КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные типы холодильного транспорта
Холодильный транспорт - важнейшая составная часть непрерывной холодильной цепи. От четкости организации перевозок и совершенства холодильного транспорта в значительной степени зависят сохранение качества пищевых продуктов и уровень потерь как в процессе самого транспортирования, так и при последующем хранении и переработке. Холодильный транспорт соединяет стационарные звенья непрерывной холодильной цепи, обеспечивая неизменность температуры продуктов при перемещении их от звена к звену. Особенно велико значение холодильного транспорта для стран с большими расстояниями между регионами производства продуктов питания и их потребления. Большое значение имеет холодильный транспорт и при торговле продуктами питания между странами. Существующие виды холодильного транспорта представлены железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. На долю железнодорожного холодильного транспорта приходится основной объем перевозок крупных оптовых партий охлажденных или замороженных продуктов. В зависимости от рода перевозимых грузов железнодорожные транспортные средства подразделяют на универсальные (для перевозки всех скоропортящихся грузов) и специальные (для перевозки определенных грузов: молока и молочных продуктов, виноградных вин, виноматериалов, живой рыбы и др.). По способу охлаждения грузового помещения изотермические вагоны подразделяют на вагоны-рефрижераторы, охлаждаемые при помощи холодильных машин; вагоны-ледники с емкостями для льда или льдосоляной смеси; вагоны-термосы с тепловой изоляцией без охлаждающих устройств. По способу отопления изотермические вагоны подразделяются на вагоны с электрическим отоплением и отапливаемые печами-времянками. Приборами электрического отопления оборудованы все вагоны-рефрижераторы. Рефрижераторные поезда и секции имеют, как правило, централизованную систему холодоснабжения. Холодильная машина и дизель-генераторная установка размещаются в специальном вагоне (машинном отделении), из которого охлажденный рассол подается в грузовые вагоны. По назначению рефрижераторные вагоны разделяются на специальные и универсальные. Специальные вагоны используются для конкретных видов охлажденных или замороженных продуктов - молочные и винные цистерны-термосы, вагоны для перевозки живой рыбы и пр. Универсальные вагоны применяются для перевозки любых видов скоропортящихся пищевых продуктов, включая продукты животного и растительного происхождения. Автомобильный холодильный транспорт является основным видом холодильного транспорта, связывающего внутригородские холодильные предприятия, например, распределительные холодильники и холодильники предприятий торговли и массового питания, В последнее время возрастает роль автомобильного холодильного транспорта в междугородных и международных перевозках охлажденных или замороженных продуктов. Автомобильный холодильный транспорт представлен двумя видами - изотермическими и рефрижераторными автомобилями. Изотермические автомобили оснащены теплоизолированными кузовами без системы охлаждения. Пониженная температура в объеме кузова автомобиля поддерживается за счет теплоты, аккумулированной перевозимыми продуктами. Температура воздуха внутри кузова не регулируется, и ее колебания достаточно велики. В некоторых случаях для снижения температуры воздуха в кузов изотермического автомобиля помещают сосуды с водным льдом, сухую твердую углекислоту или аккумуляторы холода с эвтектическими растворами (зероторы). Основной областью применения изотермического автомобильного транспорта являются внутригородские перевозки охлажденных или замороженных продуктов из распределительных холодильников на предприятия торговли и массового питания. Автомобильный холодильный транспорт - это единственное средство, осуществляющее внутригородские перевозки пищевых продуктов. Его используют также для междугородных, межобластных и международных перевозок. По сравнению с железнодорожным транспортом он обладает большими мобильностью и оперативностью. Однако стоимость автомобильных перевозок выше и ограничена сетью автомобильных дорог. Различают два основных типа средств холодильного автотранспорта: изотермические автомобили и авторефрижераторы. Изотермические автомобили имеют теплоизолированный кузов, препятствующий недопустимому повышению (понижению) температуры перевозимых продуктов, но не оснащаются холодильной установкой. Авторефрижераторы оснащены автономными холодильными установками и имеют теплоизолированный кузов. В качестве охлаждающей системы в них используют компрессорные холодильно-отопительные машины или установки с расходуемым охлаждающим веществом - жидким азотом, сухим льдом и др. Температура в кузове изотермического автомобиля поддерживается в определенных пределах за счет холода, аккумулированного грузом, или одним из источников холода - сухим и водным льдом, льдосоляной смесью, эвтектическими растворами в специальных аккумуляторах (зероторах). Источник холода вводится в кузов вместе с грузом. Незначительный запас холода и невозможность регулирования температуры в рабочих помещениях изотермических автомобилей не позволяет транспортировать в них скоропортящиеся продукты. Поэтому изотермические автомобили применяют в основном для внутригородских или областных перевозок. Для перевозки в зимних условиях грузов, требующих положительных температур, изотермические автомобили оборудуют отопителями. По грузоподъемности различают следующие типы автомобильного хладотранспорта: · малой грузоподъемности (до 1 т); · средней грузоподъемности (2 -5 т); · большой грузоподъемности (5 - 20 т). Кузова изотермических автомобилей и авторефрижераторов могут выполняться вместе с автомобилем или в виде полуприцеп; Основными элементами кузова являются каркас, внутренняя наружная обшивки, теплоизоляция, дверная рама. Для охлаждения изотермических автомобилей используют водный лед, льдосоляную смесь. В авторефрижераторах применяют следующие способы охлаждения: машинное, аккумуляционное, сухим льдом, сжиженными газами, комбинированное. Охлаждение сухим льдом имеет ограниченное применение и используется в основном для перевозки мороженого. Сухой лед размещают в кузове в контейнерах, пристенных и потолочных карманах или непосредственно в контакте с продуктами. Рекомендуемые режимы для перевозки автомобильным транспортом охлажденных продуктов представлены в табл. 1
Таблица 1 Температура, поддерживаемая при перевозке охлажденных продуктов автомобильным транспортом, °С
Для охлаждения авторефрижераторов широко применяют сжиженные газы: азот, воздух и диоксид углерода. Предпочтение отдают азоту, который имеет низкую температуру испарения (196°С), позволяет сократить усушку продуктов. Возможно также охлаждение смесью пропана и бутана. Для перевозки молока, воды, кваса, вина и других жидкостей, температура которых не должна превышать допустимой, используют изотермические автоцистерны, которые делят на прицепы-цистерны, автомобили-цистерны и полуприцепы-цистерны. Они могут быть одно-, двух- и трехсекционными. Водный холодильный транспорт является также одним из звеньев холодильной цепи и предназначен для доставки выловленной и переработанной речной, морской или иной продукции к месту потребления, дальнейшей обработки или хранения. Речной или морской водный транспорт, оснащенный теплоизолированными помещениями и установками для искусственного поддержания температурных условий, получил название рефрижераторного. В зависимости от схемы организации лова и переработки речной или морской продукции водный холодильный транспорт может выполнять не только транспортные функции, но и первичную (охлаждение или замораживание) обработку. Транспортные рефрижераторные суда могут быть специализированными или универсальными. Специализированные рефрижераторные суда подразделяются на две категории: · высокотемпературные, для перевозки фруктов, овощей, яиц, охлажденной и малосоленой рыбы; · низкотемпературные, для перевозки замороженной речной или морской продукции. Наибольшее распространение получили универсальные рефрижераторные суда, предназначенные для перевозок разнообразного ассортимента скоропортящихся охлажденных или замороженных продуктов в широком диапазоне температур охлаждаемых камер. В случае необходимости комбинированной доставки охлажденных или замороженных продуктов от места производства до места потребления водным, железнодорожным и автомобильным транспортом используются контейнерные перевозки. Способы и системы охлаждения контейнеров идентичны применяемым в авторефрижераторах. В крупно- и среднетоннажных контейнерах перевозят мясо, мясопродукты, молочные продукты, рыбопродукты, яйцо, пищевые консервы, фрукты и овощи. Малотоннажные контейнеры применяются для перевозки мороженого, полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий, мясных и молочных продуктов, а также медикаментов, биопрепаратов и других скоропортящихся грузов. Универсальная система крепления контейнеров позволяет быстро устанавливать их на железнодорожной платформе, прицепе автомобиля, в трюме или на палубе сухогрузного судна. Водный хладотранспорт. Транспортно-рефрижераторные морские и речные суда используют для внутренних и внешнеторговых перевозок скоропортящихся грузов. Суда могут быть универсальными, осуществляющими перевозку продуктов при различных температурах, и специальными - для перевозки отдельных видов продуктов, требующих определенных условий. Для перевозки замороженных продуктов используют низкотемпературные суда, охлажденных - высокотемпературные. Эксплуатируют также и многоцелевые суда, перевозящие" и обычные, и скоропортящиеся грузы (они имеют рефрижераторные трюмы). Объем трюмов рефрижераторных судов составляет 3500 м3 на рыболовно-морозильных, 9000 м3 на плавбазах и от 500- 800 до 10000-17 000 м3 на транспортных рефрижераторах. На судах используют следующие системы охлаждения: хладоновые непосредственного охлаждения (для провизионных и морозильных камер и трюмов малотоннажных судов), рассольную (и особенно панельную - для перевозки мороженых грузов), воздушную. Холодильные машины размещают по централизованной (в одном месте) и децентрализованной схемам холодильные камеры - в трюмах и твиндеках (надтрюмных помещениях) судов. Воздушный и трубопроводный хладотранспорт. Воздушный хладотранспорт по сравнению с другими видами транспорта позволяет быстрее перевозить грузы на большие расстояния. Воздушным транспортом перевозят фрукты, ранние овощи, ягоды, свежую рыбу, рыбные продукты и др. Перевозят их без специального охлаждения грузового помещения самолетов, так как довольно низкую температуру в нем можно поддерживать циркуляцией холодного наружного воздуха, имеющего температуру -3 °С и ниже при высоте полета 3000 м. Без дополнительного охлаждения можно перевозить и мороженые грузы. Большое значение имеет организация подвоза и вывоза грузов на аэродромы и пункты доставки. В пределах пищевых предприятий жидкие продукты транспортируют по трубопроводам (молоко, пиво и др.). Контейнерные перевозки. Скоропортящиеся грузы часто перевозят несколькими видами транспорта. Для таких перевозок широко используются рефрижераторные (охлаждаемые) и изотермические контейнеры. По грузовместимости все контейнеры делят на крупнотоннажные (масса брутто от 10 до 30 т, вместимость 10 - 50 м3) среднетоннажные (масса от 2,5 до 5 т, вместимость 3 - 8 м3), малотоннажные (масса до 1,5 т, вместимость до 3 м3). Контейнеры имеют теплоизоляционные ограждения. Если они снабжены холодильными установками, их называют рефрижераторными, а если таковые отсутствуют - изотермическими. Крупнотоннажные контейнеры получили наибольшее распространение. Они выполняют две функции: охлаждения (рефрижераторные контейнеры) и транспортной тары большой грузовместимости. Внутри рефрижераторного контейнера температура воздуха регулируется от -18 до +16°С. Для обеспечения транспортных и складских операций, в том числе и при международных перевозках грузов, наружные размеры крупнотоннажных контейнеров регламентированы стандартами Международной организации по стандартизации ИСО. Крупнотоннажный рефрижераторный контейнер имеет теплоизолированный кузов и машинное отделение, в котором размещается автоматизированная хладоновая холодильная машина (встроенная или съемная) и дизель-генераторная установка или система охлаждения жидким азотом. Хладоновые холодильные машины могут получать электропитание от внешней сети (на стоянках) или от собственной дизель-генераторной установки. В крупнотоннажных контейнерах применяют системы машинного охлаждения и охлаждения с помощью сжиженных газов. 90 % всего современного парка контейнеров составляют контейнеры с машинной охлаждающей системой. Контейнеры могут быть со встроенными и съемными холодильными машинами. Встроенные машины аналогичны навесным установкам авторефрижераторов, а съемные представляют собой отдельный блок, высота и ширина которого равны высоте и ширине контейнера. В среднетоннажных контейнерах используют систему машинно-аккумуляционного охлаждения. В аккумуляционных охлаждающих приборах используют эвтектические растворы. Аккумуляционный охлаждающий прибор состоит из батареи, листотрубны элементов, между элементами располагаются мешки из морозе стойкой пленки, заполненные эвтектическими растворами. Малотоннажные изотермические контейнеры, как правило, имеют систем охлаждения. По конструкции они представляют ее бой шкафы каркасного типа с направляющими решетками для установки поддонов. Крупнотоннажные контейнеры перевозят все виды транспорта, их легко перемещать с одного вида транспорта на другой. Мс гут они выполнять и функции автономной холодильной камер!: временного склада. Использование крупнотоннажных контейнеров в непрерывной холодильной цепи позволяет осуществлять доставку грузов «от двери до двери» при оптимальных режимах загрузки, разгрузки и хранения. При этом отпадает необходимость перегрузки скоропортящихся продуктов при смешанных перевозках и краткосрочном хранении на распределительных холодильниках, сокращается время пребывания грузов в пути. Применяют также специальные контейнеры для перевозки о лажденных и только мороженых грузов. Среднетоннажные и малотоннажные контейнеры использук для непродолжительных прямых перевозок скоропортящихся продуктов в основном автомобильным транспортом.
