2011. № 43.

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 43.

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 253 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий" // Российская газета. 2011. № 43.

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 254 "О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" // Российская газета. 2011. № 43.

Распоряжение МВД России от 3 июня 2010 №1/4750 «Об утверждении Плана Министерства внутренних дел Российской Федерации по противодействию коррупции на 2010 ­– 2011 годы».

Приказ Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти".

Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. от 22 апреля, 30 июня 2002 г., 21 мая, 25 июля 2003 г., 19 июля, 31 декабря 2004 г., 29 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2416.

Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г., 22 июля, 5 сентября, 3 октября 2005 г., 11 мая, 30 июня 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023; СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3234; СЗ РФ. 2004. № 38. Ст. 3775; СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4107; СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3136; СЗ РФ. 2005. № 37. Ст. 3740; СЗ РФ. 2005. № 41. Ст. 4119; СЗ РФ. 2006. № 20. Ст. 2162; СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2920.

Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. от 29 декабря 2005 г.; 09 июня 2006 г.; 20 сентября 2006 г.; 21 марта 2007 г.; 03 июля 2008 г.; 06 сентября 2008 г.; 23 октября 2008 г.; 17 ноября 2008 г.; 30 ноября 2008 г.; 28 февраля 2009 г.; 24 декабря 2009 г.; 12 января 2010 г.). // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Организационно-тактические принципы построения и деятельности органов внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях | Вопрос №2 Принципы деятельности механизма адаптации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.