Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм доказательства




Всякий спор будет успешным только в том случае, если четко выделен сам предмет спора – те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставлением различных мнений и суждений.

Цицерон считал, что спор должен вестись не только о каком-либо конкретном случае (явлении, положении вещей), но и с учетом всех прецедентов о предмете в широком понимании этот слова. Предмет спора может быть определен заранее, чтобы уточняться в ходе самой дискуссии или быть выявленным в во время обсуждения какой-либо проблемы.

Достижение правоты в споре возможно путем приведения доказательства своей точки зрения. При этом само доказательство состоит, как правило, не из одного, а нескольких умозаключений, образующих завершенный смысловой ряд.

Логическое доказательство включает три обязательных, взаимосвязанных между собой элемента:

1) тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать;

2) аргументы (основания, доводы) – положения, с помощью которых обосновывается тезис;

3) демонстрация (форма и способ доказательства) – логическое рассуждение или совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.

Участнику спора следует помнить, что дискутивно-полемическая речь предъявляет очень строгие требования к умению владеть словом, правильно и уместно использовать его выразительные и изобразительные способности.

Принципы отбора слов при обдумывании и приведении аргументов (тезисов) таковы:

1. Любое слово должно использоваться строго в соответствии с тем значением, которое ему присуще, поэтому нежелательно "изобретать" новые значения слова.

2. Необходимо соблюдать смысловые и фразеологические связи каждого конкретного слова, которые сложились в результате употребления его с другими словами.

3. При выборе слова следует учитывать его стилевую окраску, то есть его принадлежность к определенному стилю.

4. Слова могут быть общеупотребительными и ограниченными в употреблении, вследствие чего при употреблении слова желательно учитывать степень его распространенности и сферу распространения.

5. Для повышения эффективности речи необходимо знать и использовать выразительно- изобразительные средства языка и конкретного слова.

Итак, спор выстраивается его участниками с обязательным взаимным учетом тезиса, аргументов и демонстрации. Различают два вида доказательств: прямое и косвенное.

1. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных логических построений. Для достижения победы в споре наиболее грамотно применять в качестве доказательства критику несостоятельных аргументов, которая заключается в следующем:

А) выявление источника информации;

Б) изобличение сомнительных авторитетов;

В) апелляция к фактам;

Г) контрастное сопоставление, ведущее к противопоставлению мнений;

Д) приведение контраргументов.

2. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса.

Рассуждение с доказательством от противного является ведущим принципом ведения дискуссии и связано с определенными речевыми конструкциями. Наиболее распространенные из них приведены в таблице.

 

ПРИЕМЫ ПОЛЕМИКИ РЕЧЕВЫЕ КОНСТРУКЦИИ
  1.Вступление в дискуссию Не могу согласиться… Позвольте возразить… Мое мнение (Моя точка зрения) по данному вопросу не совпадает с…
  2.Сомнение в достоверности тезиса собеседника или активное неприятие тезиса Тезис о том, что… недостаточно аргументирован… Положение… представляется сомнительным Мнение о… нуждается в более обоснованной аргументации
  3.Опровержение аргументов противника Аргументы недостаточно убедительны, потому что… Факты не подтверждаются, так как…
  4.Формулировка антитезиса Давайте подумаем о… Предположим, что… Если основная мысль такова, то…
  5.Доказательства антитезиса (аргументы, примеры) Доказательством тому служит… Можно привести другие (следующие) примеры… Пример может быть истолкован иначе, если…
  6.Вывод Следовательно… Вот почему я не могу согласиться… Такова моя позиция…

 

При построении логического доказательства спорящему необходимо знать и обязательно соблюдать правила выдвижения тезисов и аргументов. Тезис при этом нужно четко формулировать, он должен оставаться неизменным в ходе всего процесса доказательства и не содержать в себе логического противоречия. В качестве аргумента можно использовать истинные положения, причем их истинность следует доказывать независимо от тезиса, если она сама собой не разумеется. Кроме того, аргументы должны быть достаточны и по смыслу, и по объему для доказательства данного тезиса.

Применяя доказательство как логическую операцию, участник спора не должен забывать о том, что его задача не только доказательство выдвинутого тезиса, но и убеждение оппонента в его истинности. Для этого следует пользоваться авторским комментарием высказываний, анализом очевидного с целью выявления его недостатков, обращаться к приемам аналогии (сравнения по какому-либо признаку), разбором индуктивным (от общего к частному) и дедуктивным (от частного к общему).

Стратегии дискуссии (спора)

Поиск способа решения какой-либо проблемы через дискуссию (полемику) приобретает в последнее время все большее распространение. Применяемый в ходе дискуссии (спора) метод "мозгового штурма" положительно зарекомендовал себя в том числе и в управленческой деятельности. Применение метода "организованных стратегий" основано на следующих принципах:

1. В процессе решения задачи ориентироваться на спонтанно возникающие идеи.

2. Наряду с использованием уже известных (в том числе и предлагаемых ниже) стратегий использовать (проверять) стратегии, возникающие спонтанно.

3. Целенаправленное использование нескольких стратегий (своеобразный эвристический симбиоз) обеспечит более быстрое и эффективное решение проблемы, нежели применение одной, пусть даже блестящей стратегии.

В процессе решения проблемы путем дискуссии возможно использование следующих стратегий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.