Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты политики и ресурсы власти

Легитимность власти.

Структура власти.

Природа и сущность политической власти.

Природа, и сущность политической власти.

Учение о власти является в политологии основополагающим для политологии.

Многие философы-ученые обращались к исследова­нию сущности и содержания власти К примеру, Т.Гоббс определял власть как средство достижения блага в буду­щем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как "вечное и беспрестанное же­лание все большей и большей власти, желание, прекраща­ющееся лишь со смертью" (Гоббс Т Соч. М., 1991 Т.2. С 74). Ницше утверждал, что жизнь — это воля к власти (Ницше Ф. Поли собр соч. Т. 9. 1990. С. 89).

В энциклопедическом словаре по политологии дается определение власти как "особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения, оно состоит в побуж­дении к действию, которое второй субъект должен совер­шить по желанию первого" (Политология. Энцикл. сло­варь М, 1992).

Таким образом, власть рассматривается как особое от­ношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как "власть над", как принуждение, как сила.

Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что она начинается там, где возникает подчинение Иначе говоря, властьэто социальное отношение, про­являющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязатель­ный характер для другого субъекта или группы.

В основе подчинения одного человека другому лежит естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образова­тельное и др.) неравенство.

Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод власть — это один из важней­ших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого В результате такого подчинения властвующий субъект реа­лизует свою волю и интересы

В любой общественной системе власть возникает и яв­ляется выражением объективной потребности в организа­ции, саморегулировании и сохранении целостности общес­тва, поскольку в нем происходит столкновение интересов и потребностей различных социальных групп (Каких?). Власть призвана играть роль необходимого гаранта единства раз­личных социальных общностей и общества в целом

Общественное назначение власти проявляется в:

а) поддержании общественного порядка с его устояв­шимся регламентом,

б) выявлении, локализации и разрешении конфлик­тов,

в) достижении общественного консенсуса;

г) регулировании всех властных отношений в обществе;

д) использовании насилия и принуждения во имя ста­билизации общества.

 

Различный подход к общественному назначению мо­жет приводить к различным результатам для общества.

 

Из всех властных проявлений политологию интересу­ет прежде всего политическая власть. Она выражает спо­собность в политике осуществлять господство, проводить свою волю по отношению к другим к социальным общнос­тям, этносам, индивидам.

Таким образом, общественным содержанием полити­ческой власти является:

· способность организованного класса, социально-поли­тической группы, личности через институты принуждения экономического, физического, психологического характе­ра навязать свою волю другим общественным группам, реализуя при этом свои собственные интересы, волевое воздействие носит санкционированно-нормативный характер, т.е. реализуется через систему идеологических и правовых норм;

· организованное принуждение выступает как основа осуществления власти, хотя политически господствующие силы применяют и тактику нахождения компромиссов, то­чек социальной опоры в низах, убеждения и т.д. Именно воля и поддержка класса как целого является условием и источником способности определенных политических ин­ститутов к принятию решений, управлению и политичес­кому руководству.

 

Политическая власть имеет ряд характерных черт:

1) суверенитет, верховенство, неделимость. (Можно ли разделить власть между различными социальными группами, партиями? Двоевластие заканчивается либо гражданской войной, либо мирным переходом власти);

2) авторитетность власти;

3) волевой характер власти, т.е. наличие цели, прог­раммы, готовности их добиваться;

4) принуждение (в различной степени, не всегда дик­татура).

 

При отсутствии какой-то из этих черт наступает без­властие, т.е. для политической власти необходимо нали­чие всех четырех черт.

 

Политическая власть выполняет определенные функции:

· господство — подчинение одних групп, классов дру­гим;

· руководство — определение и законодательное зак­репление политического, идеологического, экономическо­го волеизъявления правящей элиты общества;

· управление — проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;

· контроль — обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

 

 

Структура власти.

Понятия "политическая" и "государственная" власть не тождественны и их следует различать.

Государственная власть — это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяет­ся государственный суверенитет. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия. Это — самая полная, самая раз­витая, высшая форма политической власти. Политическая власть (князья, вече, суды, советы старейшин) существо­вала уже в условиях первобытнообщинного строя (во вся­ком случае, на его последнем этапе), но обособленного ап­парата осуществления власти еще не было. А значит, не было и государства. Возникновение государства было обусловлено появлением частной собственности, такого усложнения общественных, классовых отношений, что удержание политической власти, а также экономических привилегий требовало создания специального аппарата принуждения.

 

Государственная власть имеет свою внутреннюю струк­туру. Обычно ее составляют органы, выполняющие зако­нодательные, исполнительные и судебные функции. Миро­вая политическая теория и практика отработала систему, согласно которой эти органы должны быть разделены и не­зависимы друг от друга. В таком случае невозможно моно­полизировать, узурпировать власть ни каким-либо органом, ни какой-либо одной партией, ни личностью. (В марксистской политической теории идея разделения властей традиционно критиковалась. Сторонником единства законо­дательной и исполнительной власти был К.Маркс. За об­разец он брал Парижскую Коммуну, которую считал "работающей корпорацией", сосредоточившей "в едином кулаке" власть, принимающую законы, и власть, исполня­ющую их. Реализованная в практике работы Советов, она привела к возвышению административно-вспомогательного аппарата и сосредоточению огромной власти в руках ис­полнительных органов и бюрократизации власти).

 

Проблема легитимности власти.

Власть в нормальном цивилизованном обществе дол­жна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. во Франции.

Легитимная власть характеризуется обычно как право­мерная и справедливая. Легитимность является понятием общественного сознания связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Как и любую веру, легитимность невозможно создать. Она либо есть, либо её нет.

Легитимность, или соглашение с законом, правиль­ность, законность, призвана сформировать авторитет, дове­рие к правительству, найти убедительную аргументацию для оправдания таких непопулярных в народе действий, как принуждение, насилие, если эти методы и действия не достигаются на основе взаимопонимания и согласия.

В наши дни легитимность — обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским общес­твом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимная власть основана на признании права носи­телей власти предписывать нормы поведения другим ин­дивидам. Однако легитимность вовсе не означает, что аб­солютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, уголовники, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всег­да есть критики правящей группы, несогласное меньшин­ство. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества.

Власть, пренебрегающая требованиями легитимности, недолговечна. Такое пренебрежение характерно для дес­потической, тиранической власти, в которой легитимность поддерживается методами насилия.

В меньшей мере в легитимности нуждается власть де­мократическая, поскольку она в силу своих принципов действует на основе таких ценностей, как общественная польза, справедливость, разумность.

Субъекты политики и ресурсы власти.

Под субъек­том политики понимают носителя практической деятель­ности,

источник активности, направленный на объект. Быть субъектом — значит сознательно и активно форми­ровать действительность, видоизменять ее в соответствии с собственными потребностями. Субъекты — это группы людей или люди, влияющие на принятие политических ре­шений или участвующие в их принятии.

К субъектам политической власти относятся:

1) соци­альные общности (классы, этносы, социальные группы и т.д.);

2) государство;

3) политические партии и организа­ции;

4) правящие элиты, бюрократия, лобби;

5) групповое и индивидуальное лидерство;

6} личная власть;

7) отдель­ные личности в рамках легитимизированных процессов (митинги, выборы, демонстрации).

 

Социальным носителем власти может стать по сущес­тву любой субъект политики. Вступая в политическую жизнь, любой класс, группа, индивид или политический институт получают свой шанс в достижении власти и овла­дении ею. Однако вся многообразная история человечес­тва показывает, что реальной политической властью чаще всего обладают господствующий класс, правящие полити­ческие группы или элиты, политические лидеры. Это и есть основные социальные носители власти.

Чтобы познать механизм политической власти, необ­ходимо рассмотреть, что такое господство и господствую­щий класс.

Господство — понятие, характеризующее осуществле­ние власти, которое принимает институционные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.

В западной политологии конца XIX — начала XX в. теорию господства разрабатывал немецкий теоретик М.Вебер. Он различал власть и господство и считал, что власть предшествует господству и не всегда приобретает его характеристики. В отношении к власти и господству М.Вебер исходил из признания основным, конечным субъектом политики личность. Он дал социологически обоснованную типологию форм господства (в нашей лите­ратуре их иногда называют "различные концепции гос­подства"). По определению Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят сопротивление определенной группы людей. Легитимное господство не может ограничиваться фактом политической или экономи­ческой реализации власти, оно нуждается в вере в ее за­конность.

 

Вебер различает три типа легитимного законно­го господства.

/. Рациональный. Он основан на осознанном убеждении в законности установленных порядков и правомочности оп­ределенных органов, призванных осуществлять власть.

2. Традиционный. Базируется на привычном, чаще всего нерефлексивном, убеждении в правильности, свя­тости издавна принятых традиций и в законности власти. Такой тип господства — это отношение господина и слуги. Традиции, на которые опирается господство, распростра­няются и на правителей, ибо и они подчиняются традиции, и им нельзя нарушать традиционные нормы. В традицион­ном господстве четко выражен патримонализм, т.е. прави­тель правит страной как большим домом.

3. Харизматический. Он основан на личной предан­ности человеку, по инициативе которого установлен дан­ный порядок, основанный на вере в его особые отношения с Богом, историческое предназначение.

Трактовка понятия господства, данная Вебером, до сих пор остается в политологии доминирующей.

· Экономическое господство проявляется в контроле над средствами, процессом и продуктом труда.

· Политическое господство заключается в государствен­ных гарантиях экономического контроля над средствами, процессами и результатами труда.

· Идеологическое господство проявляется в обоснова­нии экономического контроля. Цель идеологического гос­подства — сделать данные отношения оправданными и справедливыми.

Важнейшей социальной причиной господства или под­чинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

 

Под ресурсами власти следует понимать все те сред­ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ним от­носятся ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир челове­ка (средства массовой информации), либо орудия, с по­мощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы, выступающие одним из важнейших основа­ний власти, наряду с субъектом и объектом, могут исполь­зоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти весьма многообразны. Их можно клас­сифицировать разными способами. Согласно одному из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие соци­альные блага;

к принудительным — меры уголовного и ад­министративного воздействия;

к нормативным — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одоб­рение действий субъекта власти, принятие его требований.

Согласно другому ресурсы делятся с учетом важней­ших сфер деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценнос­ти, необходимые для общественного производства и пот­ребления (деньги, продукты питания, полезные ископае­мые и др.).

Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци­альной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы — знания и ин­формация, а также средства их получения: институты нау­ки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Обобщив сказанное, можно сделать следующие выводы:

· политика — это сфера жизнедеятель­ности, где в борьбу за власть, ее завоевание, использова­ние или влияние вовлекаются классы, социальные и об­щественные группы, партии, различные движения и отдельные индивиды. Для современного этапа развития нашего общества характерно обострение борьбы за поли­тическую власть на всех уровнях. Власти хотят многие. Хорошую власть хотят миллионы людей. Власть — одно из стержневых понятий политической науки. Через ее пос­редство и воздействие преодолеваются конфликты, уста­навливается единство общества, регулируются обществен­ные связи в различных сферах — экономической, духовной и собственно политической.

Литература

Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Политика: проблемы теории и практики. М, 1990. Вып. 3. Гл. 1.

Аникин В.Н. Власть как общественное явление // Соц.-полит. на­уки. 1991 С. 82.

Аникевич А.Г. Политическая власть // Вопр. методологии иссле­дования Красноярск, 1986. С.15—41.

Ашин Г.К. Современная теория элит. М., 2005.

Барнс Б. Природа власти // Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. 1992. № 4 С. 81-88.

Божанов В.А. Политология: мир современной политики. Учеб. Пособие. М., 2005.

Бурлацкий Ф.М., Галкина А. А. Современный Левиафан. М., 1985.

Вятр Е Социология политических отношений. М., 1979.

Гаджиев К. Политическая наука. М., 1995.

Ильин И.А Аксиомы власти // Новое время. 1990. № 10.

Краснов Б.И Власть как явление общественной жизни // Соц.-полит. науки 1991. № 1. С. 27-35

Мельник В.А Учебник по политологии. Мн., 1996.

Политология Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина. М, 1996.

Пугачев В.П. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М., 2003.

Чуланов Ю.Г. Политология. СПб., 1993.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методология политической науки | Политические режимы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.