Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность политической модернизации. Её критерии, модели и условия

Понятие «модернизация» производно от слова «modern» – современный. В политологии оно используется в связи с линейным представлением о цивилизационном прогрессе. Вот как, например, Г.Алмонд представлял ступени развития политических систем:

- Примитивные;

- Традиционные;

- Модернизированные.

Термин «модернизация используется в двух смыслах:

- в узком смысле - для обозначения социально-политического процесса перехода от традиционного аграрного общества к современному, индустриальному;

- в более широком смысле модернизация понимается как теория и практика общественного прогресса.

Теории модернизации – это теоретические представления о закономерностях, предпосылках, условиях и факторах преодоления цивилизационной отсталости стран.

Теоретическими предпосылками теорий модернизации стали концепции О.Конта, Э.Дюркгейма, М. Вебера, К.Маркса и других учёных, обосновавших в своё время идеи прогрессивного развития человеческой цивилизации в направлении от традиционного общества к современному.

Теория политической модернизации возникла в американских университетах в 50-е годы ХХ века для обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся странам. Позже она превратилась в концепцию глобального процесса перехода развивающихся стран к демократии современного западного образца.

Исходной предпосылкой теории и практики модернизации выступает представление о неравномерном развитии стран и целых континентов. В контексте такого однолинейного представления об общественном прогрессе, модернизация понимается как процесс цивилизационного развития в направлении от традиционного общества к современному. Наиболее развитой, «современной» страной создатели теории модернизации считали США, за которыми выстраивались европейские страны. Отсталые страны также имели шанс достичь уровня «современности» передовых держав. Теория модернизации объясняла пути и способы решения этой задачи. Для этого выяснялось, насколько «отсталые» общества соответствуют «идеалу», выявлялись некоторые национальные особенности и намечались пути решения проблем отставания. Таким образом, одной из основных черт теории модернизации первого этапа был европоцентризм (точнее, американоцентризм). Такое понимание модернизации получило название «вестернизации».

Позднее, в 70-80-е годы характер модернизации был пересмотрен в направлении признания национальных социо-культурных особенностей развития так называемых «отсталых» стран.

Модернизация происходит во всех сферах жизнедеятельности общества. В социальной сфере она проявляется в формировании открытой социальной структуры с неограниченной мобильностью населения, в усилении дифференциация и специализация социальных ролей индивидов и социальных функций – групп, слоёв и классов. Важным признаком модернизации в социальной сфере является и разделение частной и общественной сфер, вытеснение отношений личной зависимости отношениями, «вещной» зависимостью, основанными на личной независимости, но взаимной функциональной зависимостью.

В экономике модернизация характеризуется развитием индустриальной системы с применением сложных технологий и научных знаний, углублением общественного разделения труда, развитием рынков товаров, капиталов, услуг и труда.

В политике модернизация выражается в образовании и функционировании демократической политической системы с соответствующими институтами власти, руководствующихся принципом разделения властей (как по вертикали, так и по горизонтали), многопартийной системой представления социально значимых интересов. Модернизация проявляется также в практике соблюдения прав человека, в конкурентной системе организации и функционирования власти, в консенсус ной технологии принятия политических решений. В политической сфере модернизация отождествляется с демократизацией.

В культурной сфере модернизация проявляется в дифференциации ценностных ориентаций людей, в статусном признании многообразия философских, идеологических и религиозных взглядов, в развитии и беспрепятственном функционировании средств связи и коммуникации.

Нас здесь интересует модернизация политической системы общества. Об этом мы и будем говорить в дальнейшем.

Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут как соответствовать моделям современных демократических институтов, так и отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при ее наполнении изначально несвойственным ей содержанием.

В политологии разработаны различные типологии модернизации, т.е. пути достижения современного общественного состояния.

Первая типология фиксирует две модели модернизации.

Спонтанная, оригинальная модернизация – это переход к современному состоянию в результате самостоятельного, основанного на использовании внутренних ресурсах социо-культурного, экономического и политического развития.

Вторичная, отражённая, догоняющая модернизация характерна для стран, стремящихся достичь современного развитого состояния с помощью внешних заимствований технологии, инвестиций, кадров и т.п.

Вторая типология выделяет три модели модернизации:

- эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.);

- эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.);

- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований.

Наиболее часто используемый механизм политической модернизации — заимствование (копирование, имитация) уже апробированных успешной практикой развитых обществ образцов политической, экономической и социокультурной организации общества.

Обычно выделяют два типа имитации демократических образцов:

имитация алгоритма, когда копируется механизм демократического процесса, включая его принципы и процедуры (например, избирательного процесса или взаимодействия трёх ветвей власти);

имитация формы, другими словами, «симуляция» усвоения демократических образцов (например, провозглашение свободных и соревновательных выборов de jure, при их несвободном и несоревновательном характере de facto, или создание трех ветвей власти без фактической реализации принципа разделения властей и т.п.).

Совершенно очевидно, что наилучшие результаты с точки зрения решения задач политической модернизации дает имитация алгоритмов, т.е. правил и технологии осуществления власти. Формальная же имитация демократии, естественно, не может заменить реальную демократию, хотя и создаёт её правдоподобную видимость.

Каковы критерии политического прогресса? Этот вопрос активно обсуждается политологами мира. Так, например, Л.Пай выделял следующие критерии политического развития:

структурная дифференциация (увеличение числа компонентов политической системы и их функциональная специализация);

способности системы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;

тенденция к равноправию и расширению участия граждан в управлении страной.

По мнению видного современного политолога Р.Даля, основными критериями политической модернизации выступают, во-первых, степень вовлечённости населения в демократический процесс, в систему представительной демократии, а также, во-вторых, - рост открытой конкуренции свободных элит.

Он же выделил семь условий успешного продвижения к свободному демократическому обществу:

историческая последовательность политических реформ;

степень концентрации политической власти;

уровень социально-экономического развития;

характер отношения «равенство-неравенство»;

тип субкультурных различий;

иностранное вмешательство;

характер идеологических убеждений политических лидеров.

 

Поначалу главным средством модернизации цивилизационно отсталых стран считали оказание им экономической помощи со стороны западных держав. Сторонники такой тактики модернизации считали основным модернизирующим фактором инвестированный в реформируемую страну капитал, способный внедрить в отставшее общество социальные технологии, рыночные ценности, демократические институты, и тем самым преодолеть низкие стандарты потребления, практику нарушения прав человека, деградацию культтуры и т.д. Однако этот подход потерпел крах. В действительности финансовая помощь Запада чаще всего способствовала процветанию бюрократической коррупции, возрастанию конфликтности и усилению социальной напряженности в моденизируемой стране.

Понимание сложности процесса модернизации привело к выделению целого комплекса необходимых для успешной политической модернизации условий.

- Создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов.

- Образование современного государства, обладающего суверенитетом.

- Усиление роли государства, расширение сферы действия и усиление роли закона, связывающего государство и граждан.

- Рост численности граждан (лиц с политическими и гражданскими правами).

- Расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и индивидов.

- Ослабление традиционных элит и их легитимности.

- Возникновение и усиление влияния национальной политической бюрократии, функционирующих не на кланово-сословной, а на основе главенства закона.

- Превращение рациональной деперсонифицированной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля.

- Усиление модернизаторских элит.

- Выведение из сферы политического контроля значительной части экономических ресурсов.

- Создание открытой социальной структуры путём преодоления жёсткой религиозной, национальной. Территориальной и профессиональной зависимости людей.

- Формирование политических институтов, а также социально0-политической ориентации общественного мнения, которые позволят обеспечить безопасность политического соперничества различных социальных сил за власть.

- Создание эффективной системы местного самоуправления.

Перспективы политической модернизации в определяющей степени зависят от того, насколько полно и последовательно будут созданы эти условия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы предотвращения, регулирования и решения политических конфликтов. Компромисс и консенсус | Этапы политической модернизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.