Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение. Поскольку болезнь является сложной семиотической системой, особую роль в ситуации лечения играет миф болезни

Поскольку болезнь является сложной семиотической системой, особую роль в ситуации лечения играет миф болезни. Идея болезни начинает быстро наполняться конкретным содержанием. Лекарство обретает знаковое значение, поэтому оно может быть заменено плацебо – агентом, ритуалом, любым предметом, который может сыграть его роль.

Лечебный миф, как и миф болезни, подвержен влиянию извне.

Символичность лечения демонстрирует ритуальное лечение, т.к. ритуальное лечение объективно не связано с причиной болезни.

Понять причины эффективности ритуального лечения можно, если признать, что болезнь – это не просто дефект какого-то органа, а, прежде всего, феномен сознания. В логике развития болезни есть две стороны: объективная и субъективная.

Объективная подчиняется законам природы; субъективная закономерностям психического и знакового. Ритуальное лечение призвано воздействовать на субъективную сторону болезни. Субъективная и объективная стороны болезни связаны между собой, корректируя объективную, мы тем самым трансформируем и объективную.

А.Ш. Тхостов[49] отмечает, что объективная верность мифа, лежащая в основе психотерапевтического метода лечения, не имеет принципиального значения. Самые странные лечебные приемы находят своих убежденных последователей. Именно это и есть неспецифический фактор, обеспечивающий любой терапевтической тактике определенный успех, особенно в плане ближайших результатов.

Слава целителя может быть мифом, способствующим лечению.

Мифология болезней разнообразна. Каждое историческое время, каждый человек создает мифы о болезнях, в которых отражаются знания людей о свойствах их организмов, о свойствах и происхождении болезни, об особенностях взаимосвязи сознания и тела.

Объяснение причины болезни вытекает из общих человеческих представлений о причинности, господствующих в его время. Если болезнью управляют высшие существа, если они насылают ее, то необходимо задобрить этих существ.

Батонеби – существа в грузинской мифологии, приносящие инфекционные болезни. Если в семье их не уважают, не готовят угощение, не дарят подарки, то заболевания посещают семью.

Ведь-ави, хозяйка воды в мордовской мифологии, насылает болезни. Хозяйку воды можно задобрить, если откупится, бросая в воду зерно и деньги. В этом мифе четно прослеживается понимание связи инфекции и водной среды, а также значимость чистоты для излечения болезней.

Миф о возникновении заболеваний, сколь удивителен бы он ни был, всегда содержит рациональный элемент. Обратимся к славянской мифологии о возникновении заболеваний.

Моровой девой называли повальную болезнь. Показываясь в деревне, она обходит дома, просовывает в окно или дверь руку и машет красным платком, навевая на хозяев и домочадцев смертельную заразу. У восточных славян Моровая дева появляется в глухую ночь, отворяет окно избы, просовывает руку с кропилом и начинает кропить в разные стороны, а к утру вымирает вся семья. В мифе о Моровой деве ясно прослеживается передача инфекции воздушно- капельным путем.

Навьями называли славяне мертвецов. Они были враждебны миру живых, стремились увеличить собственное количество, уменьшить число живущих. В «Повести временных лет» эпидемия приписывалась мертвецам, навьям. Они скакали по улицам на незримых конях и поражали живых: «Навьи бьют полочан». Иными словами, перед нами образное представление о возможности заражения от умерших тяжело больных. Опасность заражения невидима, но крайне опасна.

Врач попадает в сложное положение, если он принимает миф за реальность. Это связано как с пониманием врачом своих терапевтических возможностей, своей способности исцелять тем или иным методом, с умением реально оценить состояние пациента.

Даже невинное заблуждение врача может привести к потере больными времени, сил, средств, для осуществления настоящего патогенетического лечения.

Методы лечения определяются представлениями о самой болезни, ее назначении, путях развития. Методы лечения также являются мифами, рожденными уровнем развития науки и практики и наложенными на мифы общественного сознания. Лечащий врач встречается не только с симптомами и синдромами болезни, которые человек предъявляет в виде жалоб, состояния или поведения. Каждый из участников ситуации лечения приносит в нее еще свой миф болезни – свое сознание, свои переживания о болезненном процессе, о происхождении болезни, о возможном исходе лечения. Методы лечения реализуют на практике представления о сущности болезни.

В эпоху Просвещения господствовали представления о человеческом организме как о сложном механизме. Болезнь воспринималась как засорение, организма. Сложность и устройство такого организма заимствовались из наиболее распространенных механических приборов своего времени (часы, станки мануфактур). В XVIII в. основными способами лечения были способы очищения организма: кровопускание, помогающее удалить непригодные вещества, рвота, очистительная клизма и т.д.

С одной стороны магические приемы имеют натуральное обоснование. В то же время мифоэпическая мысль строится по паралогическим законам:

· реальность не отличается от вымысла;

· правила вывода истины не подчиняются логическим законам.

Например:

а) ч асть объекта может быть признана замещающим его целым. В этом случае магические действия совершаются с частями тела больного: его волосами, ногтями и т.д.

б) манипуляции проводятся с изображением. В этом случае лечение возможно проводить по фотографии, по плану жилища, рисунку.

в) используются предметы, находящиеся в соприкосновении с больным, для лечения. Лечебные мероприятия в этом случае с носками, варежками, кофтами и др. предметами одежды больного. Обычно берется тот вид одежды, который соприкасается с больной частью тела.

Ряд современных мифов о болезни воплощают такие образы, как: «биополе», «карма», популярна аналогия с роботом, компьютером. Методами воздействия признаются: кодирование, программирование, зомбирование.

Для адекватной оценки себя и своей деятельности надо изучать законы и процессы психической жизни.

Предположение о мифологической природе лечения предполагает особую роль лечащего.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВКБ и защитные механизмы | Понятие о традиционной и нетрадиционной медицине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.