КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие уровня жизни населения. Система показателей уровня жизни
Статистика уровня жизни населения
22.1. Понятие уровня жизни населения. Система показателей уровня жизни. 22.2. Доходы населения в системе показателей уровня жизни 22.3. Статистика потребления населением материальных благ и услуг. 22.4. Отражение важнейших показателей социальной статистики в СНС.
Нормативные документы по теме лекции: 1.Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь 29 декабря 2009 г. № 307 «Об утверждении методики по формированию и расчету баланса денежных доходов и расходов населения». Уровень жизни в узком смысле – это достигнутый уровень потребления населением материальных благ и услуг. Уровень жизни в широком смысле – это весь комплекс социально-экономических условий жизни общества. Выделяют 4 уровня жизни: 1) достаток, т.е. использование благ и услуг, обеспечивающих всестороннее развитие человека; 2) нормальный уровень, т.е рациональное потребление благ и услуг, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; 3) бедность, т.е. потребление благ и услуг на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы; 4) нищета, т.е. минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнеспособность человека. Основные задачи статистического изучения уровня жизни: • характеристика социально-экономического благосостояния населения; • анализ влияния различных факторов на уровень жизни; • оценка степени дифференциации общества между отдельными группами населения; • выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке. Для характеристики уровня жизни населения используется система показателей, состоящая из трех групп: 1) доходы населения, 2) потребление населением благ и услуг, 3) условия проживания. Эти показатели рассчитываются как в целом по всему населению, так и в расчете на душу населения. Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к отдельным социальным группам; 3) к домохозяйствам с различными доходами. К числу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения в белорусской статистике относятся следующие основные группы: - показатели доходов населения; - показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг; - сбережение; - показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем; - показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности; - обобщающие оценки уровня жизни населения. В зависимости от единицы измерения и формы представления показатели, характеризующиеуровень жизни, делят на следующие группы: 1) стоимостные показатели; 2) физические показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ; 3) относительные показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния. Одним из обобщающих показателей уровня жизни является индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала) (Iч.р), который одновременно учитывает влияние трех факторов: - ожидаемой продолжительности жизни; - достигнутого уровня образования; - реального объема ВВП на душу населения. Он представляет собой сводный индекс и рассчитывается как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей:
Iч.р = 1/3 * å Ii . (22.1)
При расчете каждой из составляющих сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели по исследуемой стране:
Ii = (Xi факт - Xi min ) / (Xi max - Xi min), (22.2)
где Xi факт – фактическое значение i-го показателя, Xi min и Xi max – соответственно минимальное и максимальное значение i-го показателя. При исчислении индекса ожидаемой продолжительности жизни в качестве максимального уровня принят возраст в 85 лет, минимального – 25 лет:
Ii = (X1 - 25) / (85- 25). (22.3) Для расчета индекса достигнутого уровня образования стандарты составляют соответственно 100 % и 0 %. Причем этот индекс рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов: I21 – индекса грамотности среди взрослого населения (в возрасте от 15 лет и старше) весом 2/3 I22 – индекса совокупной грамотности для учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (для лиц моложе 24 лет) весом 1/3: Ii = I21*2/3 + I22*1/3. (22.4)
При исчислении индекса среднедушевого реального ВВП — минимальное и максимальное значение показателя соответственно равно 100 и 40000 долларов США. I ВВП = где ВВПi – фактическая величина валового внутреннего продукта на душу населения i-той страны На основе анализа уровня и динамики показателей уровня жизни разрабатывается социальная политика государства.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |