Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок и модель экономического кругооборота




Тема 3. Рыночная система и ее структура. Основы теории спроса и предложения

1. Рынок и модель экономического кругооборота.

2. Спрос и закономерности его изменения.

3. Предложение и его функция.

4. Рыночное равновесие и равновесная цена.

5. Применение теории спроса и предложения. Государственный контроль над ценами.

 

Рынок – система отношений между продавцами и покупателями по поводу купли продажи товаров, работ, услуг. К функциям рынка относятся ценообразующая, посредническая, информационная, регулирующая, санирующая (освобождение рынка от неконкурентоспособных производителей).

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса. В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов: закона стоимости; спроса и предложения; закона о денежном обращении. Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство. Закон спроса и предложения – это законы, которые определяют отношения продавцов и покупателей к изменению цен. Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в данный исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма. Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара. Взаимодействие экономических субъектов рынка отражают в модели экономического кругооборота (см. рис. 2).

Основными субъектами рынка являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь товары и услуги. Таким образом, домохозяйства решают что потреблять, а, следовательно, и что производить. Эти решения служат основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов, а домохозяйства получить те блага, которые они запланировали купить. В модели поток реальных благ (товаров, услуг, труда, капитала, земли и проч.) дополняется встречным потоком доходов и расходов (расходы домохозяйств на приобретение благ и фирм на приобретение факторов производства, доходы домохозяйств от использования факторов и фирм от продажи продукции).

Поскольку большинство рыночных систем смешанные и учитывают роль государства, то в модель включен и этот субъект. Государство выполняет регулирующую функцию и влияет на решения домохозяйств и фирм и функционирование рынков (получает налоги, выплачивает субсидии, осуществляет госзаймы и госзакупки и проч.).

Домохозяйства и фирмы взаимодействуют посредством рынков готовых благ и ресурсов, а также финансового рынка (рынка, на котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг и денег). Существуют и другие типы рынков, объединенных определенными критериями.

Классификация рынков:

По форме конкуренции: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

По виду товара: рынок предметов потребления и услуг; рынок недвижимости; рынок средств производства (включая землю), инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы (труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

По территориальному признаку: местные, национальные, региональные, мировой.

По функциональному признаку: оптовый, розничный.

По степени соответствия действующему законодательству: легальный, нелегальный.

Существование любого рынка требует создания определенной инфраструктуры. Инфраструктура рынка - это совокупность государственных и негосударственных организаций и служб, обеспечивающих нормальное функционирование всех рынков. Инфраструктура облегчает участникам рыночных отношений реализацию их интересов; повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка на основе их специализации; организационно оформляет рыночные отношения; обеспечивает формы юридического контроля, госрегулирования деловой практики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.