Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное и житейское психологическое знание

Читайте также:
  1. Вненаучное знание
  2. Вопрос 4. Психологическое состояние сотрудников, принимавших участие в действиях по освобождению заложников
  3. Вопрос 5. Психологическое обеспечение сотрудников органов внут­ренних дел и военнослужащих внутренних войск, выполняющих служебно-боевые задачи
  4. Коллективное сознание.
  5. Лекция 6. Исследования психологического восприятия рекламы. Социально-психологическое воздействие рекламы на потребителя
  6. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
  7. Методы и формы научного познания. Социальное познание.
  8. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности
  9. Научное познание. Средства и методы научного познания.
  10. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
  11. Научное, профессиональное и информационное обеспечение производства.



Виды психологических знаний.

Психология отличается от других наук тем, что ей как системой проверенных знаний владеют немногие, а с областью явлений, изучаемых ею, знакомы все: у каждого человека есть собственные ощущения, потребности, чувства и т.д. Определенные знания о внутреннем мире человека позволяют людям понимать друг друга, управлять собственным поведением. Такие знания обычно формируются у человека в процессе приобретения им личного жизненного опыта. Их формирование происходит постепенно от наблюдения и попыток объяснения конкретных поступков к обобщенному пониманию закономерностей. Часто можно слышать, как о человеке говорят: «он хороший психолог», что вовсе не предполагает наличия у него психологического образования. Это выражение означает, что человек хорошо понимает других людей, умеет с ними ладить. Это обычно называют житейской психологией.

Это обстоятельство способствует распространению мнения, что психология не является настоящей наукой, что она не открывает ничего нового, а лишь описывает очевидное, формализует то, что любой здравомыслящий человек уже знает интуитивно. Этот феномен получил название «Я знал это!». Но проблема заключается в том, что события становятся «очевидными» и предсказуемыми после того, как они произошли, а не до того. Д.Майерс описывает следующие эксперименты, подтверждающие это.

Американская исследовательница Дафна Барц дала студентам колледжа предполагаемые результаты социологических исследований. Некоторые из них соответствовали действительности, а некоторые противоречили, но независимо от этого почти на все из них студенты реагировали: «Я знал это».

Мартин Болт и Джон Бринк предложили студентам предсказать, сколько голосов получит в сенате один спорный кандидат в Верховный суд. 58% студентов предсказало, что кандидатура будет одобрена. Через неделю после утверждения этого кандидата в должности они попросили других студентов вспомнить, что бы они предсказали. В этот раз положительный прогноз дали 78%.

Этот эффект создает проблему для многих студентов – психологов. Когда вы читаете о выводах, полученных в ходе научных исследований, материал часто кажется легким и очевидным. Но когда приходится этот материал вспоминать, принимать решение, требующее знания этого материала, студент неожиданно сталкивается с большими трудностями, поскольку не может выбрать из ряда вариантов, подсказываемых здравым смыслом, правильный, научно обоснованный.

Житейские психологические знания накапливались, передаваясь от поколения к поколению на протяжении всей истории человечества. Они закреплялись в памятниках народного творчества: пословицах, поговорках, легендах, сказках, народных песнях, традициях и обрядах. Они могут быть довольно обширными, несомненно, способствуют ориентировке в поведении людей, и, до определенной степени, соответствуют действительности. Но все же они недостаточны для серьезной профессиональной работы с людьми, требующей научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных обстоятельствах.



В чем же заключаются основные различия между житейской и научной психологией? Наиболее существенные различия заключаются в источниках и способах получения, формах сохранения и способах передачи знаний.

Во-первых, источником житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Он приобретается случайным образом, и психологические знания извлекаются из него, как правило, интуитивно и не систематически. Научная же психология базируется на опыте, изначально обобщенном в научных понятиях, абстрагированном от излишних деталей. Кстати, научные психологические понятия часто взяты из обыденной речи и совпадают по форме с понятиями житейской психологии. Но их значения различаются. Житейские понятия обычно более расплывчаты и многозначны.

Интуитивному характеру житейских знаний о психологии противостоит рациональность и осознанность научных знаний, которые получаются путем тщательной экспериментальной проверки логически обоснованных гипотез.

Во-вторых, обширный опыт житейской психологии сохраняется и систематизируется в памятниках народной мудрости: афоризмах, традициях, обрядах, оставаясь конкретным и ситуативным. Ко многим пословицам можно подобрать противоположные по значению; следование традиции в изменившихся условиях жизни создает множество проблем, в том числе и психологических; обряды, облегчающие взаимодействие в определенной ситуации одному человеку, сильно осложняют его для другого.

Предпринимаются попытки зафиксировать народную мудрость и в литературе. Примером этого могут быть многочисленные популярные книги по психологии, в частности книги Дейла Карнеги, Луизы Хей и пр. Научная психология систематизирует знания в форме логически непротиворечивых положений. Знания целенаправленно аккумулируются в стройную научную систему. Это происходит во многом благодаря наличию специального предметного языка, и поэтому в научной психологии существует требование пользоваться только соответствующим понятийным аппаратом.

В-третьих, хотя житейские психологические знания легко доступны, воспользоваться ими не так-то просто. Житейская мудрость обычно не фиксирует условия получения знаний, а, следовательно, невозможно узнать, для каких условий подходит один совет, а для каких – противоположный ему. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт отцов. Накопление и передача научных знаний возможна потому, что они систематизируются и фиксируются в специальной литературе, существует специально организованный процесс обучения.

Но при всех преимуществах научной психологии перед житейской нужно помнить, что научная психология опирается на житейский опыт, извлекает из него свои задачи и им проверяется. В конце – концов, хороший психолог – профессионал одновременно должен быть хорошим психологом в житейском смысле.

Помимо описанной выше житейской психологии можно выделить в отдельную группу психологические знания, содержащиеся в произведениях искусства. Они представлены в образной, символической форме. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира людей. Льва Толстого, Федора Достоевского, Оноре де Бальзака и многих других писателей называют великими психологами, имея в виду их способность передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом они пользуются своими наблюдениями, размышлениями и мудростью житейской психологии.

Внутренний мир человека отражают художники в живописных и графических работах, музыканты – в звуках. Различные образы, создаваемые в произведениях искусства позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и мир души других людей.

Особенностями таких знаний являются конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Способ их изложения не всем доступен. Но все же, психологические знания, содержащиеся в произведениях искусства, представляют большую ценность. Профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1505; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.178.153
Генерация страницы за: 0.008 сек.