2. Условия, сроки и особенности перевозки различных пищевых продуктов Технология хранения скоропортящихся продуктов во многом определяет и технологию перевозок. Непрерывность холодильной цепи требует соблюдения одинаковых условий как на стационарных холодильниках, так и на холодильном транспорте. Обработка продуктов определяет подготовку транспортных средств. Неблагоприятные условия хранения продуктов на стационарных холодильниках затрудняют перевозки, сокращают предельный срок транспортирования. Рассмотрим особенности транспортирования различных пищевых продуктов. Мясо и мясопродукты. В общем объеме перевозок железнодорожным транспортом мясо и мясопродукты составляют около 6 %. Часть этих перевозок осуществляется в рефрижераторных вагонах, часть -- в вагонах-ледниках. Дальние перевозки в пределах РФ - это поставки в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера с Урала, из Западной Сибири и центра России. Перевозки мяса характеризуются сезонностью, что определяется неравномерностью заготовок скота в течение года: более 40 % мяса заготавливают в сентябре -ноябре. Для транспортирования мяса по железной дороге используют 5-вагонные секции, оборудованные приспособлениями для подвески мясных туш. Используют также автономные вагоны. Вагоны и секции закреплены за крупными мясокомбинатами, постоянно отгружающими охлажденное мясо в промышленные центры. Правые половины полутуши располагают с одной стороны, левые - с другой. Четвертины говядины и туши баранины подвешивают в два яруса на деревянных разгонах или веревках. Перспективна перевозка охлажденного мяса в ящиках. Для этого туши разрубают на стандартные отруба, которые обертывают целлофаном и плотно укладывают в ящики. Такой способ позволяет лучше использовать транспортные средства (более плотная загрузка), сокращает усушку, улучшает санитарные условия. Переохлажденное мясо укладывают вдоль вагона на напольные решетки плотными штабелями в клетку. Основную часть и мяса, и мясных продуктов перевозят в мороженом состоянии. Мясо укладывают в вагоны плотным штабелем, что позволяет лучше аккумулировать холод и уменьшает усушку. Мясо разных категорий упитанности загружают в вагон раздельно. Сроки его перевозки зависят от типа вагона, времени года и составляют в среднем 5 - 20 суток для мороженого, 3 - 12 для охлажденного. Такие же способы укладки используют при перевозке мяса автомобильным хладотранспортом. Совместная перевозка охлажденного и замороженного мяса не рекомендуется, допускается лишь кратковременная перевозка при температуре 0- 1°С. Рыба и рыбопродукты. Добычей рыбы в России занимаются пять рыбопромышленных объединений: Западное, Северное, Азово-Черноморское, Каспийское и Дальневосточное. Они отгружают по железным дорогам из портов более 80 % объема погрузки рыбы. Остальные перевозки - внутриобластные и внутриреспубликанские. Концентрация грузов благоприятна для организации перевозок и ускоренной доставки их в места потребления. Однако из-за удаленности пунктов добычи от основных мест потребления средняя дальность перевозки рыбы значительно выше, чем других скоропортящихся грузов. До поступления на наземный транспорт значительная часть рыбы длительное время находится на морском транспорте, где ее сохранность обеспечивается рефрижераторными судами, и в портовых холодильниках. Рыбу, поступающую в порты в обработанном виде, перегружают в вагоны с борта судна. Охлажденную (пресной или морской водой, льдом) рыбу перевозят в ящиках или ящиках-клетках, сухотарных бочках, которые укладывают в вагоны или автомобильные кузова плотными и правильными рядами. Сохранность ее обеспечивается за счет непрерывного таяния льда, слоями переложенного с рыбой. Чаще осуществляют перевозки мороженой рыбы. Рыбу сухой заморозки перевозят в картонных коробах или деревянных ящиках, замороженную мокрым способом перевозят в не пропускающих рассол специальных контейнерах, противнях. Температура перевозки не выше -18°С для рыбы сухой заморозки, -12°С - мокрой заморозки, при льдосолевом и естественном способах заморозки - не выше -6°С. Вяленую рыбу упаковывают в ящики с отверстиями для вентиляции, драночные короба, плетеные корзины, рогожные кули, мешки, сухотарные бочки. Рыбу в мягкой и жесткой таре укладывают в вагон или кузов в несколько рядов, прокладывая рейками, в шахматном порядке, оставляя между рядами зазоры для циркуляции воздуха. Рыбу холодного копчения перевозят упакованной в деревянные и картонные ящики, короба, корзины, сухотарные бочки при температуре от 0 до 5 ºС. Рыбу горячего копчения принимают к перевозке железной дорогой только замороженной, доставляется она рефрижераторным железнодорожным и автомобильным транспортом.
Икру перевозят в ящиках (баночная) и бочках (бочковая) 1 рефрижераторных вагонах и автомобилях. Плодоовощные товары и картофель. Условия транспортировка плодов и овощей зависят от ряда факторов: их способности сохраняться, условий выращивания, степени зрелости и т.д. Для успешной перевозки плодов и овощей они должны быть тщательно упакованы в соответствующую тару. Наилучшая укладка плодов и овощей в тару такая, при которой они не соприкасаются друг другом. Для этого используют различные упаковочные материально полиэтиленовую пленку, древесную стружку, бумагу и т.д. Предельные сроки перевозки свежих плодов и овощей зависят от вида транспорта, вида продукции, периода года и составляют, например, для летних яблок в изотермических вагонах 20 сутки летних груш 12, сливы 16, земляники 3, капусты 15 - 18, картофеля раннего 14, позднего 20 сутки и т.д. Молоко и молочные продукты. Из-за краткого срока хранения этих продуктов перевозка их должна быть четко организована. Наибольшую часть молока перевозят в специальных цистернах. Сливочное масло перевозят в ящиках и бочках, топленое - в бочках. В зависимости от температуры транспортировки масло укладывают плотно (при температуре не выше -20 °С), вертикальным или шахматным способом. Сыры упаковывают в дощатые ящики и деревянные барабаны. Крупные сыры можно перевозить без тары на стеллажах. Температуру поддерживают от 0 до 5 °С. Не ограничивают сроки доставки в изотермических вагонах сливочного масла, сыров; для молока этот срок не больше 3 сутки, творожных сырков 2 сутки. Виноградные и плодово-ягодные вина перевозят в стандартных бочках и бутылках, упакованных в ящики. В зимний период бочковые вина перевозят с отоплением или без отопления (тогда во избежание разрыва бочки не доливают на 10-15 %). Вина перевозят также в цистернах-термосах и в изотермических вагонах, что позволяет в 3 раза лучше использовать грузоподъемность транспорта. Пиво в бутылках упаковывают в ящики или заливают в дубовые бочки и перевозят в рефрижераторных вагонах. Минеральные воды можно перевозить навалом, переложенными сеном или соломой. Консервная продукция. В общем объеме перевозок скоропортящихся грузов консервная продукция составляет около 20 %. Рыбные и мясные консервы перевозят равномерно в течение года. Перевозка плодоовощных консервов имеет ярко выраженную сезонность. В зависимости от времени года консервы перевозят в изотермических вагонах без утепления, с утеплением, с отоплением.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |