КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль ИСО в подготовке специалистов транспорта
Критерий оптимальности можно задавать не только целевой функцией, но и отношениями предпочтения, когда применительно к парам допустимых решений указывается, какое из решений этой пары предпочтительней. Возможности и пути замены отношений предпочтения численными критериямисоставляют один из основных вопросов полезности теории. С 70-х гг. 20-го века всё чаще переходят от рассмотрения отдельных задач исследования операций к изучению систем, пространств, исчислений таких задач и исследованию связей между различными задачами или сведению одних задач к другим, более просто устроенным. Круг приложений исследования операций очень широк. ИСО используется для решения технических (в основном технологических), технико-экономических, социально-экономических задач, а также задач управления в различных сферах и на различных уровнях, вытесняя постепенно традиционные интуитивные методы принятия решений. Практическое внедрение результатов ИСО встречается с трудностями различного рода. Первая из них связана с построением концептуальной структуры модели реальной задачи принятия решения (или с подбором уже имеющейся структуры модели). Этим устанавливается принципиальная возможность моделирования класса реальных задач, включающего рассматриваемую задачу, некоторым классом задач ИСО. Следующая трудность состоит в выборе из этого класса задач ИСО, а именно той, которая моделирует интересующую исследователя конкретную задачу. Для этого, в частности, необходимо измерить значения параметров, определяющих решаемую задачу. Но поскольку эти параметры имеют не обязательно физический или технический характер, а часто экономический или даже социальный, то их измерение с требуемой точностью может составлять самостоятельную проблему. Эту трудность сбора информации для построения конкретной модели можно считать основным препятствием на пути выработки оптимального решения. Пути преодоления названных препятствий, с течением времени привели к своеобразному отбору и концентрации тех методов и методик исследования операций, которые наиболее типичны для конкретных областей профессиональной деятельности. Дисциплина «Исследование операций в транспортных системах» является примером такого целесообразного отбора. Транспортная отрасль является в настоящее время наиболее динамичной отраслью, требующей решения неординарных задач, особенно в условиях экономической перестройки. Дисциплина «исследование операций» имеет особенности, которые особенно полезны для повышения творческой активности будущих специалистов. Это объясняется тем, что даже в освоенных на практике задачах специалистам приходится изыскивать собственные, нестандартные пути решения, нВ эвристическом уровне. Трафаретная подстановка данных в готовую матрицу вычислений здесь не всегда возможна. Даже в алгоритмах решения известных задач специалист встречает множество «точек», где он вынужден принимать собственные решения. Одна и та же задача у разных исполнителей может приводить к разным, по полезности, результатам. Притом, с формальной точки зрения, конкурирующие решения являются правильными. Так происходит, например, при разработке сетевых моделей. Большую роль в подготовке специалистов играет освоение на практическом уровне математических моделей. Это особенно относится к знаниям в области теории вероятности, математической статистики, линейной алгебры, линейного программирования. Вопрос повторного изучения и осмысления безукоризненной в своём содержании математики неизменно возникает при рассмотрении задач массового обслуживания, которые являются также и предметом интересов в исследовании операций. В «исследовании операций» постановка задач занимает даже большее место, чем организация их решений. Ведь формально правильное решение должно быть полезным и для практического использования в реальных условиях. Вопрос оптимального выбора математических инструментов и организация экспериментальных исследований занимает важное место в процессе освоения методов ИСО. Если говорить о «транспортных интересах», которыми занимаются специалисты в области ИСО, то круг математических формализаций здесь чрезвычайно широк. Это и теория запасов, и теория массового обслуживания, теория графов, теория расписаний и другие. Полезность изучения дисциплины ИСО, во многом, определяется не столько формализациями, сколько формированием адекватных и полезных представлений о деятельности специалиста в области транспорта. Обратим внимание ещё на одну особенность содержания дисциплины ИСО. Здесь необходимо проводить границу между математикой, в её собственном содержании и математической моделью. Математическая модель необходимо связана с реальными объектами, системами благодаря специалистам которые её понимают и используют. Математика, в значительной мере, располагается внутри себя, будучи абсолютно абстрактной дисциплиной. Отталкиваясь от реальных проблем «математическое творчество» уходит в свои собственные владения. Современная математика приобретает всё более сложные формы. «Большие новые теории возникают не только в результате непосредственных запросов естествознания и техники, но также вследствие внутренних потребностей самой математики» (выдержка – из математической энциклопедии). Математические модели ИСО отличаются своей близостью к практическим инновационным устремлениям будущих специалистов. ИСО отличается высоким уровнем математизации и положительным отношением к эвристическим устремлениям специалистов транспорта.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |