КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Курс лекций
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Омск 2007
УДК 37.037.1(073) ББК 75.1 я 73 Ф49
Рецензенты: В.А. Сальников, д-р. пед. наук, профессор; Л.Г. Харитонова, д-р. биолог. наук, профессор
Ф 49 Физическая культура: учеб. пособие (второе издание) / Ж.Б. Сафонова, В.М. Шулятьев, Б.В. Кимейша, В.Ф. Красавина, Е.Г. Бабушкин;
Включает цикл лекций обязательного теоретико-методического материала для итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура» и позволяет систематизировать и углублять знания по основам теории и методике физического воспитания. Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни, психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений при организованных и самостоятельных формах занятий физической культурой. Предназначен для преподавателей физической культуры и студентов высших и средних учебных заведений.
Печатается по решению редакционно-издательского совета УДК 37.037.1(073) ББК 75.1 я 73 Ó Авторы, 2007 Ó Омский государственный технический университет, 2007 Предисловие (КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ)
Высшие учебные заведения любого общественного строя выполняют свою главную задачу – способствуют формированию образованного, всесторонне развитого специалиста, готовят его к трудовой деятельности в сфере производства. Одновременно задачей высшей школы является воспитание культурного человека, способного в повседневной жизни реализовать свои потребности, участвуя в различных видах деятельности. Наряду со специальными предметами «Физическая культура» в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов дневного обучения впервые предусмотрена итоговая аттестация в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы вышеназванной дисциплины. В связи с этим возникла необходимость теоретико-методических знаний в виде курса лекций. Коллективом преподавателей кафедры физвоспитания и спорта Омского государственного технического университета были разработаны лекции по соответствующей тематике: В.М. Шулятьевым, д-ром пед. наук, проф. (л. 1); Ж.Б. Сафоновой, д-ром пед. наук, проф. (л. 3, 9); Б.В. Кимейшей, канд. пед. наук (л. 2 ч. 2,4); В.Ф. Красавиной, канд. пед. наук, доц. (л. 6); Е.Г. Бабушкиным, канд. пед. наук, доц. (л. 2 ч. 1,7, 8); Н.Н. Ляликовой, канд. пед. наук, доц. (л. 10,); В.И. Кузьминым, канд. биол. наук, доц. (л. 11); Т.М. Ушаковой, доц., засл. тренером РФ (л. 5). С момента выпуска первого издания учебного пособия «Физическая культура» – курс лекций прошло четыре года. Книга стала основой подготовки студентов 4-го курса к обязательной, итоговой аттестации завершения обучения по предмету «Физическая культура». Учебное пособие дополняет учебник «Физическая культура студента» (коллектив авторов, изд-во Гардарики), впервые изданный в 1999 г. под ред. В.И. Ильинича и переиздаваемый ежегодно, количество экземпляров которого, имеющееся в библиотеке, не восполняет потребности в нем при подготовке к экзамену. За прошедшие годы четырехлетнего опыта лекционной работы со студентами на основе материала учебника, нашего учебного пособия и результатов итогового экзамена было выявлено, что материал не всех глав (тем) и отдельных разделов усваивается неодинаково качественно (по данным проведенного анкетирования 325 студентов). Аналогичные данные приводит и В.И. Ильинич, В связи в вышеизложенным авторским коллективом нашего учебного пособия были внесены изменения в отдельные разделы в виде более упрощенного для понимания студентов текста (с исключением сугубо научных специфических терминов теории и методики физической культуры) и дополнения в темы 1, 2, 4, 6, 7, 9 в виде более четкого описания различий между физиологическими и функциональными системами, с приведением примеров, а также представлены современные методики самостоятельных занятий физической подготовкой и самоконтроля за адекватностью реакций организма на физическую нагрузку. Переработаны и дополнены темы 10 и 11 с позиций современного видения необходимости знаний для будущих специалистов с примерами, убеждающими в полезности их использования для обеспечения высокой работоспособности. Новое издание дополнено библиографическими источниками последних лет. Пособие содержит лекционный материал, необходимый для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения использовать полученные знания для личного и профессионального развития, самосовершенствования, а также организации здорового образа жизни. В отличие от популярных изданий авторы представили учебный материал по вопросам теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, спортивной медицины, личной гигиены и психофизической тренировки в адаптированном варианте для студентов нефизкультурных вузов, используя научные труды ученых по вышеназванным дисциплинам (в тексте лекций даны ссылки). Пособие содержит 11 лекций по предусмотренным программой обязательным темам теоретических занятий. Обращаем внимание читателей на третью и шестую темы, дополненные текстом, имеющим факультативный характер, с целью расширения профилактических знаний в современных условиях жизнедеятельности: в частности, это разделы о факторах риска ишемической болезни сердца (ИБС) и других неинфекционных заболеваний, а также вопрос управления самостоятельными занятиями. Основанием к этому явилась вызывающая опасения и наметившаяся в последние годы (по данным литературы и собственным исследованиям) негативная тенденция роста сердечно-сосудистой патологии и явная преемственность между структурой подростково-юношеской заболеваемости и болезнями взрослых, что требует по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения не только полноценного лечения, но и разработки действенных мероприятий как по первичной, так и по вторичной профилактике ИБС на уровне всего населения. В оглавлении представлена рубрикация каждой темы, ее разделы и подразделы. По каждой теме с целью сокращения времени на подготовку к экзамену дан список литературы. Разумеется, лекции не претендуют на исчерпывающее освещение рекомендуемой учебной программой тематики. Тем не менее, надеемся, что разработанный материал явится значительным вкладом в углубление знаний по данной дисциплине. Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 1.1. Физическая культура и спорт – составляющие
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |