КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример 1. Алгоритм использования
Алгоритм использования Ограничения Назначение
Угловой φ - критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости некоторого эффекта, заинтересовавшего исследователя. Особенно удобно его использовать при проверке «отсутствия - наличия эффекта» при сравнении контрольной и экспериментальной групп.
1. если n A и n B - объемы выборок, то n A ≥ 5, n B ≥ 5. Допускаются также случаи: n A = 2, n B ≥ 30; n A = 3, n B ≥ 7; n A = 4, n B ≥ 5. 2. ни одна из сопоставляемых долей в каждой выборке не должна быть равна нулю.
1. проверить выполнимость ограничений для n A и n B; 2. определить значения признака, которые будут делить испытуемых на тех, у которых «есть эффект». И на тех, у которых «нет эффекта». Подсчитать количество таких испытуемых в группах А и В. Занести данные в таблицу:
Проверить совпадение контрольной суммы A + B + C + D = n A + n B; 3. подсчитать процентные доли испытуемых, у которых «есть эффект», и тех, у кого «нет эффекта», в обеих выборках и занести в четырех клеточную таблицу:
Проверить, не равны ли некоторые процентные доли нулю. Если одна из долей равна нулю, то можно сдвинуть точку деления признака на две группы; 4. сформулировать гипотезы: Н 0: доля испытуемых, у которых «есть эффект» в группе А, не выше доли испытуемых в группе В; Н 1: доля испытуемых, у которых «есть эффект» в группе А, выше доли испытуемых в группе В.
5. по таблице 3.1 приложения найти величины углов φ 1 и φ 2 для процентной доли тех, у кого «есть эффект», в каждой выборке; 6. подсчитать эмпирическое значение критерия по формуле φ эмп. = (φ 1 – φ 2) √ n 1 n 2 / n 1 + n 2; 7. по таблице 3.2 приложения определить р – уровень значимости различий для полученных процентных долей. Для контроля сравнить φ эмп. с φ кр. (p ≤ 0,05) = 1,64 и φ кр. (p ≤ 0,01) = 2,31. Изобразить найденные значения на оси значимости:
зона значимости зона неопределенности зона не значимости φ кр. (p ≤ 0,01) φ кр. (p ≤ 0,01)
Если φ эмп. ≥ φ кр. на некотором уровне значимости, то Н0 отвергается на этом уровне значимости. Если φ эмп. ≤ φ кр. (p ≤ 0,05), то принимается Н0.
Имеются две группы детей из параллельных средних групп детского сада, одна из них экспериментальная, другая - контрольная. В экспериментальной группе проводилась работа по развитию пространственных представлений по новой методике, в контрольной группе по обычной методике. После этого в обеих группах давалась задача на прохождение лабиринта. В экспериментальной группе из 20 человек с заданием справились 12, а в контрольной группе из 25 человек с заданием справились 10. Достоверно ли различаются результаты в этих группах?
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |