КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности организаций, как систем
Место организаций в классификации систем ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ Вопросы и упражнения
1. Что означает термин «организация» в широком смысле? 2. Что изучает общая теория организации и что изучает прикладная теория социальных организаций? 3. В чем отличие организации от любой произвольной совокупности людей? 4. Являются ли организациями клуб филателистов, труппа театра, спортивная секция? Если да, то определите, к какому типу организаций они относятся? Обоснуйте ответ. 5. Приведите примеры деловых организаций, союзных (общественных) и ассоциативных. 6. Приведите классификацию организаций по их назначению, приведите примеры для каждого класса организаций. 7. К какому типу организаций относится организация, в которой Вы работаете или учитесь? 8. Методы каких дисциплин используются в теории организации? Охарактеризуйте коротко эти дисциплины. 9. Каковы основные события в развитии теории организации? 10. Какие основные направления (школы) сформировались в рамках теории организации? Каковы их основные положения?
Современные представления позволяют считать системность всеобщим свойством материи. Весь мир можно представить как бесконечную иерархическую систему систем, находящихся на разных уровнях системной иерархии, на разных стадиях развития, взаимодействующих друг с другом. Рассматривается ли техническое устройство, машина, живой организм, общество или любая его часть – все они представляют собой системы. Существует множество определений понятия системы. Вот некоторые из них: Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое [3]. Система есть средство достижения цели [3] Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности [12]. Организация также представляет собой систему – целостное образование, включающее в себя людей, орудия труда, материальные ресурсы, взаимодействующих для достижения целей, ради которых организация создавалась. Несмотря на общность систем всех видов, можно выделить классы систем, имеющие специфические черты и закономерности. Существуют различные классификации систем, использующие различные признаки различения. На рис. 2.1 приведены 4 вида классификации систем. Классы систем, к которым принадлежат организации, выделены (соответствующие прямоугольники обведены жирной линией). Дадим необходимые пояснения для этих видов классификации. 1. По степени изолированности от окружающей среды системы подразделяются на два класса: · закрытые — изолированные системы, не взаимодействующие со средой. К подобным системам относятся некоторые объекты неживой природы, например, часы; · открытые — системы, взаимодействующие со средой, обменивающиеся с ней материей, энергией, информацией. Организации относятся к открытым системам. Они получают из окружающей среды необходимые для их функционирования ресурсы (материальные, технические, людские) и отдают результаты своей деятельности - готовую продукцию, услуги, информацию и т.д.
2. По характеру функционирования, т.е. по способности менять свою структуру и поведение (и по характеру этих изменений) системы можно отнести к одному из следующих классов: · стабильные — системы, которые не способны к каким-либо активным изменениям. К данному классу систем относится, прежде всего, широкий круг неживых систем, как естественных, так и искусственных Их отличительная особенность состоит в том, что цель этим системам внутренне не присуща. Цель может задаваться извне и определяться задачами использования [13]; · самостабилизирующиеся (адаптивные) — системы, которые умеют приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды путем выработки соответствующих корректирующих действий, возвращающих их в устойчивое состояние [13, 14]. К адаптивным системам относятся живые организмы, в том числе человек; · самоорганизующиеся — системы, обладающие более высокой степенью приспособления к среде, чем простая адаптация. Они в состоянии реорганизовать свою внутреннюю структуру, а не просто приспособиться к потоку возмущений, идущему из внешней среды. Самоорганизация выражается в новых устойчивых состояниях, которые более стойки к возмущениям, чем предыдущие. Адаптивные системы выживают в средах, в которых возмущения находятся в пределах диапазона их корректирующих действий; самоорганизующиеся системы эволюционируют в более сложные и более жизнеспособные системы [14]; · развивающиеся — системы, которые могут изменяться не только под действием внешних причин в виде реакции на внешние возмущения, но и под действием внутренних причин, т.е. в соответствии с внутренне присущей (имманентной) целью [13, 14]. Особенностью данной классификации является то, что каждый последующий класс «поглощает» предыдущий. Организационные системы относятся к классу развивающихся систем, при этом в них происходят и процессы самостабилизации и самоорганизации. 3. По степени и виду управляемости системы можно разделить на ряд классов и подклассов. На верхнем уровне данной классификации можно выделить классы неуправляемых и управляемых систем. В свою очередь, управляемые системы по способу управления можно подразделить на: · программные (разомкнутые) – системы, управляемые по заданной программе без ее подстройки в соответствии с получаемым результатом. К этим системам относятся несложные технические устройства; · регулируемые (замкнутые) — системы, способные воспринимать информацию о результатах своей деятельности и использовать ее для корректировки управления. Организационные системы относятся к классу управляемых регулируемых систем. 4. По происхождению системы подразделяются на три класса: · природные (естественные) — системы, существующие в живой и неживой природе, возникшие без участия человека. Примеры таких систем — атом, молекула, организм; · технические (искусственные) — системы, созданные человеком. Примерами подобных систем являются механизмы, машины, автоматы; · социальные (смешанные) — системы, представляющие собой объединения людей, включающие в себя также и технические объекты. Организации относятся к классу социальных систем, т.к. в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это - индивидуумы, объединяющиеся в социальные совокупности, подразделения. С другой стороны, это - элементы, составляющие производственно-техническую структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы). Закономерности и принципы, присущие организациям, определяются тем, к каким классам систем они относятся. Рассмотрим основные закономерности, выполняемые для соответствующих классов систем, и их интерпретацию по отношению к организациям.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |