Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход в теории организации

 

Еще одно направление в изучении феномена организации — изучение общих принципов организационного процесса с точки зрения системности природы и общества. В рамках этого подхода неоценимый вклад в теорию организации внес А.А. Богданов. В 1911 г. вышел в свет первый том, а в 1925 г. — третий том его книги «Всеобщая организационная наука (тектология)». Основная идея тектологии Богданова состоит в том, что все существующие объекты и процессы (физические, биологические, общественные) имеют определенную степень, уровень организованности. Все явления рассматриваются как непрерывные процессы организации и дезорганизации. Основное внимание уделяется закономерностям развития организации, рассмотрению соотношений устойчивого и изменчивого, значению обратных связей, учету собственных целей организации (которые могут как содействовать целям высшего уровня организации, так и противоречить им). Богданов, по профессии медик, после революции предложил создать первый в мире Институт переливания крови. В.И. Ленин поддержал эту идею, и Богданов, став директором института, начал проверять некоторые выводы тектологии на примере сложной системы — кровеносной. Рискованные опыты он проводил на себе, и его абсолютная вера в безошибочность всех своих гипотез привела к трагедии: один из таких опытов закончился его гибелью [3].

Большое влияние на теорию организации оказали идеи общей теории систем и кибернетики. Основатель общей теории систем, австрийский биолог Л. Берталанфи выдвинул идею построения теории, приложимой к системам любой природы. Самым важным достижением Берталанфи является введение понятия «открытой» системы. В отличие от замкнутых систем, которые достигают состояния равновесия, характеризуемого максимальной энтропией (хаосом) и минимальным использованием свободной энергии, открытые системы достигают устойчивого состояния непрерывным потоком вещества, энергии и информации между системой и окружающей средой. При этом использование свободной энергии может быть направлено в сторону усложнения организации и установления нового подвижного внутреннего равновесия системы [3].

Основателем кибернетики является американский математик Н. Винер. В 1948 г. он опубликовал книгу под названием «Кибернетика», в которой определил кибернетику как «науку об управлении и связи в животных и машинах». Но уже в следующей книге он анализирует с позиций кибернетики процессы, происходящие в обществе. Основные достижения кибернетики Винера — осознание информации как всеобщего свойства материи, выявление особого значения обратных связей в управлении, развитие методологии моделирования вообще и в особенности математического эксперимента с помощью ЭВМ [3].

Последователи идей общей теории систем и кибернетики, сформировавшие «системный подход», оказали сильное влияние на теорию организации, породив новое направление, называемое также неоклассической школой организаций или школой управленческих решений. Видными представителями этой школы являются Г. Саймон, П. Друкер, О. Желинье, Б. Люссато, Г. Минцберг.

Основные принципы школы системного подхода [5]:

1. Упор на принятие решений. Выбор оптимальных управленческих решений, отвечающих сложившимся условиям, рассматривается как основной фактор эффективного управления. Процесс принятия решений включает в себя выявление альтернативных курсов действий, их анализ и оценку лицами, принимающими решения, а также выбор оптимального варианта решения.

2. Целевой подход. Эффективность управления оценивается достижимостью целей, таких, как окупаемость вложений, производственный доход, экономия затрат. Поиск управленческих решений осуществляется «от целей». Ясная цель позволяет менеджеру оценить, как те или иные изменения повлияют на конечный результат, и выбрать правильное направление действий. Были созданы специальные методы управления организацией, ключевым моментом которых является постановка целей. Наиболее известным является метод «Управление по целям (УПЦ)», разработанный П. Друкером.

3. Использование моделей при принятии решений. Для принятия решений используются различные содержательные и математические модели. В частности, для решения управленческих проблем нашли широкое применение статистические модели, а также модели исследования операций, такие, как модели теории массового обслуживания, модели управления запасами, модели теории расписаний, модели теории игр и т.д. Однако модели оптимизации не всегда применимы в реальных задачах по управлению предприятиями из-за наличия таких факторов, как неполнота, неопределенность и неточность информации, случайные воздействия среды и пр. Поэтому Г.Саймоном и другими представителями школы управленческих решений были разработаны модели "ограниченной рациональности", "локальной рациональности".

4. Использование компьютеров. Во многих случаях поиск оптимальных решений на моделях в приемлемое время невозможно без применения компьютера. Информационные технологии, основанные на использовании компьютеров, позволили руководителям при принятии решений опираться на анализ больших массивов информации, характеризующей управляемую систему.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория бюрократии М.Вебера | Процессный подход. Процессный подход развивался параллельно со школой системного подхода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.