КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация работы по плаванию в детских специализированных спортивных школах
Детские спортивные школы организуются в системе министерств образования, при спортивных обществах, различных организациях и ведомствах, имеющих зимние или открытые плавательные бассейны стандартных размеров. По своему характеру, направленности, преемственности и финансированию детские спортивные школы (ДСШ) могут именоваться ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы), СДЮШОР (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва) и др. Они могут работать совместно или входить в состав ШВСМ (школы высшего спортивного мастерства), ЦОР и ЦОП (центров олимпийского резерва и центров олимпийской подготовки) и т. д. Основная же задача всех детских спортивных школ — готовить спортсменов, проводить селекцию и отбор для их дальнейшей высококвалифицированной подготовки. Однако ДСШ решает и множество других задач: воспитательных, образовательных, прикладных, оздоровительных. Причем, учитывая нехватку бассейнов при общеобразовательных школах, именно ДСШ решают задачу массового обучения детей плаванию. Большинство детей, может, и не став спортсменами, даже на начальном этапе научились в них плавать, а их организм получил тот оздоровительный эффект, который необходим в их возрасте. Детские спортивные школы работают круглогодично. Учебные группы в них комплектуются с учетом возраста и степени подготовленности детей. В школах организуются, как правило, подготовительные, учебные, учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования. Классификация и деление на группы могут быть и несколько иными, и осуществляться в зависимости от поставленных задач и возможностей ДСШ. Основными документами планирования учебно-тренировочного процесса являются программа, учебный план, перспективный (многолетний) план подготовки юных спортсменов, годовой план круглогодичной учебно-тренировочной работы, проведения соревнований, осуществления медицинского контроля над занимающимися, график прохождения учебного материла, поурочные рабочие планы, конспекты уроков, расписание занятий. Учебный план предусматривает для каждой группы теоретические и практические занятия, судейскую и инструкторскую практику. Учебно-тренировочный процесс в ДСШ строится на основании действующей программы, где весь учебный материал дан отдельно для каждой возрастной группы. Работа в учебных группах направлена на обучение занимающихся технике всех спортивных способов плавания и на их разностороннюю физическую подготовку. В учебно-тренировочных группах продолжается совершенствование техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Для развития и воспитания других физических качеств широко применяются средства из других видов спорта. В группах спортивного совершенствования идет работа по подготовке спортсменов к достижению высоких спортивных результатов. ДСШ в зависимости от конкретных условий работы, а также календаря спортивных соревнований планирует работу на каждый год, составляя график прохождения учебного материала для каждой группы. При этом для учебных групп материал располагается по месяцам. Годовой график для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования имеет другую форму, так как учебный материал планируется не только по месяцам, но и по соответствующим периодам тренировки (подготовительный, соревновательной периоды, макроциклы и микроциклы). В графике отражаются прохождение теоретического и практического материала, сроки участия в соревнованиях и прохождения медицинских осмотров. К оперативному (текущему) планированию в ДСШ относятся рабочие планы и конспекты занятий. На основе графика прохождения учебного материала и программы составляется рабочий план сроком на неделю, месяц или тренировочный цикл. В нем приводятся упражнения или группы упражнений, для каждой части урока даются основные организационно-методические указания. На каждый урок на основании рабочего плана и программы составляется конспект. В конспекте приводится перечень всех упражнений (по частям урока), определяется дозировка (количество повторений или время выполнения). Организационно-методические указания должны подробно отражать специфику упражнения или игры и быть понятны занимающимся. Для успешного осуществления учебного или учебно-тренировочного процесса большое значение имеют учет и контроль. Хорошо организованный учет способствует выявлению положительных и отрицательных сторон в работе, позволяет при составлении очередных планов использовать полученные данные. Существует три вида учета: предварительный, текущий и итоговой. Предварительный учет включает анкетные данные на каждого занимающегося, характеристику его физического развития и плавательной подготовленности. Полученные данные регистрируются в личной карточке спортсмена (учащегося). Документами предварительного учета являются также медицинская карта и журнал учета занятий. Сбор указанных сведений ведется при приеме в ДСШ. Текущий учет проводится на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, медицинских осмотрах. Он позволяет контролировать весь ход работы на протяжении учебного года. Документами текущего учета служат журнал учета занятий, личная карточка спортсмена, медицинская карта, дневник тренера и спортсмена. В журнале учета занятий регистрируются посещаемость, краткое содержание занятий, успеваемость, выполнение разрядных требований и нормативов, даты прохождения медицинских осмотров. Личная карточка (зачетная книжка) спортсмена служит для регистрации его спортивных показателей, перехода из группы в группу и является первичным документом для оформления разряда. Медицинская карта ведется врачом и хранится в медицинском кабинете. В ней регистрируются данные углубленных (УМО) и периодических осмотров, причины и сроки болезней. Кроме того, врач может также регистрировать рост спортивных результатов. На основании медицинской карты визируются заявки на соревнования (т. е. допуск врача). Данные диспансеризации и УМО врач заносит в журнал учета и заверяет их. Дневник спортсмена должен вестись систематически и отражать не только содержание учебно-тренировочных занятий, но и основные данные медицинского контроля и самоконтроля, самочувствие во время тренировки и после нее, анализ результатов, показанных на соревнованиях. Тренер систематически контролирует ведение дневника, помогает правильно делать спортсмену сокращенные записи упражнений и заданий. Дневник может быть как строго установленной формы (принятой в ДСШ), так и произвольной. В дневнике тренера записываются рабочий план тренирующихся, их результаты, ежедневное выполнение заданий, данные контроля и т. д. Итоговый учет — это сжатое, но конкретное изложение работы, выполненной за определенный отчетный период (цикл, полугодие, год и др.). Итоговый учет должен охватывать все формы и содержание работы школы. При характеристике учебно-тренировочной работы отражается выполнение планов по всем возрастным группам: количество проведенных занятий (число занятий и количество часов по всем разделам программы); изменение объема преодолеваемых отрезков и дистанций, интенсивность выполнения; количество состязаний и результаты участия школы и отдельных пловцов в ответственных соревнованиях; реализация плана подготовки спортсменов-разрядников; количество детей, обученных плавать, и др. Здесь же анализируются причины имеющихся недостатков в работе и намечаются предложения по их устранению. Проведение учебно-тренировочного процесса подразумевает и соответствующий контроль этого процесса. Существует три формы контроля: педагогический, врачебный и самоконтроль. Педагогический контроль осуществляется тренером (преподавателем) в процессе занятий. Анализируя и обобщая содержание учебно-тренировочных занятий, результаты участия в соревнованиях, данные врачебного контроля и самоконтроля, педагог может вносить коррективы в планы тренировок, варьировать тренировочными средствами, изменять нагрузку. Врачебный контроль позволяет тренеру (преподавателю) определить, как спортсмен переносит тренировочную нагрузку, состояние его здоровья и тренированности. Тренер получает информацию об отклонениях в функциональном состоянии организма пловца и в соответствии с этим определяет степень нагрузки на данном тренировочном этапе. Врач, тренер и спортсмен должны работать в тесном контакте. Регулярный врачебный контроль — одно из важнейших условий достижения высоких спортивных результатов. Спортсмен должен систематически проводить самоконтроль как в процессе тренировки, так и во время отдыха. Это подсчет пульса и частоты дыхания, проверка веса, запись в дневник самочувствия (сон, аппетит, работоспособность, интерес к занятиям, специфические ощущения: есть ли «чувство воды», «какое оно?» и т. д.).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |