КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (производственные аварии и катастрофы)
Тема № 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Их классификация и краткая характеристика. Причины и источники. Производственные аварии, в том числе и крупные - нередкое явление нашего века, характеризующегося бурным развитием промышленности, научно-технического прогресса, быстрой сменой технологии производства и энергии, высокими скоростями движения. Изучение причин возникновения производственных аварий свидетельствует об их большом внешнем разнообразии, но в сущности эти причины можно объединить в три основные группы. Первая - это недостаточно ответственное отношение работников при проектировании предприятий к требованиям техники и не менее халатное отношение отдельных руководителей к выполнению этих требований, отсутствие постоянного контроля за взрывоопасными и легковоспламеняющимися участками. Вторая группа причин обусловлена тем, что еще не все явления достаточно познаны. Иногда обнаруживалось, что различные химические вещества при определенных сочетаниях вступали в бурную реакцию и вызывали взрывы или самовозгорания. Третья - производственные аварии могут быть следствием воздействия внешних природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения правил их эксплуатации и технологических процессов производства. Анализ эксплуатации жилых зданий показывает, что наибольший выход из строя в мирное время обуславливается следующими причинами (в %): * низкое качество изысканий и ошибки при проектировании - 7,5 * низкое качество производства строительных работ - 15,0 * нарушение правил эксплуатации - 64,0 * прочие причины - 3,5 В связи с нарушением правил эксплуатации и технологических процессов при работе в подземных условиях во многих странах неоднократно происходили взрывы газа и пыли, рудничные пожары, внезапные выбросы угля, газа, затопление вследствие прорыва воды и плывунов, обрушения сводов, провалы зданий, поражения людей электрическим током. Наибольшее число жертв наблюдается при авариях, происходящих от взрыва газа и каменноугольной пыли, взрывчатых веществ. Пожары по числу жертв занимают второе место. К крупным производственным авариям относятся: аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном, трубопроводном транспорте, в результате которых: образовались пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создалась опасность загрязнения и заражения почвы, водных бассейнов и атмосферы радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей по поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу населению и окружающей среде. В соответствии с установленной классификацией к чрезвычайным ситуациям техногенного характера относят: 1. Транспортные аварии (катастрофы) на всех видах транспорта. 2. Пожары и взрывы. 3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). 4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ). 5. Аварии на коммунальных системах обеспечения. 6 Аварии на промышленных очистных сооружениях, 7 Гидродинамические аварии. 1. Транспортные аварии Отличительными особенностями транспортных аварий (катастроф) могут являться: * удаление места катастрофы от крупных населенных пунктов, что усложняет сбор достоверной информации в первый период и объем оказания первой медицинской помощи пострадавшим; * ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с необходимостью вывода железнодорожного состава с территории станции на перегоны, туники и подъездные пути; * необходимость использования тепловозов для рассредоточения составов на электрифицированных участках; * затрудненность обнаружения возгорания в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения; * труднодоступность подъездов к месту катастрофы и затрудненность применения инженерной техники; * наличие, в некоторых случаях, сложной медико-биологической обстановки, характеризующейся массовым возникновением санитарных и безвозвратных потерь; * необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения; * трудность в определении числа пассажиров, выехавших из различных мест и оказавшихся в зоне аварии (катастрофы); * организация отправки погибших к местам их захоронения в другие города; * прибытие родственников из различных городов страны, организация размещения, обслуживания и др.; * организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания местности и т.д. 2. Внезапное обрушение сооружений и зданий Этот тип аварий, как правило, происходит обычно не сам по себе, а инициируется каким-то побочным фактором. Например, большое скопление людей; активная производственная деятельность в разгар рабочего дня; проходящий подвижной состав и т.п. В результате, эти чрезвычайные ситуации труднопредсказуемы и сопровождаются большими человеческими жертвами. 3. Аварии на электроэнергетических сетях Подобные аварии приводят к чрезвычайным ситуациям. Обычно, из-за вторичных последствий и при условии наложения на них каких-либо чрезвычайных условий; К особенно тяжелым последствиям приводят аварии на электроэнергетических сетях в зимнее время года, а также в удаленных или труднодоступных районах. Особенно характерны такие чрезвычайные ситуации для сельских районов или в особо холодные зимы из-за перегрузок энергосетей в связи с резким увеличением расхода энергии на обогрев. 4. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения Подобные аварии происходят обычно в городах, где большое скопление людей, промышленных предприятий, установившейся ритм жизни. Поэтому любая подобная авария, даже устранимая и не всегда опасная,, сама по себе может вызвать негативные последствия среди населения. 5. Аварии на очистных сооружениях Опасность данного типа аварий обусловлена не только резким отрицательным воздействием на обслуживающий персонал и близлежащие населенные пункты, но и большими залповыми выбросами отравляющих веществ в окружающую среду. 6. Пожары и взрывы Пожары и взрывы являются самыми распространенными чрезвычайными событиями в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями происходят пожары на пожароопасных пожаровзрывоопасных объектах. 7. Гидродинамические аварии 1. Гидродинамическая авария - это чрезвычайное событие, связанное с выводом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопление обширных территорий. 2. Гидротехническое сооружение - народно-хозяйственный объект, находящийся на или вблизи водной поверхности, предназначенный для * использования кинетической энергии движения воды с целью преобразования в другие виды энергии; * охлаждения отработавших паров ТЭС и АЭС; * мелиорации; * защиты прибрежной территории воды; * забора воды для орошения и водоснабжения; * осушения; * рыбозащиты; * регулирования уровня воды; * обеспечения деятельности речных и морских портов, судостроительных и судоремонтных предприятий,судоходства; * подводной добычи, хранения и транспортировки (трубопроводы) полезных ископаемых (нефти и газа). Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясения, ураганы, размывы плотин) или воздействия человека, а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования. К основным гидротехническим сооружениям относятся: плотины, водо-образные водосборные сооружения, запруды, 3. Плотины - гидротехнические сооружения (искусственные плотины) или природные образования (естественные плотины), ограничивающие сток, создающие водохранилища и разницу уровней воды по руслу реки. 4. Водохранилища могут быть долговременными (как правило, образованными гидротехническими сооружениями; временными и постоянными) и кратковременными (за счет действия сил природы; оползней, селей, лавин, обвалов, землетрясений и т.п.). Проран - повреждение в теле плотины, образовавшееся в результате ее размыва. Устремляющийся в проран поток воды образует волну прорыва, имеющую значительную высоту гребня и скорость движения и, обладающую большой разрушительной силой. Волна прорыва образуется при одновременном наложении двух процессов: падения вод водохранилища из верхнего в нижний бьеф, порождающего волну и резкого увеличения объема воды в месте падения, что вызывает перетек воды из этого места в другие, где уровень воды ниже. 5. Высота волны прорыва и скорость ее распространения зависят от размера прорана, разницы уровней воды в верхнем и нижнем бьефе, гидрологических и топографических условий русла реки и ее поймы. Скорость продвижения волны прорыва, как правило, находится в диапазоне от 3 до 25 км/ч, а высота 2-50 м. Основным следствием прорыва плотины при гидродинамических авариях является катастрофическое затопление местности, заключающееся в стремительном затоплении волной прорыва ниже-расположенной местности и возникновением наводнения. Катастрофическое затопление характеризуется: *максимально возможными высотой и скоростью волны прорыва; *расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в соответствующий створ; *границами зоны возможного затопления; *максимальной глубиной затопления конкретного участка местности; * длительностью затопления территории. При разрушениях гидротехнических сооружений затопляется часть прилегающей к реке местности, которая называется зоной возможного затопления. В зависимости от последствий воздействия гидропотока, образующегося при гидротехнической аварии, на территории возможного затопления следует выделять зону катастрофического затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, уничтожение других материальных ценностей. Время в течении которого затопленные территории могут находиться под водой, колеблется от 4 часов до нескольких суток. По масштабу распространения, сложности обстановки и тяжести последствий наиболее катастрофическими являются пожары, взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, гидродинамические аварии. Преимущественно такие аварии происходят на потенциально опасных объектах.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |