Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия графического дизайна. Отрасли графического дизайна. Художественный язык и приемы графического дизайна

 

Графика стала самостоятельным видом искусства лишь в эпоху Возрождения, где-то на рубеже 14 и 15 веков. А рисование – одна из древнейших форм изобразительного творчества, возникшая на заре человеческой истории.

Слово графика поначалу больше применялось больше к письму, чем к рисунку. Сейчас это всеобъемлющий термин, который позволяет объединять карандашный набросок с натуры и полиграфический плакат, фирменный или геральдический знак и резцовую гравюру, рисунок шрифта и книжную иллюстрацию.

 

В настоящий момент одной из самых востребованных форм дизайнерской деятельности является графический дизайн. Графический дизайн практически универсален, его художественно-образный язык модифицируется в зависимости от сферы применения: в полиграфической продукции, в дизайне текстиля, в телевизионной графике и рекламе и т. д.

Каждый шедевр графического дизайна аккумулирует в себе знания философии, технологии, мифологии, истории, религии, политики, экономики.

 

Отрасли графического дизайна.

 

Существует множество классификаций видов и отраслей графического дизайна.

 

Можно принять такой вариант классификации:

Тиражная графика (книга, шрифт, афиша, плакат и т.п.)

Промграфика (знаки, символика)

Компьютерная (информационная) графика (телевизионная графика, веб-дизайн и т.д.)

 

Можно классифицировать графический дизайн по другому принципу:

Рекламная (коммерческая) графика (все, что связано с рекламированием той или иной продукции). Тогда сюда войдут все составляющие фирменного стиля, телевизионная и полиграфическая реклама, плакат и т.д.

Некоммерческая графика. Сюда входят все разделы графического дизайна, не призванные напрямую рекламировать тот или иной продукт. Это искусство книги, печатная графика, стритарт (искусство граффити), артдизайн, знаки визуальной коммуникации (пиктограммы), может быть дензнаки и т.д.

 

 

I. Pекламная графика.

 

Составляющие фирменного стиля – логотип, этикетка, плакат, шрифт, визитка, упаковка, графический дизайн на текстильных изделиях (например, тиширт-дизайн) и т.д. – в зависимости от того, насколько широко заказчик представляет себе то, что называется «корпоративный дизайн».

Рекламной графикой считается и телевизионная реклама – заставки и рекламные ролики, отчасти компьютерная графика.

 

II. Некоммерческая графика.

 

Искусство книги – начиная со шрифта, оформления и заканчивая иллюстрацией и книжным знаком. Книга может быть и произведением рекламной графики в зависимости от ее предназначения и целей издателей. К примеру, журнальная графика, газетная графика и вообще графическое оформление периодических изданий может рассматриваться как «чистое» полиграфическое искусство, а может как реклама с целью обеспечения большего количества продаж.

Искусство оформления денежных знаков можно считать, пожалуй, наиболее «чистым» от коммерческих целей, несмотря на парадоксальность этого заявления.

Плакат может быть коммерческим, а может быть политическим («Ты записался добровольцем?») или социальным («СПИД не спит»).

Компьютерная графика может быть также «чистым» оформительским искусством.

Графические знаки и символы как правило тоже относятся к некоммерческой графике. Пиктограммы – это рисуночное письмо, изображение предметов, событий или действий посредством условных знаков. Иконические знаки – графические знаки, являющиеся копией обозначаемых ими объектов или имеющих с ними частичное сходство. Абстрактные знаки – графические знаки, в изображении которых отсутствует какое-либо сходство с отображаемыми ими предметами, само изображение крайне упрощено.

На границе средового дизайна и графического находится такая отрасль дизайна, как стритарт (граффити).

Артдизайн может реализовываться в любой отрасли дизайна – в средовом дизайне, дизайне костюма, графическом дизайне и даже промышленном (индустриальном). Особенность артдизайна в том, что усилия дизайнера направлены, в первую очередь, на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия артдизайна не имеют утилитарного значения, являются почти исключительно декоративными, выставочными, произведениями «чистого» дизайнерского искусства.

 

Художественный язык и приемы графического дизайна.

 

ХХ век войдет в историю цивилизации как век открытия новых видов энергии – ядерной и термоядерной, век покорения космоса, а также век информационно-коммуникативного «взрыва». Изобретение и развитие фотографии и информационных технологий пробудили интерес общества к визуальным формам выражения различных идей и визуальным средствам передачи информации.

Произведение графического дизайна обращено не только к зрению адресата, его воспринимающего (визуальный объект), но зачастую и к осязанию (кинестетический объект).

Так или иначе, формируя художественный образ, графический дизайнер использует те или иные приемы. Он использует художественные принципы построения изображения, выраженные в сжатой, лаконичной форме. Существует множество (15) принципиально различных способов визуализации смысла в графическом дизайне: синонимия, метафора, метонимия, антонимия, гиперболизация, гротеск, символизация, аллегория, стилизация, метаморфозы зрительных образов, формализм, серийность, логографика, абсурдизация и синтез.

Эта типология может быть применена не только к сфере дизайна – например, определенную аналогии можно увидеть в литературе, где применяются и метафоры, и гиперболы и т. д. («Под катится градом» - гипербола и метонимия).

 

1. Синонимия – наиболее простой прием выражения смысла в графическом дизайне. Синонимы – «око» и «глаз», «путь» и «дорога». Синонимия – это тип визуализации смысла, когда изображение тождественно передаваемому смыслу. Синонимия – тождество.

Примеры – весь мир журнальных иллюстраций по рекламе изделий текстильной и легкой промышленности и многих других потребительских товаров.

Синонимичны книжные иллюстрации, которые сюжетно, напрямую передают содержание текста (например, иллюстрации О. Бердслея «Али-баба» и «Прическа»).

Синонимичны русские наивные лубочные картинки, например «Кот казанский».

Но в русском лубке иногда сквозь синонимичное изображение пробивается другой тип – символизация, где в образе кота сделана попытка нарисовать карикатуру на русского царя Петра 1.

Синонимичны логотипы и знаки известного графика В.С. Акопова – знак фирмы «Vedema Villas», эмблема Большого театра, знак международной туристической компании «World Adventures», эмблема «Советские железные дороги (международные перевозки)» и многие другие.

Синонимия всегда достаточно проста для понимания, но с помощью синонимии нельзя выразить сложную тему или обобщенное понятие.

В рекламе промышленных изделий к синонимии обращаются, когда потребителю предлагают новый товар, нуждающийся в продвижении, и когда новая форма товара является главным аргументом рекламной кампании.

Интересно, что в авангарде 20-х годов рекламные работы А. Родченко, одного из ярчайших представителей беспредметного искусства, синонимичны. Это сделанные с помощью фотомонтажа рекламные плакаты для ГУМа.

 

2. Метафора означает «перенос», употребляется для образного выражения понятия. В русском языке посредством метафоры возможно употребление слова или выражения в переносном смысле – для большей образности, т.е. перенесение на один предмет или явление характерных признаков другого предмета или явления. Например, «говор волн», «небо нахмурилось», «солнце встало» и т.д. Метафора – иносказание.

Метафора в графическом дизайне – нахождение наглядного эквивалента для выражения «невидимого» смысла. Например, плакат И. Майстровского к фильму А. Тарковского «Жертвоприношение». Мы видим изобразительную метафору – «отрезанный ломоть» - так дизайнер выражает тему одиночества героя фильма.

Другой пример – плакат английского художника F. Henry Kay Henrion – «Стоп ядерному самоубийству». Изображение ядерного взрыва наложено на череп – символ смерти, и мы понимаем, что последствия ядерной войны губительны.

Метафоричны театральные плакаты Н. Милашевой к опере А. Колкера «Смерть Тарелкина» и В. Михеева к пьесе по произведению А.П. Чехова «Анна на шее».

Метафоричен фотомонтаж А. Родченко – обложка книги В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». Портрет Маяковского, земной шар с аэропланами, летающими по определенной орбите, наводит мысль о планетарном мышлении поэта. Аналогичен по приему плакат Восьмого Московского международного фестиваля рекламы. Здесь соединяется портрет человека с главным призом фестиваля – «Золотым яблоком». В этих двух плакатах соединены два типа визуализации смысла – метафора и метаморфозы зрительных образов.

В рекламе часто используют метафору для остроты подачи рекламируемого товара.

 

3. Метонимия по-гречески обозначает «переименование». Это оборот речи, основанный на замене одного слова или выражения другим в силу смежности понятий. Например, «лес поет» вместо «птицы в лесу поют», «читать Пушкина» вместо «читать произведения Пушкина», «русский лен» вместо «ассортимент льняных изделий» и т.д.

В графическом дизайне метонимия – замена одного объекта другим, имеющим какую-нибудь связь с первым. Смежные связи между изображением и его смыслом могут быть такие: процесс – результат, причина – следствие, материал – изделие, часть – целое и т.д. Например, на обложке проспекта коллекции моделей одежды изображена пуговица. Пуговица – это часть, символизирующая целое – модную одежду.

В рекламе вермута – плакате М. Марфея – потребитель вермута представлен «джентельменским набором»: шляпой и перчатками, что в сознании зрителя дополняется образом элегантного молодого человека, пьющего вермут.

Реклама радиостанции «Радио-престиж, 101.7 FM»: на эмблеме изображена «бабочка» - элемент элегантного мужского костюма. Так радиостанция говорит о социальном слое своих «престижных» клиентов, в гардеробе которых, разумеется, есть смокинг с «бабочкой».

В метонимической рекламе изображение строится часто за счет минимума средств, часто часть выражает целое. Может использоваться увеличение фрагмента, фотонаплыв, крупный кадр. Например, плакат польского художника T. Cronowski «Джентельмен» показывает нам элегантную леди с собачкой. Мы видим только собачку, элегантную обувь и часть костюма, но сознание дорисовывает образ элегантной красивой женщины.

 

4. Антонимия происходит от слова «антоним». Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Например, твердый – мягкий, горячий – холодный и т. д. Антонимия – контраст посредством противопоставления крайностей.

В знаменитом гимне Интернационала «Кто был ничем, тот станет всем» используется антонимия.

В графической работе М. Эшера «Circle Limit IV» представлены полярные образы: святой дух в виде белокрылых дев и сатанинские силы в образе черных мышей. Они по силуэту «перетекают друг в друга». Композиция вписана в круг – символ вечности и совершенства. В гравюре М. Эшера «Козел отпущения» изображены также полярные образы – Божественный Агнец и козлоподобный Сатана, выраженные соответственно белым и черным цветом.

В графическом дизайне антонимия встречается редко, может быть наряду с другими способами выражения смысла. Например, киноплакат А. Гайдая «Бомж» изображает галстук – элемент элегантного мужского костюма (метонимия) как антипод социальному положению героя (антонимия). Галстук облеплен репейником (синонимия), отбрасывает тень в виде мужской головы (символ) на сморщенный, «потрепанный жизнью» фон – символ неустроенной жизни героя.

Еще один пример в рекламе – имиджевый плакат Ольги Полухиной для шоу-показа коллекции «Проектирование тела», где коллекция одежды рекламируется посредством демонстрации обнаженного тела. В данном плакате применены два типа смыслообразования – антонимия и серийность.

 

5. Гиперболизация. Гипербола означает преувеличение. В русском языке это оборот речи, чрезмерно преувеличивающий отдельные качества предмета для достижения более сильного впечатления: «В сорок солнц закат запылал…» (В. Маяковский). Гиперболизация – чрезмерное преувеличение.

Как художественный прием гиперболизация широко используется в фольклоре, сказках, декоративно-прикладном искусстве.

В графических листах Ф. Мазереля «Visions» в портретах мужчины и женщины размеры лиц гипертрофированы – чрезмерно преувеличены (они больше окон домов) в целях художественной выразительности. Концертный плакат О. Бондарь «Балбесиада» также пример гиперболизации. Утрированная пластика центральной мужской фигуры в графическом листе М. Шагала «Беженцы. На прогулке» - визуальная гипербола, передающая трагическое мироощущение сломленных жизнью людей. В плакате Д. Моора «Помоги» применены гиперболизация, символизация и метафора. Фигура крестьянина означает народ (символизация). Фигура утрирована (гиперболизация). Изображение фигуры, экспрессивной, истощенной – метафора голода на Руси в 1921 году.

Рекламный коммерческий плакат Сатои Касимото, получивший золотую медаль на 16 международном биеннале плаката в Варшаве в 1998 году – типичный пример гиперболизации.

 

6. Гротеск. Слово «гротеск» происходит от французского, означающего «причудливый, затейливый». Этот термин вошел в употребление в европейском искусстве в 15-16 веках как название причудливо переплетающихся орнаментальных изображений животных и растений, обнаруженных в развалинах римских построек. Постройки называли «гротами» (по-итальянски «гротта» - грот, античная руина).

Европейцы прочно связали понятие гротеск с категорией комического. Часто гротеск – это смех сквозь слезы, болезненный смех, имеющий трагический оттенок, вызывающий чувство сожаления, негодования, презрения или страха.

В литературе таковы произведения Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, в изобразительном искусстве – гротескные произведения Ф. Гойи, в музыке – саркастические диссонансы Д.Д. Шостаковича. В седьмой симфонии Шостаковича сатирически-гротескно изображена зловещая поступь фашистского нашествия.

В изображении гротеск совмещает элементы сатиры и карикатуры. В графическом дизайне гротеск проявляется часто в жанре остросоциальной политической карикатуры. Например, политические карикатуры Д. Моора «Первые шаги французского министра» и «Комики-эквилибристы».

Гротеском являются шаржи Б. Нушича, например «Миленко Щербан», плакат Н. Акимова к пьесе А.В. Сухово-Кобылина «Дело».

Примером применения гротеска в рекламе и социальном плакате может служить плакат Агея Томеша «Look at the death», где применены гротеск и метафора. Зрительное превращение женского лица в череп говорит о предполагаемых результатах применения наркотиков.

7. Символизация. Символ переводится с греческого как «опознавательная примета», «знак». Символ – это художественный образ, имеющий знаковое содержание, или знак, ориентированный на членов определенной общественной группы. Символ в изобразительном искусстве – зашифрованное послание. История знаковой символики связана с развитием цивилизации. Первобытный орнамент, наносимый на тело человека, его одежду и жилище, имел символическое значение и применялся для магических целей. Эмблемы городов, гербы, штандарты и знамена различных государств и в настоящее время имеют символическое значение. Многие символы совпадают как в примитивных обществах, так и в развитых цивилизациях. Это относится прежде всего к простым геометрическим фигурам и их производным – треугольнику, окружности, квадрату, ромбу, кресту, звезде и т.д.

Часто символы имитируют форму различных существ и предметов и обозначают некоторые присущие им качества. Например, изображение льва символизирует храбрость, скалы – стойкость, лиры – музыкальное или поэтическое вдохновение, пчелы – трудолюбие. Товарные знаки многих всемирно известных фирм включают различные символические изображения.

В искусстве рубежа 19 – 20 веков было направление символизм, захватившее театр, живопись, литературу, музыку. Представители символизма – О. Уайльд, Д.С. Мережковский, А. Блок, К.Д. Бальмонт, А.И. Бенуа, К.А. Сомов, О. Редон, композитор А.Н. Скрябин и другие.

В графическом дизайне используются универсальные символы, устоявшиеся в предшествующих культурах или понятные современникам. Например, изображение сердца означает любовь. В изображениях Древнего Египта сердце умершего взвешивают для определения его дальнейшей судьбы, изображение сердца в терновом венце – символ Распятия, «пронзенное сердце» - изображение, которое в средние века было известно под названием Arma Virginis – герб Святой Девы Марии, олицетворяет душевные муки и страдания Богоматери. Сердце, пронзенное стрелой купидона – изобразительный символ эпохи Ренессанса, стало символом Дня Святого Валентина.

Плакат Хироши Танака «Blood Donor Drive», посвященный донорскому движению, получил золотую медаль и первую премию на конкурсе в Варшаве в 1965 году. Плакат Г.Ш. Гесявичоса, посвященный выставке произведений репрессированных художников, называется «Творчество репрессированных». Он изображает сердце с крестом, пронзенное множеством шпаг.

Театральный плакат О. Векленко к пьесе по произведению М. Булгакова «Собачье сердце» изобразительно показывает очерствевшее сердце, поросшее шерстью. Здесь задействована и символизация и метафора, поскольку последствия деятельности людей с «собачьим сердцем» лежат за пределами изображения.

В графической иллюстрации О. Бердслея «Зеркало любви» в форме сердца сделано зеркало. Сердце с приклеенной пуговицей изображено в книге А. Крученых «Заумная книга», автор О. Розанова.

Изображение птицы в истории культуры – символ как человеческого, так и космического, и Святого Духа. Представление о птице как о символе человеческой души достаточно распространено во многих культурах. Изображение голубя как символа Духа Святого используется в иконописи. Знаменит «Голубь мира» П. Пикассо, в котором совмещен женский портрет и изображение голубя.

Изображение дерева является метафорой сотворения мира, поскольку дерево символизирует библейское «Древо Жизни» или «Древо Познания добра и зла». В христианской иконографии история Древа Жизни тесно связана с историей Креста, поэтому часто крест изображается как Древо жизни.

В Бхагаватгите перевернутое дерево олицетворяет идею происхождения всего из единого корня.

В западных мифологиях структура Мирового древа – это триада, состоящая из кроны, ствола и корней. Корни дерева в земле символизируют подсознание, мощный ствол – физическую жизнь, крона, устремленная к небу – духовную жизнь. Древо, разделив мир на три яруса (небо, землю и подземный мир), по древним мифологическим представлениям само находилось в центре мироздания.

В геральдике изображение Древа отсутствует, но геральдические композиции как правило сохраняют структуру, напоминающую о центральной оси – стволе – и ветвях, что создает ощущение присутствия Древа. Позже в геральдике Древо заменяется двуглавыми фигурами – к примеру, орлом (Герб Российской Федерации). Изображение орла заимствовано в Византии. Изначально Орел – охранитель Древа, впоследствии он символизирует идеи власти и могущества.

Буква «Ж» в кириллице, означающая «живите», также напоминает Древо Жизни. На белокаменных соборах во Владимире есть изображения «живите» - это «послание сквозь века» знания, зашифрованного в символе.

В западноевропейской графике эпохи модерна, в работах И.Я. Билибина можно видеть изображение змея-искусителя у Древа познания добра и зла.

Символизация как тип смыслообразования в графическом дизайне часто применяется в станковой графике. Например, в работах М. Эшера, в отечественной книжной иллюстрации и плакате.

 

8. Аллегория означает «иносказание». Аллегория – художественный прием, с помощью которого различные понятия, идеи и мысли выражаются посредством наглядных образов, укорененных в предшествующих культурах, имеющих традиционное содержание, отраженное в мифологии, религии, фольклоре. Например, победа изображается в образе крылатой древнегреческой богини Ники на колеснице.

Аллегории в графическом дизайне – образ Матери-Родины, например в плакате И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет», эскизе панно Я.Н. Скрипкова «Россия» к IV Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве 1957 года. Образ Павшего воина отражен в плакате В.С. Иванова «Святая кровь героев Крыма и Одессы зовет к победе! Вперед!».

В варианте обложки В.А. Фаворского «Искусство в СССР» для Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года изображен Прометей, несущий огонь людям, что подразумевает «свет искусства».

Аллегоричны работы В. Нарбута – фронтиспис к журналу «Мистецтво» и иллюстрации к стихотворению В. Нарбута «Предпасхальное».

Также аллегоричны иллюстрации О. Бердслея «Танцующий фавн» и «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

Аллегорический тип изображений используется одновременно со стилизацией в военно-графическом цикле работ Н. Гончаровой и О. Розановой.

Аллегорические изображения имеются на изображениях античных монет, античных камей, в античной скульптуре и барельефах, в вазописи.

В знаке Международной ассоциации содействия культуре В. Осипова изображена муза с лирой в руках – одна из десяти богинь творческого вдохновения.

В рекламе часто изображается крылатый конь Пегас – потомок бога Посейдона и Медузы Горгоны. Некоторые источники утверждают, что Пегас был вознесен на священную гору Олимп, в связи с чем изображение крылатого коня олицетворяет полет фантазии и высокий уровень достижений.

Аллегорию можно назвать художественным каноном для выражения возвышенных идей и общественных идеалов.

 

9. Стилизация в искусстве – подражание внешним формам какого-либо определенного стиля. Слово стиль происходит от греческого «стилос», что означает «палочка, стержень для письма». Стиль в искусстве – структурное единство, совокупность образной системы и приемов художественного выражения. Понятие стиль может применяться для характеристики крупной эпохи в развитии искусства («большой стиль», «великий стиль»), различных художественных направлений, а также для характеристики индивидуальной манеры художника. В сущности, история искусства может рассматриваться как история стилей. Стилизация – это использование художественных форм, приемов, стилевых черт. Стилизация часто применяется в литературе, театре, музыке, киноискусстве, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, дизайне.

Например, многие работы И.Я. Билибина выполнены в виде стилизации древнерусского искусства.

Стилизацией являются графические иллюстрации Н. Кузьмина и А. Костина к произведениям А.С. Пушкина «Эпиграммы» и «Евгений Онегин». В них использована стилистика русского каллиграфического письма и пушкинских рисунков на полях рукописей.

Обложки Л.А. Кравченко – переплет к произведению Фернандо де Рохас «Селестина» и суперобложка Е. Бургункера к «Немецким народным балладам» являются стилизацией средневековой гравюры.

Фирменный графический стиль для издательства «ИМА-Пресс» Е. Китаевой, постер для шрифта Т. Сафаева «Родченко», плакат для мероприятий центра «Дом» И. Гуровича, театральный плакат Е. Китаевой в честь гастролей Английской национальной оперы выполнены в виде стилизации искусства эпохи конструктивизма 20-х годов.

 

10. Метаморфозы зрительных образов. Слово метаморфозы происходит от греческого «видоизменение, превращение одной формы в другую». В графическом дизайне метаморфозы зрительных образов заключаются в видоизменении, зрительном перевоплощении изобразительных форм в другие, в самых необычных, подчас волшебных или фантастических сочетаниях.

Истоки метаморфоз лежат еще в языческой, дохристианской культуре. В волшебных сказках, созданных волхвами-волшебниками, часто фигурируют оборотни – люди, превращающиеся в зверей (царевна-лягушка, конек-горбунок и т.д.). В славянской мифологии фигурируют такие сказочные существа, как семарглы, грифоны, русалки. Семарглы и грифоны – посредники между небом и землей, сказочные фантастические существа с песьей или орлиной головой, звериными лапами и крыльями. Образы этих существ используются и в современном графическом дизайне. Прием метаморфоз – превращения – в графическом дизайне используется достаточно часто.

Например, в плакате Е. Дубровинского «Памяти Игоря Терентьева», русского театрального режиссера, погибшего в сталинских лагерях, мы видим метаморфозу: превращение ноги с номерком заключенного в руку, изображающую «фигу» - знак протеста.

В киноплакате В. Шостя «Вам что, наша власть не нравится!» фигурирует терновый венец – символ мученичества, сказочно превратившийся из лаврового венца – символа власти, который заканчивается метлой, выметающей в период «застоя» лучшие умы и таланты из нашей страны.

В плакате М. Мкртчьян к пьесе М. Шатрова «Диктатура совести» изображена печатная машинка, где клавиши заменены рядами человеческих голов, что наводит на мысль о манипуляции власти человеческими судьбами.

Обложка каталога «Русской выставки (Книга. Графика. Театр. Фото.)» в Цюрихе Л.М. Лисицкого изображает две гипертрофированные головы – мужчины и женщины, что ассоциативно наводит на мысль об идее союза рабочего класса с крестьянством, столь популярную в то время. Но эти две головы зрительно объединены в одно изображение с тремя глазами и клеймом «USSR» на лбу, что ассоциативно напоминает образ двуглавого трехглазого дракона-чудовища, символа власти, позже поглотившего также лучшие умы нации.

Прием метаморфоз мы часто видим в творчестве М. Шагала, Сальвадора Дали.

В плакате А. Логвина, посвященном выставке произведений членов Союза Дизайнеров России, присутствует метаморфоза – соединение очков и кнопок – инструмента дизайнерской деятельности, что символизирует «проектный взгляд на мир».

 

11. Формализм происходит от латинского «formalis», что означает «относящийся к форме». Это эстетическая позиция, абсолютизирующая роль формы, выдвигающая категорию формы на первое место в художественном образе. Формализм провозглашает искусство миром «чистых форм». Художественные течения ХХ века, порывающие с реалистической традицией, такие, как символизм, фовизм, экспрессионизм, кубизм, супрематизм, футуризм, дадаизм, поп-арт, неоавангард и т. д., называют формализмом. Т. е. авангард и неоавангард формалистичны. В беспредметном искусстве можно выделить три основных принципа построения формальных композиций:

1) гармонизация цветовых и тональных сочетаний изобразительных элементов произвольной формы (творчество В. Кандинского и представителей мюнхенской группы «Синий всадник») («живописная абстракция»)

2) гармонизация цветовых и тональных сочетаний изобразительных элементов геометрических форм (творчество К. Малевича, Л.М. Лисицкого, А. Родченко, В. Татлина и др.) («геометрическая абстракция»)

3) сочетание двух указанных принципов построения композиции в беспредметном искусстве (А. Экстер, Л. Попова и др.)

Формальные геометрические «беспредметные» композиции применяются в различных видах графического дизайна: дизайна книг, журналов, плакатов, буклетов; в различных видах рекламы, и в том числе телевизионной, графическом дизайне на текстильных изделиях.

Пример такого формализма – эскиз плаката В. Петрова «Идите в центроклуб, красные курсанты» 1921 года, плакат А. Сафроновой «ЦК Союза Текстильщиков» (1922 г.), авторский знак современного дизайнера В. Чайки и его эскизы обложки журнала «Creatis», стилистически напоминающие работы 20-х годов – здесь и стилизация, и собственно формализм.

Вся логика развития изобразительного искусства ХХ века и принципы построения «формальных» композиций безусловно оказали влияние на развитие художественного языка графического дизайна. Язык графического дизайна очень условен и часто использует неизобразительные абстрагированные формы, которые могут и не нести никакой смысловой нагрузки, а только благодаря своей «формальной» красоте легко запоминаются и являются частью фирменного стиля всемирно известных компаний.

Например, известный торговый знак «Вулмарк», созданный в 1964 году Франческо Салоргия, зарегестрирован Международным секретариатом по шерсти более чем в 120 странах мира. Он состоит из абстрагированных геометрических форм, изобразительно напоминающих моток шерсти. Он был введен для обозначения качества чистошерстяных изделий. В 1971 году секретариат принял новый знак «Вулблендмарк», зарегистрированный более чем в 70 странах. Изобразительно он напоминает знак «Вулмарк», но имеет другое графическое решение. Новый знак создан для обозначения текстильных товаров, произведенных из смесовой пряжи с различным содержанием шерсти.

Современная эмблема компании «Мерседес-Бенц» - трехлучевая звезда в круге – абстрагированный руль – существует с 1937 года. По мнению Даймлера, который в 1886 году впервые в мире создал четырехколесный автомобиль, трехлучевая звезда олицетворяет превосходство кампании в трех средах – на земле, на воде и в воздухе. Изображение звезды было соединено с изображением руля (товарного знака фирмы «Бенц»). Объединенный знак явился символом слияния двух фирм в 1926 году.

Товарный знак японской фирмы «Мицубиси» состоит из трех ромбов красного цвета – самого популярного цвета в Японии. Он восходит к гербу фамилии Ивасаки, основателя фирмы. Каждый ромб олицетворяет один из принципов компании: общая ответственность перед обществом, честность, взаимопонимание между народами через торговлю.

Торговый знак «Тойота» был принят только в 1989 году. Эмблема состоит из трех эллипсов. В соединении двух читается стилизованная буква «Т», а третий, обобщающий, символизирует «дух созидания в разработках».

Товарные знаки «Адидас», «Рибок», «Ли», «Экко» и др. также содержат абстрагированные геометрические формы.

 

12. Серийность. Слово серийность происходит от латинского «series», что означает «ряд», «группа». В графическом дизайне серийность обозначает совокупность нескольких изображений, объединенных как правило одним стилистическим решением и выражающих одно смысловое содержание.

Прием серийности использовался еще в языческих изображениях. Пример серийности изображения – орнамент, состоящий из отдельных элементов, повторяющихся в определенном порядке.

Серийность может содержаться в отдельном графическом изображении – моносерии, в серии графических работ – диптихе, триптихе или в графических сериях, состоящих из нескольких графических изображений – мультисериях.

Графическими сериями можно назвать периодические издания журналов – скажем, «Мир дизайна», «КаК», «Novum» и т.п.

Серией можно назвать фирменный стиль: серии рекламных плакатов, различные виды упаковки, рекламные объявления в прессе, брошюры и буклеты, фирменная сувенирная продукция.

 

Серию можно образовывать с помощью таких признаков:

1) форма (конфигурация)

2) размер

3) композиция

4) цвет

5) тон

6) фактура

7) техника исполнения

Бывает инвариантный (неизменный) принцип формообразования в серии и вариативный (изменяющийся). Инвариантный подразумевает наличие в серийных предметах неизменяемых и повторяющихся элементов. Вариативный, или вариационный принцип основан на изменении одного или нескольких из семи указанных признаков.

Примеры моносерийных изображений:

Плакат К. Нагаи, рекламирующий марку пива «Asahi». Здесь множество – серия – изображений крышек от пива с очень красивым орнаментом. Этот плакат получил первую премию и золотую медаль на первом Международном биеннале плаката в Варшаве в 1996 году. Это инвариантный тип построения моносерийного изображения. Один элемент – крышка от пива – повторяется многократно.

Плакат Doping-Pong, посвященный пятилетию журнала «Мир дизайна», тоже является моносерией. Серия из пяти эллипсов, символизирующих пять лет существования журнала. Тип этого изображения вариационный – внутри каждого эллипса изображение видоизменяется.

Моносериен плакат R. Cieslevicz к сценической версии произведения Кафки «Испытание». Это множественно повторенный женский портрет. Это вариационное изображение, т. к. меняются два из семи признаков серийности – размер портрета и композиционное расположение.

Примеры мультисерийных изображений:

Мультисерия – триптих – произведение J. Palka, состоящее из трех плакатов, которое называется «Наш двадцатый век». Первый из плакатов является также и моносерией.

Мультисерийным типом построения изображения является дизайн календаря для фирмы «Sun Chemical», мирового лидера по производству полиграфических красок. На всех страницах изображена бабочка. В изображении варьируются три признака: форма, размер, композиционное расположение.

Мультисерийны четыре изображения на майке фирмы Doping-Pong «Neoakademism». Здесь с юмором показаны изображения античных скульптур, связанных «по рукам и ногам».

Имиджевый плакат Ольги Полухиной для шоу-показа коллекции одежды «Проектирование тела» является иллюстрацией антонимии и серийности.

В серии плакатов японского художника Макото Сайто «Transart» можно увидеть три типа смыслообразования – серийность, формализм и синонимию.

 

13. Логографика. Логос в переводе с греческого означает «слово, понятие, учение, мысль».

В графическом дизайне употребляются два других созвучных термина – логотип и типографика.

Логотип – отдельная буква, аббревиатура, слово или надпись (лозунг, девиз), закрепленную в строго конкретной графической форме в качестве знака предприятия, изделия, культурной акции и т.п.

В настоящее время логотипы применяются как самостоятельный знак, так и в комбинации с графическим изображением синонимического, символического, аллегорического или формального характера.

Типографика – графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки (монтажа).

Понятие «логографика» шире чем понятия «логотип» и «типографика». Логографика включает в себя все возможные способы передачи смысла посредством шрифта, шрифтовых композиций в произведениях печати; в рекламе: уличной – экстерьерной, интерьерной, объемно-пространственной (трехмерные буквы-скульптуры); на изделиях текстильной и легкой промышленности. Логографика применяется в движущейся, анимационной телевизионной рекламе.

Генетическая связь шрифта с орнаментом уходит в глубь веков. Ее истоки следует искать в пиктографическом письме Древнего Египта. Первые пиктографические изображения в 4 в. до н.э. были преобразованы в символы – иероглифы, в которых определенные понятия выражались условными рисунками-идеограммами. Вначале иероглифы вырезались на камне и раскрашивались, позже их стали наносить черными или красными чернилами на папирус. «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых» - примеры египетской письменности.

В дальнейшем письменность прошла эволюцию от рукописного письма до изобретения книгопечатания. Логографика имеется и в авторских шрифтах, и в лубочных изображениях, в плакатах конструктивистов 20-х годов (Л. Лисицкого, И. Пуни, Н. Гутнова, А. Наумовой), в боди-арте, тиширт-дизайне и современном плакате.

 

14. Абсурдизация. Искусство абсурда является одним из проявлений авангардизма. Абсурд переводится с латыни как «бессмыслица, нелепость».

Основа мировоззрения представителей искусства абсурда лежит тезис философии экзистенциализма (философии кризиса, представители – Сартр, Камю, Л. Шестов, Н. Бердяев и др.) об абсурдности бытия, бессмысленности существования.

Наиболее ярко искусство абсурда выражено в драматургическом творчестве Э. Ионеско – «Лысая певица», «Стулья», С. Беккета «В ожидании Годо», «Конец игры».

Абсурдизация в графическом дизайне – это введение в изображение откровенной несуразности или доведении до абсурда какой-либо части или деталей изображения. Таким образом привлекается внимание зрителя к алогизму или противоестественности чего-либо.

В рекламе абсурдизация применяется достаточно часто, поскольку абсурдность изображенной ситуации вызывает так называемый «стоп-эффект», останавливает зрителя, стимулирует вникнуть в содержание рекламы.

Пример абсурдизации – плакаты «Ты не прав – ты прав» и «Я помню чудное мгновенье» дизайнеров В. Гаврилова и П. Семенова являются смесью абсурда и китча.

Реклама David Carson «Design for Raygun Publishing» иллюстрирует старинные книжные фолианты в сочетании с прекрасной, пластичной обнаженной женской моделью. Такое абсурдное сочетание запоминается.

Выпускные студенческие работы кафедры графического дизайна школы Святого Мартина (Лондон) иллюстрируют лимон на вилке с воткнутыми в него швейными иголками, что формально очень красиво, но по сути – абсурдно.

 

15. Синтез означает соединение, сочетание. Синтез искусств – это органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств ради выражения определенного содержания или творческого замысла. В истории мирового искусства исторически сложились три основные формы синтеза: синтез пластических искусств, театральный синтез искусств и кинематографический синтез искусств.

Синтез пластических искусств.

Основу такого синтеза составляют архитектурные сооружения. Архитектура дополняется произведениями скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, и в настоящее время – графическим дизайном. Синтез пластических искусств достигается благодаря единому творческому замыслу и единому стилистическому решению.

В настоящее время графический дизайн в виде больших рекламных щитов на дорогах, на фасадах зданий активно включается в оформление среды, а значит в синтез.

Графический дизайн может брать на себя функции монументального и декоративно-прикладного искусства и активно включаться в оформление интерьеров общественных зданий – метрополитена, вокзалов и аэропортов, супермаркетов и выставочных центров. Во всех этих случаях он также становится частью синтеза пластических искусств.

Применительно к изделиям текстиля и легкой промышленности графический дизайн также становится частью целостной стилевой системы вещей.

Театральный синтез искусств.

Театр объединяет средства драматургии, литературы, живописи, архитектуры, пластической организации действия, музыки, ритма, светового оформления.

Рекламные акции с активным применением графического дизайна закладываются как часть сценария при проведении театрализованных шествий, различных типов общественных мероприятий – фестивалей молодежи, олимпийских спортивных игр, кинофестивалей и фестивалей театрального искусства, дней городов и регионов, различных конкурсов, презентаций, модных показов. Таким образом, графический дизайн является активным компонентом театрального синтеза искусств.

Кинематографический синтез искусств.

Особенность киноискусства – изображение реальной действительности в пространственно-временном единстве. Один из способов построения этой пространственно-временной композиции – монтаж (от франц. «сборка, составление целого из частей»). Монтаж применяется в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре и киноискусстве.

В графическом дизайне и рекламе монтаж является одним из самых широко распространенных приемов построения изображения. Это, к примеру, фотомонтаж в плакате или коллаж.

И наоборот кинематограф и кинематографический синтез применяется в графическом дизайне, в таком его разделе, как телевизионная реклама. Это и телевизионные заставки, и анимация.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 2. Место и роль общения в человеческой жизнедеятельности и в ряду других социально-психологических явлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 14320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.