Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Референдум. Типы избирательных систем




Типы избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь. Референдум

Избирательные системы и процессы являются центральной характеристикой демократии. Они обеспечивают легитимность существующим государственным органам, определяют возможность граждан влиять на власть. Вместе с тем, избирательные системы могут стать средством манипуляции волеизъявлением населением. Высокие принципы реализуются в конкретной процедуре. А от того, как считают голоса и каким образом распределяют мандаты на правление, зависит очень многое и в политической системе, и в самом обществе. Этими обстоятельствами и обусловлено включение данного вопроса в тематику лекции.

Избирательная система – это совокупность утверждённых законом норм, правил и приёмов, регламентирующих подведение итогов голосования и распределение мандатов на власть, на основе чего и формируются избираемые населением органы государственного управления.

Избирательные системы различаются тем, какую долю голосов избирателей они считают достаточной для обеспечения победы в избирательном процессе. Существует три основных типа избирательных систем, а также смешанная.

Плюральная (лат. pluralis множественный) система исходит из победной достаточности относительного большинства голосов, когда побеждает любой кандидат, набравший хотя бы на один голос больше других. Иногда эту систему именуют мажоритарной в один тур, или мажоритарной с относительным большинством. Чаще всего эта система применяется тогда, когда «разыгрывается» только один мандат. Плюральная система отличается простотой и относительной дешевизной, поскольку не предполагает возможности второго тура голосования. Данная система применяется в 68 странах мира. Чаще всего она используется при выборах президента (США, Исландия, Венесуэла и др.). Иногда она используется при выборах депутатов нижней палаты парламентов (Великобритания, Индия, Канада, США, Япония и др.). В этом случае обычно борьба идёт за один мандат. Но в 13 странах мира практикуется плюральное голосование в многомандатных округах. В этом случае избиратель голосует не один раз, а столько, сколько распределяется мест в тот или иной орган власти.

Мажоритарная (фр. majorette большинство) избирательная система считает победителем того, кто набрал абсолютное большинство голосов пришедших на выборы избирателей (50% +1 голос). Если в первом туре победитель не определился, проводится второй, в котором обычно участвуют два первых кандидата. Второй тур проводится по плюральной системе, при которой побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов. Эта система используется в большинстве стран мира при избрании президента на всеобщих выборах.

Пропорциональная избирательная система является наиболее распространённой при выборах парламентов. Она позволяет избежать сверхпредставленности или непредставленности в парламенте тех или иных групп населения. Смысл системы состоит в пропорциональном распределении мест в парламенте в соответствии с полученными партиями голосами. Пропорциональная система используется при выборах по многомандатным округам. Партии выдвигают открытые списки кандидатов от этой партии (избиратель голосует за тех или иных представителей партии) или закрытые списки (избиратель голосует за партию в целом). В рамках пропорциональной системы используется несколько процедур распределения мест в соответствие с поданными голосами: Как правило, применяется метод распределение мест по наибольшему остатку в соответствии с квотой Хара, по которой вычисляется количество голосов, необходимых для получения одного мандата. Мандаты распределяются в соответствии с тем, сколько квот приходится на ту или иную партию, принимавшую участие в выборах. Оставшиеся от распределения по квотам голоса распределяются по наибольшим остаткам. Например, в четырёхмандатном округе 20 тысяч избирателей проголосовали за списки четырёх партий А, Б, В, Г. Квота Хара вычисляется так: 20000/4 = 5000 голосов. Покажем, как распределяются мандаты в соответствии с набранными голосами избирателей.

Таблица 1 Распределение мандатов при пропорциональной избирательной системе методом наибольших остатков.

Партии Голоса Квота Места Остаток Места по остатку Всего мест
А            
Б            
В            
Г            
Всего            

В итоге партия А получила два мандата, а партии Б и В – по одному.

Пропорциональная избирательная система более сложная и дорогая по сравнению с плюральной и мажоритарной системами, Зато она позволяет принять участие в государственных органов не одной выигравшей стороне, а и большинству политических сил, проигравших выборы.

Смешанные избирательные системы строятся на сочетании других избирательных систем. Они используются для того, чтобы сочетать преимущества мажоритарной (выбор конкретного лица) и пропорциональной (максимальное представительство) избирательных систем. В смешанных системах выборы проводятся одновременно в многомандатных округах по партийным спискам и в одномандатных округах по правилу относительного или абсолютного большинства. В России, например, 225 депутатов Государственной Думы избираются по партийным спискам в едином федеральном округе по пропорциональной системе и 225 депутатов – по одномандатным спискам по мажоритарной системе. Смешанные избирательные системы используются, как правило, при формировании нижних палат парламентов. Помимо России, такая система практикуется в Германии, Италии, Японии и др.

В современные демократических странах делается всё, чтобы дать возможность принять участие в работе выборных органов власти представителям как можно большего числа социальных групп населения. Однако в реальной практике избирательного процесса этому принципу далеко не всегда удаётся следовать. Чаще всего этому препятствуют дефекты самой избирательной системы. Например, выборы в одномандатных округах, проводимые с использованием плюральной или мажоритарной избирательных систем оставляют за бортом власти значительную часть населения уже по той причине, что мандат получает только выигравший кандидат. Даже пропорциональная избирательная система далеко не всем политическим силам обеспечивает представительство в законодательных органах власти. В приведённом выше примере партия Г, набравшая 13,5% голосов избирателей, не получила ни одного мандата. Это так называемый электоральный порог, который фиксирует минимум поддержки, которая необходима партии для представительства в парламенте. Чаще всего этот порог обусловлен методикой распределения мандатов. Но иногда законодатель специально вводит легальный электоральный порог для того, чтобы ограничить участие в парламенте мелких партий, зачастую дестабилизирующих работу законодательных органов. Такие пороги законодательно существуют в Германии (5%), Франция (5%), Нидерландах (4%), Израиле (1%), России (5%, планируется 7%), Грузии (7%).

Тот или иной тип избирательной системы формирует определённый тип партийной системы. Эту взаимосвязь описал ещё в 1945 году Морис Дюверже. Позже его наблюдения получили статус «законов Дюверже».

Пропорциональное представительство склонно вести к формированию многих независимых партий.

Мажоритарная система в два тура склонна вести к формированию многих партий, которые связаны друг с другом.

Правило плюральности склонно производить двухпартийную систему.

Более подробно эту взаимосвязь мы предполагаем прокомментировать в соответствующей части курса.

Избирательная система Республики Беларусь

Основу избирательного права Республики Беларусь составляет Конституция (Раздел 3 «Избирательная система. Референдум», ст. 64-78), а также ряд законов.

В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система как для выборов Президента, так и при формировании законодательных ветвей власти любого уровня. Все депутаты Национального Собрания и депутаты местных Советов избираются по округам. Всего 110 округов для выборов в Палату представителей. Необходимо участие не менее 25% избирателей, внесённых в списки для голосования. Победителем признаётся кандидат, набравший не менее 50%+1 голос пришедших на выборы. Во втором туре для победы необходимо набрать не менее четверти (25%+1) голосов избирателей, пришедших на выборы. По мажоритарной системе избирается и Президент страны. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняли участие 50% избирателей, включённых в списки. Победитель должен набрать не менее 50%+1 голос. Если в первом туре этого не произошло, через две недели проводится 2-й тур между двумя первыми кандидатами. Во втором туре достаточно набрать простое большинство голосов, при условии, что количество голосов, поданных «за», больше, чем количество голосов, поданных «против».

Право избирать и быть избранными обладают не все граждане Беларуси. Всех избирательных прав лишены две категории граждан. Во-первых, это лица, по приговору суда признанные недееспособными. Из этого следует, что гражданин не может быть отстранён от участия в выборах только на том основании, что он серьёзно болен, состоит на учёте или находится на излечении в психоневрологическом учреждении. Во-вторых, не имеют права избирать и быть избранными лица, содержащиеся в местах лишения свободы и отбывающие наказание за совершённые уголовные преступления. Это должно быть признано вступившим в силу приговором суда. Кроме того, активного избирательного права лишены лица, содержащиеся под стражей. Они не лишаются права избираться.

В белорусском законодательстве существуют возрастные ограничения пассивного избирательного права, которые проявляются в том, что депутат местного совета может избираться с 18 лет, депутат парламента – с 21 года, а Президент – с 35 лет. Закон не даёт право избираться на пост Президента Беларуси лицам, не проживавшим на территории Беларуси в течение 10 лет непосредственно перед Выборами.

Кроме того, кандидатами в местные совета не могут быть люди с непогашенной судимостью, а также имеющие административное взыскание, налагаемые в судебном порядке.

При формировании верхней Палаты Национального собрания действует не прямое, а косвенное избирательное право: граждане избирают выборщиков – депутатов областного совета, а те в свою очередь, избирают по восемь депутатов Совета Республики от каждой области и от города Минска. Ещё восемь депутатов Совета Республики назначает Президент.

В Беларуси граждане России имеют право избирать депутатов в местные советы.

Самой демократичной формой волеизъявления народа является референдум. Референдум – это всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, одна из процедур непосредственной демократии.

Первый известный референдум (опрос народа) был проведён в 1449 году в Берне (Швейцария). Однако исторически это довольно распространённое явление, известное во всех национальных культурах (например, вече новгородское). В Швеции с 1800 года проведено более 300 референдумов различного уровня.

Удивительно, но в стране либеральной демократии - в США общенациональных референдумов вообще ни разу не проводилось. Положение о референдумах отсутствует в Конституциях Бельгии и Нидерландов. Дело в том, что у противников референдумов есть немало доводов против него.

Референдум таит опасность тирании большинства. Например, Гитлер в течение пяти лет с 1933 по 1938 гг. провёл пять референдумов, укрепив с их помощью собственную власть. И современные авторитарные лидеры, такие как Саддам Хуссейн, Туркмен-баши Ниязов, также проводили референдумы о продлении своей власти:

В условиях отсутствия реальной политической конкуренции и монополии в сфере массовой коммуникации существует большой риск манипуляции мнением людей или даже прямой подтасовки результатов референдума.

Референдум может спровоцировать раскол в обществе, в том случае, если голоса на нём распределятся примерно поровну.

Носителем истины часто оказывается интеллектуальное меньшинство, которое на референдуме очень рискует проиграть.

И, наконец, проведение референдумов требует больших затрат.

Таковы аргументы противников всенародных голосований. Однако многовековой опыт референдумов, например, в Швейцарии доказывает то, что народ способен ответственно решать важные проблемы. Так, в середине 90-х годов прошлого столетия швейцарцы на референдуме решали, стоит ли снизить пенсионный порог. Предложение, на первый взгляд, было очень заманчивым, однако люди проголосовали против, справедливо подсчитав, что это привело бы к повышению налогов.

Референдумы могут носить обязательный и консультационный характер. Решение, принятое на обязательном референдуме, никто не может отменить.

В белорусской Конституции предусмотрено проведение референдумов. И это право народ реализует. Референдум в нашей стране может быть назначен

- по инициативе Президента,

- по предложению палат Национального собрания,

- по предложению не менее 450 тыс. граждан Беларуси (не менее 30 тыс. от каждой области и г. Минска).

Возможны у нас и местные референдумы, правда, пока ни одного проведено не было. Местные референдумы назначаются соответствующими органами власти регионов, либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на этой территории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.