Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мембранный диффузионный потенциал

Используя элементы новой культуры гуманизма, превращая свой двор в известный образец, Генрих VIII укреплял абсолют­ную монархию. В то же время распространение идей гуманизма и искусства Возрождения приводило к тому, что просвещение, нау­ка, искусство приобретали все более светский характер и идеоло­гическое влияние католицизма падало. Тем самым подготовлялись предпосылки для нового шага в укреплении тюдоровского абсолю­тизма – проведения Реформации (речь шла о разрыве с Римом, секуляризации монастырской земли, имущества и т.д.).

Непосредственным поводом к разрыву с Римом послужил бра­коразводный процесс Генриха VIII. Его жена – Екатерина Ара­гонская, испанская принцесса, не имела сыновей, и король решил жениться на ее фрейлине – Анне Болейн. Отказ папы санкциони­ровать развод, которого требовал Генрих VIII, вызвал прямой конфликт. Специальным актом парламента король получил право на развод, а в 1534 г, был принят чрезвычайно важный «Акт о ко­ролевской супрематии», т.е. о верховенстве короля над английской церковью (с этого времени ее именуют англиканской). Отныне папа утрачивал все права на Англию, главой церкви становился король, церковь превращалась в составную часть государственно­го аппарата. Были закрыты все монастыри. Номинально вся земля перешла к королю, но была роздана его приближенным из новой знати и распродана по низким ценам джентри и капиталистам. Т.о., Реформация в Англии была проведена сверху, в со­ответствии с интересами новой знати, джентри и крупной буржуа­зии. Тем не менее она способствовала дальнейшему укреплению абсолютной монархии.

Однако английская Реформация была половинчатой так как церковь не получила той демократической организации, к ко­торой стремились наиболее радикальные реформаторы. Она со­хранила строгую централизацию – на церковные должности кли­рики по-прежнему назначались; только в самом высшем звене па­пу заменил король. Не стала церковь и дешевой, так как в основ­ном сохранилась католическая пышность обрядов и служб. Нако­нец, почти ничего не изменилось и в самом вероучении. Прави­тельство Генриха VIII в равной мере карало смертью как тех, кто не признавал короля главой церкви, так и протестантов, отрицав­ших основные догматы католицизма. Англиканская церковь была ни католической, ни протестантской, а заняла промежуточное по­ложение между ними.

В течение десятилетия, последовавшего за смертью Генриха VIII, феодальная реакция пыталась взять реванш, особенно когда на престол вступила дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской Мария Тюдор (1553-1558).

И до этого знаменем и идеологическом прикрытием феодаль­ной реакции был католицизм. Теперь же в лице ревностной ка­толички, оказавшейся на троне, реакция получила вождя и могу­чую поддержку. Мария Тюдор взяла новый внешнеполитический курс – на союз с Испанией, не без основания рассчитывая на по­мощь фанатичного защитника старины и католицизма испанского короля Филиппа II. Династический брак между Марией Тюдор и Филиппом II оформил этот союз, и над Англией нависла опасность превращения в одно из многочисленных испанских владений. Ма­рия Тюдор восстановила католицизм, и вся страна покрылась кост­рами, на которых сжигали протестантов; методы инквизиции переносились на английскую почву.

И все же антикатолическое движение в стране нарастало, и после смерти Марии протестантская часть знати провозгласила королевой дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавету I (1558-1603). Так началось почти полувековое ее царствование – «елиза­ветинский век» – век бурного развития капиталистического укла­да, внешнеполитических успехов и успехов английской культуры Возрождения.

Первые же шаги новой королевы были направлены па восста­новление протестантизма. Был разработан англиканский символ веры, представлявший собой смесь католических и протестантских догматов, упорядочен аппарат англиканской церкви и особенно поднята роль приходского священника, который наряду с помещи­ком (сквайром) и мировым судьей стал главной опорой прави­тельства в деревне. Надежды северных феодалов и всех реакцион­ных сил на мирный приход к власти при помощи «христианнейше­го короля» провалились. Тогда они нашли в лице шотландской королевы Марии Стюарт – претендента на английский престол – опору для дальнейшей борьбы.

Династия Стюартов, занимавшая шотландский престол, факти­чески не располагала реальной властью в стране. Соотношение сил между Англией и Шотландией было таково, что Шотландия могла противостоять давним захватническим устремлениям анг­лийских феодалов только при поддержке извне. В 1551 г. при­бывшие в Шотландию французские войска вытеснили англичан, и Шотландия фактически оказалась под властью Франции. Мария Стюарт стала женой французского короля Франциска II, и като­лическая Франция получила формальные права па Шотландию.

Купечество и феодалы южной части страны были недовольны господством иностранцев, наличием французских гарнизонов, утечкой доходов казны во Францию. Знаменем борьбы против французского господства стал протестантизм, причем более ради­кального, чем английский, кальвинистского толка. Последователи Жана Кальвина выступали против католической догматики и об­рядности, за дешевую церковь, организованную по республикан­скому принципу. Во главе кальвинистской общины стояли пресви­теры – выборные старшины, и министры-проповедники. Съезды министров руководили кальвинистами различных областей или целой страны. Таким образом, кальвинизм отрицал верховенство над церковью не только папы, но и короля, епископа и любого другого лица.

Купечество шотландских городов, как и часть южных феодалов, увидело в кальвинизме как раз такую веру, которая соответство­вала их задачам борьбы за независимость против католической Франции и англиканской Англии. Они создали свой союз – «Ковенант» и в 1559 г. начали военные действия против французов. Елизавета оказала кальвинистам военную помощь, надеясь таким образом не только подготовить завоевание Шотландии, но и нане­сти удар Марии Стюарт. В 1560 г. шотландские кальвинисты при помощи англичан одержали победу. В стране была введена пре­свитерианская (т.е. кальвинистская) церковь, а церковные богат­ства секуляризованы. Победа, однако, была еще не окончательной. Вскоре Мария Стюарт возвратилась в Шотландию (после смерти Франциска II), где попыталась восстановить католицизм. Имен­но в это время усилились ее связи с английскими северными фео­далами, считавшими Марию единственной законной королевой Англии. Но победоносное восстание шотландских кальвинистов в 1567 г. вынудило королеву бежать в Англию и просить убежища у Елизаветы, на престол которой она претендовала. Убежище ей было предоставлено – в крепости, откуда она почти через двад­цать лет взошла на эшафот.

Т.о., Реформация в Англии победила окончательно и бесповоротно. Попытки восстановления католицизма еще были, но они ни к чему не привели. В конечном счете именно новые религиозные взгляды стали основой идеологии буржуазной революции.

 


4. Судьба капиталистического уклада в Англии, развитие которого пыталась остановить реакция внутри и вне страны, решалась со второй половины XVI в. уже почти исключительно в сфере внешней полити­ки. Окрепший союз английской буржуазии и сквайров мог спра­виться с любой внутренней опасностью. Но могущественные зару­бежные противники – Испания, Рим, Франция – все еще пред­ставляли серьезную угрозу.

Помимо чисто политических и религиозных мотивов, борьба с этими странами имела для английской буржуазии и связанного с нею нового дворянства особое значение. Для развития капитали­стического производства необходимы были деньги, и они добыва­лись не только за счет ограбления крестьян в ходе огораживаний, внутренней торговли, эксплуатации рабочих мануфактур. Огром­ную роль в так называемом первоначальном накоплении капитала играла внешняя торговля и прямое или замаскированное ограбле­ние народов Азии, Африки, Америки, и на этом поприще англий­ские купцы, пираты, авантюристы сталкивались с конкуренцией именно тех стран, которые теперь под знаменем католицизма и «династических прав» пытались вмешаться во внутренние англий­ские проблемы.

Правительства Тюдоров поддерживали мощные купеческие компании, покровительствовали пиратам и работорговцам. Англий­ские мореплаватели шли в основном по следам итальянских, пор­тугальских и испанских моряков. Слава первооткрывателей доста­валась другим, но золото, серебро, драгоценности в огромных коли­чествах оседали в Англии.

Английские пираты, поддерживаемые мощными купеческими компаниями, знатью и самим правительством, нападали на гру­женные американским золотом испанские корабли, грабили ис­панские владения в Южной Америке и привозили в Англию не­сметные богатства. Своими пиратскими «подвигами» особенно про­славился Френсис Дрейк, который, впрочем, был и выдающимся мореплавателем. В 1578-1580 гг. он совершил второе (после Ма­геллана) кругосветное путешествие, сопровождавшееся пиратски­ми налетами. Большие доходы приносила английским купцам-пи­ратам работорговля, начало которой было положено судовладель­цем из Плимута Джоном Хаукансом. В 1562 г. он захватил боль­шую группу негров в Гвинее и затем продал ее в рабство испан­ским колонистам на Гаити. Военные столкновения между англий­скими пиратами и испанскими королями, грабительские набеги на испанские владения все более обостряли обстановку. Правитель­ство Елизаветы оказывало помощь восставшим против испанского господства Нидерландам, шотландским кальвинистам, француз­ским гугенотам. Быстро рос английский военный флот, который начал строиться еще при Генрихе VIII.

В течение многих лет шла необъявленная война. Но после то­го как был раскрыт новый заговор с участием Марии Стюарт, включавший широкие планы внутренних мятежей и испанской интервенции, силам реакции был нанесен мощный удар. Заговорщики, а затем (в 1587 г.) и сама Мария Стюарт были казнены. В ответ папа открыто призвал католиков к войне с Англией. Война с Испанией затянулась па много лет (1587-1604), но наибольшее значение имел ее ранний этап. Стремясь взять инициативу в свои руки, английская эскадра под командо­ванием Дрейка уже в год объявления войны напала на Кадис и уничтожила находящиеся там корабли. Все же на следующий год Филиппу II удалось направить к берегам Англии огромный флот, названный «Непобедимой Армадой».

События 1588 г., когда над Англией нависла угроза потери не­зависимости, имели огромное значение не только для утвержде­ния ее внешнеполитических позиций, но и для направления ее со­циально-экономического развития. Все прогрессивные силы стра­ны были заинтересованы в победе. И действительно, победа была завоевана на этот раз не одной только королевской армией или на­емниками, а усилиями народных масс, буржуазии, джентри. На верфях, в арсеналах и мастерских рабочие и ремесленники срочно оснащали флот для будущих боев. Купцы, купеческие компании, города предоставили в распоряжение правительства свои суда с орудиями и командой. Для борьбы с десантными войсками созда­лось массовое ополчение. Это был первый в истории Англии подлинный патриотический подъем, и он сыграл немалую роль в раз­витии чувства национальной общности, в складывании английской нации.

Испанский флот в июле 1588 г. появился в английских водах в районе Плимута, намереваясь пройти через Ла-Манш к Дюнкерку. Быстроходные английские корабли в конце июля атаковали ис­панцев. Избегая генерального сражения, английские моряки под командованием опытных мореходов и пиратов Дрейка, Рэли, Хаукинса и др. расстреливали из бортовых орудий грузные, непово­ротливые испанские суда. Двухнедельная битва закончилась пол­ным поражением испанцев. Потерявшая немало кораблей, сильно поредевшая армада была вытеснена в Северное море; зайти в Дюнкерк ей так и не удалось. Поэтому отступающий флот напра­вился в обход берегов Шотландии и Ирландии. Жестокий шторм довершил уничтожение армады; много кораблей пошло ко дну, а на западное побережье Ирландии было выброшено бурей около 5 тысяч испанцев. В этих решающих событиях конца июля и пер­вой половины августа 1588 г. Англия потеряла всего 100 человек. Окончательная победа над внутренней феодально-католической реакцией была теперь закреплена победой над силами междуна­родной реакции. После событий 1588 г. значительно усилились международные позиции Англии, для которой открылись пути к морской гегемонии. Продолжая войну с Испанией, английский флот совершил нападение на испанские порты – Корунью, Кадис и на американские колонии Испании (Вест-Индию).

Продолжая пиратские экспедиции, единственной целью кото­рых было получение добычи, английские купцы, судовладельцы, мануфактуристы уже в конце XVI в. начали переходить к поли­тике прямых территориальных захватов. При этом наметилось два пути. Торговые компании, получившие права монопольной торгов­ли в определенном районе мира, создавали там свои фактории, ко­торые стали опорными пунктами для дальнейшей колонизации. Особенно активной была Ост-Индская компания, имевшая около 10000 пайщиков с капиталом более 1,5 млрд. ф.ст. (по данным 1617 г.). Столкнувшись с конкурентами – голландскими и порту­гальскими колонизаторами, Ост-Индская компания снарядила не­сколько экспедиций, носивших одновременно торговый и военный характер. Потерпев неудачу в борьбе с голландским флотом, охра­нявшим интересы своего купечества на Молуккских островах, англичане направили главный удар против Португалии. Это были первые шаги борьбы за сказочно богатую Индию. Корабли Ост-Индской компании разбили португальскую эскадру, и это дало компании возможность в 1612 г. учредить первую факторию в Сурате, а несколько позже – в Мадрасе и в районе Калькутты. Ка­питализм далеко еще не победил в самой Англии, но он создавал уже свою колониальную систему.

Кроме организации торговых факторий, подготовивших в пос­ледующем порабощение пародов Индии и других стран, новоявлен­ные колонизаторы заселяли также заморские территории англича­нами, что сопровождалось истреблением или изгнанием абори­генов.

Первые переселенческие колонии англичан возникли в Север­ной Америке. После нескольких неудачных попыток, предприня­тых в 80-х годах XVI в., в 1607 г. была основана первая колония – Виргиния. Богатые лондонские купцы перевозили туда бедняков, которые соглашались запродать себя в долговое рабство, либо «бродяг», осужденных по кровавым тюдоровским законам.

Однако заморские колонии в то время играли еще второстепен­ную роль по сравнению с первой английской колонией – Ирлан­дией. Завоевание ее было начато в XII в., и номинально англий­ский король считался правителем (сеньором) Ирландии. Но фак­тически только небольшой район Дублина (Пэль) находился в ру­ках английских землевладельцев, охраняемых сильными гарнизо­нами. Систематическое покорение Ирландии не случайно падает именно на XVI век – период первоначального накопления.

Генрих VIII в 1541 г. объявил себя королем Ирландии и по­требовал, чтобы вся земля ирландских феодалов рассматривалась как держания, пожалованные им королем. Важным орудием коло­ниальной политики стало и проведение Реформации. Конфискуя монастырские земли и раздавая их английской знати, грабя богат­ства церкви, Тюдоры укрепляли свои позиции в Ирландии. Именно потому, что колонизация проводилась под флагом Реформации, большинство ирландцев сохранило католическую веру.

На протяжении XVI в. ирландская знать не раз возглавляла массовые восстания против английского господства.

Наиболее крупным было восстание 1594-1603 гг. в Ольстере (Северная Ирландия). Восстание получило поддержку от Испа­нии, все еще находившейся в состоянии войны с Англией. Почти 10 лет шли военные действия, нередко англичане терпели пора­жения от героически сражавшихся ирландцев, но абсолютное фи­нансовое превосходство и мощь военной техники дали возможность Англии в конце концов победить.

Почти вся земля у ирландцев Ольстера была конфискована и передана английским крупным и мелким землевладельцам, кото­рых правительство обязало привезти и английских крестьян. Эта мера имела двоякий смысл: создавая компактную массу англий­ского населения. Англия приобретала прочную опору своего вла­дычества; с другой стороны, на землю Ирландии можно было высе­лить экспроприированных английских крестьян, избавиться от этого «горючего материала» в самой Англии. На протяжении XVI и начала XVII в. основной земельный фонд перешел в руки английских лендлордов. Ирландия стала превращаться в аграрный придаток к быстро развивающейся английской промышленности, в ее сырьевую базу и рынок сбыта английских товаров.

К концу XVI в. значительно возросло и английское влияние в Шотландии, поскольку после восстания 1567 г. там у власти ока­зались проанглийские кальвинистские элементы. В 1586 г. Елиза­вета заключила союз с шотландским королем Яковом VI Стюар­том. Он обязался не поддерживать Испанию и католиков Англии и Шотландии, получив взамен обещание, что он будет признан на­следником Елизаветы, поскольку прямых наследников у королевы не было. Союз с Шотландией, в котором Англия играла ведущую роль, еще более укрепил ее международные позиции. На беспокой­ной северной границе был достигнут мир, Ирландия – в основном покорена, берега Англии надежно охранялись английским флотом, главный морской соперник – Испания явно отступал под натис­ком более сильного противника, началось создание колониальной империи, резко повысился международный престиж Англии – та­ковы были результаты политики английской абсолютной монархии и тех классов, которые ее поддерживали. Казалось бы, союз бур­жуазии и обуржуазившегося дворянства с абсолютной монархией должен был быть прочен как никогда. Но в действительности именно в этот период в этом союзе наметились первые трещины, которые постепенно расширялись и наконец разделили страну на два враждебных лагеря. В конце концов противостояние между ними и привело к революции в следующем столетии.


5. К началу XVII в. в качестве класса, осознающего свои интересы и рвущегося к власти, сформировалась английская буржуазия. Толь­ко политическое господство союза буржуазии и джентри могло обеспечить такую политику государства, которая соответствовала бы их интересам. Немалое влияние на настроение буржуазных кругов в Англии оказала победоносная буржуазная революция в Нидерландах в конце XVI в. Освободившись от феодальных пут и создав независимое государство на севере страны – Голландию, нидерландская буржуазия намного опередила английскую по раз­витию производства и торговли, а в области мореплавания и созда­ния колониальной империи была опасным соперником Англии. Пример этой первой буржуазной революции наглядно показал, сколь могучие силы прогресса проявятся, если капиталистические отношения придут па смену феодальным.

В это же время у нее появляется и своя революционная идеология – пури­танство – религиозное течение, требовавшее полного очищения церковной организации и символа веры от остатков католицизма, т.е. завершения Реформации. В борьбе с католической реакцией даже весьма ограниченный протестантизм, введенный Генри­хом VIII, способствовал распространению Библии, изданной на анг­лийском языке. Чтение Библии в семейном кругу вошло в обычай среди йоменов, сквайров, купцов. Но если англиканские семьи, безоговорочно принявшие новую религию, видели в этом домаш­нем чтении лишь дополнение к церковным службам и «таинст­вам», то пуритане вообще не видели смысла в посещении церкви. Библия была для них единственным источником вероучения, меж­ду собой и богом они не признавали никаких посредников, и, сле­довательно, англиканская церковь была, с их точки зрения, столь же ненужной и греховной, как и католическая.

Пуританское учение в принципе но отличалось от кальвиниз­ма, который ужо сыграл в Нидерландах роль революционной идео­логии и был теперь основой официальной церкви в Голландии. Господствовал он, как отмечено выше, и в Шотландии. Его влия­ние на формирование английского пуританизма было очень вели­ко. Требуя отделения церкви от государства, выборности церков­ных служителей, введения свободной проповеди, не связанной каноническими текстами, пуритане тем самым выступали против абсолютистского государства, его официальной идеологии. Они от­вергали всяческую регламентацию (по крайней мере, в религии) и этим – но только этим – были близки культуре Возрождения. В самом деле, во всем остальном – в религиозных доктринах, в осуждении искусства, особенно театра, развлечений, мирских на­слаждений, в ханжеской проповеди аскетизма, стяжательства и скупости пуританская идеология в такой же мере противостояла, официальной идеологии абсолютизма, как и культуре Возрожде­ния.

Чем объясняется этот кажущийся парадокс? Почему револю­ционная идеология передовой буржуазии приходит в конфликт с передовой культурой гуманизма? Ведь экономический базис, на котором покоится и гуманизм и пуританство, один и тот же – растущий капиталистический уклад.

Английская буржуазия рвалась к власти, и свободная стихия Возрождения, расковывающая умы, подрывающая авторитеты, отстаивающая права человеческой личности, приходила в проти­воречие с интересами класса, который должен был вскоре стать господствующим. Идеология пуританства была революционной, но она была буржуазно-ограниченной. Поэтому пуритан­ство, сыграв свою историческую роль и оставив известный след в национальном характере англичан, не создало великих культур­ных ценностей, а творения Мора, Бэкона, Шекспира навсегда во­шли в сокровищницу мировой культуры. Острие пуританской идео­логии было направлено против феодально-абсолютистского строя. Из убеждения, что между человеком и богом нет посредников, сле­довал вывод, что вся общественная организация создана людьми, выполняющими волю бога. Королевская власть непосредственно учреждена не богом, т.е. имеет не божественное происхождение, а сформирована в результате договора между народом и королем. Так в рамках пуританизма родилась чисто политическая теория «общественного договора», согласно которой народ имеет право и даже обязан свергнуть короля, если он нарушает договор, правит во вред обществу. Восстание против «тирана» становилось в пред­ставлении пуритан богоугодным делом, и их теория приобрела характер фанатичной веры в справедливость революционного дей­ствия.

Впрочем, умеренное крыло пуритан, состоявшее в основном из крупнейших финансистов и купцов, а также части нового дво­рянства, склонно было ограничиться мирным давлением па коро­ля. Сторонники этого крыла хотели, очистив церковь от пережит­ков католицизма, ликвидировать епископат и передать власть пре­свитерам – выборным старшинам из числа наиболее богатых при­хожан. Отсюда и название этого течения – пресвитерианство. Пресвитериане, в сущности, стремились создать буржуазно-дво­рянское управление церковью, т.е. повысить роль «средних клас­сов» в государственном управлении и в идеологическом влиянии на массы. В этом случае, полагали они, можно будет направить монархию целиком в русло буржуазной политики, превратить короля феодалов и придворной знати в короля буржуазии и нового дворянства.

Значительно дальше шли сторонники полного самоуправления церковных общин, их независимости от каких-либо, пусть даже пресвитерианских, церковных властей. Отсюда и название сторон­ников этого течения – ипдепенденты (independence – независи­мость). В 1581 г. в г. Норидже образовалась первая индепендентская община, и с тех пор эти независимые общины, стоявшие в открытой оппозиции к официальной церкви, стали возникать по всей стране. Средние слои буржуазии, сквайры, йомены – такова была основная социальная база этого течения. Ипдепепдентское требование самоуправления в церковных делах было прямо на­правлено против короля как главы англиканской церкви и соот­ветствовало лозунгу ограничения королевской власти вообще в де­лах сугубо мирских.

По мере усиления оппозиции абсолютной монархии буржуазия в новое дворянство начинают по-новому смотреть на парламент. Этот средневековый орган сословного представительства, благода­ря своеобразию английского абсолютизма, продолжал существо­вать при Тюдорах, хотя и был на протяжении почти всего XVI в. покорным регистратором их воли. Когда же прочный союз между буржуазно-дворянским блоком и абсолютной монархией начал да­вать трещину, буржуазия и повое дворянство нашли в лице пар­ламента исторически сложившийся орган, который можно было использовать против реакции. Уже в 1571 г. при утверждении пар­ламентом англиканского символа веры пуритане впервые высту­пили с протестом против незавершенности Реформации. С начала 90-х годов между парламентом и Елизаветой стали возникать конфликты по вопросу о том, какие права принадлежат парламен­ту и каковы прерогативы короны. Споры эти не приобрели еще большой остроты, по они подготавливали превращение парламента в центр антиабсолютистской оппозиции. В 1601 г. парламент зая­вил протест против того, что королева раздает и продает патенты на монопольную торговлю и различные привилегии крупнейшим лондонским купцам. Это уже был открытый конфликт, в котором буржуазия отстаивала требование свободной торговли. Прави­тельство предпочло уступить, раздача монополий была ограниче­на; парламент, таким образом, начал становиться силой, с которой приходилось считаться.

 

Рисунок 1 - Возникновение диффузионного потенциала на мембране

Диффузионный потенциал – электрический потенциал, возникающий вследствие микроскопического разделения зарядов из-за разностей в скорости движения различных ионов. А разная скорость движения через мембрану связана с разной избирательной проницаемости.

Для его возникновения необходим контакт электролитов с различной концентрацией и различной подвижностью анионов и катионов. Например, ионов водорода и хлора (рис. 1.). Граница раздела одинаково проницаема для обоих ионов. Переход ионов H+ и Cl- будет осуществляться в сторону меньшей концентрации. Подвижность Н+ при перемещении через мембрану намного выше Cl-, в силу этого, будет создаваться большая концентрация ионов с правой стороны от границы раздела электролитов, возникнет разность потенциалов.

Возникающий потенциал (поляризация мембраны) тормозит дальнейший перенос ионов, так что, в конце концов, суммарный ток через мембрану прекратится.

В растительных клетках главные потоки ионов – это потоки К+, Na+, Cl-; они в значительных количествах содержаться внутри и снаружи клетки.

Учитывая концентрации этих трёх ионов, их коэффициенты проницаемости, можно рассчитать величину мембранного потенциала, обусловленного неравномерным распределением этих ионов. Это уравнение получило название уравнение Гольдмана, или уравнение постоянного поля:

 

 

 

где φM - разность потенциалов, В;

R - газовая постоянная, T - температура; F - число Фарадея;

P - проницаемость иона;

[K+]0 - концентрация иона снаружи клетки;

[K+]i - концентрация иона внутри клетки;

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Электрогенный потенциал
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.