Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Культурология как наука




Лекция 9. Россия и ее роль в мировой культуре

Лекция 8. Особенности культуры ХХ века

Лекция 7. Человек как общий знаменатель культуры

Лекция 6. Символическая реальность культуры

Лекция 5. Динамика культуры

Лекция 4.. Современные культурологические концепции

Лекция 3. Типология культуры

Тема 2. Сущность культуры

Тема 1. Культурология как наука

Шахты

КУЛЬТУРОЛОГИИ

ПО

ЛЕКЦИЙ

КОНСПЕКТ КУРСА

для специальностей

080500, 080502, 080507,080501, 210300, 210302,210303,210308, 260800, 150406, 260704, 080105, 080108, 080109, 080110, 080111, 230201, 010502, 230105, 200503, 260905, 190601, 190603, 190702,190604, 150408, 140613, 100101, 260901, 260906, 260906, 071503, 071503, 040101, 070701

Курс лекций по «культурологии» предназначен для студентов I курса всех специальностей. Данная программа предназначена для студентов-заочников. Отчетность по курсу – зачет.

Предмет курса – изучение культуры как целостного явления, выполняющего важнейшие функции культурной адаптации, инкультурации и социализации, социо-культурной интеграции. Рассматриваемая в единстве устойчивости и изменчивости культура выступает как образование, определяющее тот или иной характер человеческого смыслополагания, порождающее тот или иной тип мировосприятия (ментальности). В предмет курса входит рассмотрение структуры и функций культуры, культурной коммуникации, важнейших процессов культурной динамики, принципов культурной типологизации. Предметом изучения является интерпретация основных теоеретико-культурологических понятий, знакомство с важнейшими теоретическими концепциями культуры.

Целью курса является ознакомление студентов с основами теоретической культурологии, базовым понятиями теории культуры, важнейшей проблематикой теоретико-культурологического знания, основными концептуальными подходами в сфере теории культуры.

Задачи курса: сформировать у студентов представление о культуре как системе, имеющей морфологические и динамические характеристики, о базовых понятиях теоретической культурологии, о структуре современного теоретико-культурологического знания, об основных концепциях и направлениях в области теории культуры.

Прослушав курс теории культуры, студент должен знать содержание основных теоретико-культурологических концептов, овладеть понятийным аппаратом дисциплины, иметь представление о важнейших направлениях изучения культуры в рамках теоретической культурологии, ориентироваться в современных теоретико-методологических подходах изучения и интерпретации феномена культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Предмет культурологии

2. Задачи культурологии как науки

3. Структура культурологического знания

 

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии и др. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область связывается с именем американского антрополога Л. Уайта.

Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования.

Среди основных задач культурологии выделяются следующие:

· Анализ культуры как системы культурных феноменов;

· Выделение типов связей между элементами культуры;

· Исследование типологии культур и культурных единиц;

· Разрешение проблем социокультурной динамики;

· Исследование культурных кодов и коммуникаций

 

Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.

Под культурологией понимают науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково - коммукативных характеристик. К, собственно, культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.

Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных процессов и потребностей людей, их участием в создании и сохранении и передаче культурных ценностей.

 

Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенациональном уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека.

Подводя итог сказанному, мы можем отметить, что
объектом познания культурологии выступает культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
В соответствии с томи пластами, которые включает в себя культурология как наука можно выделить следующие ее направления:

- социальная культурология - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
- Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".
- Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
- Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

 

Т.е. структурно культурологические науки могут быть сгруппированы в три блока: гуманитарно-культуроведческие, осуществляющие в основном описание культурных объектов и их классификацию по внешним признакам; социально-культурологические, осуществляющие научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам и объяснения их генезиса и функций, а также их места в системе иных явлений; прикладные культурологические, разрабатывающие технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей.

 

Методы культурологии
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
Основная задача культурологии
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.