Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование прибыли от продажи товаров, продукции, работ, услуг и факторы, ее определяющие

Показатель Предыдущий год Отчетный год Изменения
в тыс. руб. % в тыс. руб. % в тыс. руб. %
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг           45,95
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг   77,52   74.51   40.29
Валовая прибыль   22,48   25,49   65,45
Коммерческие расходы   6,41   4,94   12,36
Управленческие расходы   6,66   8,14   78,48
Прибыль (убыток) от продаж   9,41   12,41   92,4

 

На основе горизонтального и вертикального анализа можно сделать следующие выводы. В отчетном периоде при росте выручки на 45,94% прибыль от продаж выросла на 92.4% и составила 28 093 тыс. руб. Положительным моментом является тот факт, что темпы прироста выручки (45,94%) значительно опережали темпы прироста себестоимости проданных товаров (40.29%) и коммерческих расходов (12.36%). В отчетном году наблюдается повышение рентабельности продаж, так, если в предыдущем году с одного рубля выручки организация получала около 9 коп прибыли, то в отчетном году этот показатель увеличился до 12 коп. Однако, несмотря на то, что доля себестоимости в выручке сокращается с 77,52% до 74.51%, она остается крайне высокой, что негативно сказывается на финансовых результатах предприятия. Более детального анализа требует эффективность управленческих расходов, прирост которых в отчетном году составил 65,45%, а доля в выручке увеличилась с 6.66% до 8.14%.

 

Факторный анализ. Определим влияние каждого из факторов на сумму прибыли от продаж, используя следующие формулы.

 

· Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж:

ΔПпр = Ппб × (Ир − 1).

где Δ Ппр — прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции, тыс. руб.;

Ппб — прибыль от продаж предыдущего года, тыс. руб.

Ир — индекс изменения выручки от продаж, определяемый отношением выручки от продажи отчетного года (Во) к выручке от продаж предыдущего года (Вб) по формуле:

 

Ир = Во / Вб.

Отсюда

Δ Ппр = 14601 × ((226390 ÷ 155117) − 1) = 14601 × (1.4595 − 1) = 6708,85 тыс. руб.

· Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продаж:

ΔПпс = Сб × Ир − Со,

 

где Сб, Со — себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, тыс. руб.

Δ Ппс = 120 241 × 1,4595 − 168 689 = 6800,21 тыс. руб.

 

· Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продаж:

ΔПпур = УРб × Ир − УРо,

 

где УРб и УРо — управленческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.

Δ Ппур = 10325 × 1,4595 − 18428 = − 3358,88 тыс. руб.

 

· Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продаж:

ΔПпкр = КРб × Ир − КРо,

 

где КРб и КРо — коммерческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.

 

Δ Ппкр = 9950 × 1,4595 − 11180 = 3341,82 тыс. руб.

 

В итоге сумма факторных изменений дает общее изменение прибыли от продаж продукции за анализируемый период:

Δ Пп = ΔПпр + ΔПпс + Δ Ппур + ΔПпкр =

= 6708,85 тыс. + 6800,21 тыс. - 3358,88 тыс. + 3341.82 тыс. = 13492 тыс. руб.

 

Показатели рентабельности продукции

Рентабельность является важнейшим относительным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия и конечные результаты его хозяйственной деятельности.

Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля вложенных в производство средств. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

В практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности:

· Рентабельность продукции исчисляется как отношение прибыли от продаж к себестоимости проданной продукции:

· Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продаж к сумме выручки от реализации продукции:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж × 100% ÷ Выручка от продаж

 

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

· Рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости активов:

Рентабельность активов показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в активы.

· Рентабельность внеоборотных активов (основного капитала) равна отношению прибыли до налогообложения к средней величине внеоборотных активов предприятия:

· Рентабельность оборотных активов (оборотного капитала) определяется отношением валовой прибыли до налогообложения к средней величине оборотных активов:

· Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала организации:

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля, вложенных собственных средств.

Кроме того, различают плановую и фактическую рентабельность (в зависимости от того, плановые или фактические значения показателей участвуют в расчете).

Анализ рентабельности деятельности организации может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности. При этом можно использовать так называемую модель Дюпона.

 

· Двухфакторная модель Дюпона (рентабельности активов) выглядит следующим образом:

Приведенная формула раскрывает зависимость рентабельности активов организации от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Экономический смысл связи заключается в том, что модель прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов, и наоборот.

· Трехфакторная модель Дюпона (рентабельности собственного капитала) выглядит следующим образом:

Как видно, рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры капитала организации. Тем самым прямо указываются направления повышения рентабельности собственного капитала. Так, например, из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях рентабельность собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала организации (эффект финансового рычага).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ уровня и динамики финансовых результатов | Воздействие некоторых положений учетной политики на финансовое положение организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.