Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические партии и партийные системы

Гражданское общество и правовое государство.

Особенности становления партийной системы Республики Беларусь.

Государство, как политический институт.

Государ­ство является ядром поли­тической системы общества. Это механизм, благодаря ко­торому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны.

Термин "государство" стал использоваться в полити­ческой науке примерно со второй половины XVI в. До это­го времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "ко­ролевство", "республика", "империя" и др. Одним из пер­вых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Ма­киавелли. Он трактовал его широко — как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествля­ется с определенным этносом (например, белорусское го­сударство, французское государство и т.п.), с админис­тративно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов считают, что госу­дарство — это организация публичной власти, которая об­ладает суверенитетом, действует на определенной террито­рии и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.

Основными структурными элементами госу­дарства являются органы законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и час­тично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, террито­рией и населением. Суверенитет означает, что все реше­ния органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил иобязаны исполняться внутри страны. Иными словами, никакое иное государство не вправе навязывать свою во­лю, оказывать давление или вмешиваться во внутренние дела Однако следует иметь в виду, что страны существу­ют в реальном взаимозависимом мире и поэтому они иног­да сознательно и добровольно ограничивают свой сувере­нитет (разумеется, до определенных пределов), вступая в различные союзы и объединения государств.

Территория, отмеченная границей, — также неотъем­лемый атрибут государства. Она включает землю и ее нед­ра, воздушное пространство По разным причинам терри­тория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры Утрата территории означает исчезновение госу­дарства

Без населения, подчиняющегося органам власти, так­же не может быть государства Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием граждан­ства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апат­ридами Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности и т д.). Яркое подтверждение тому — поло­жение таких лиц в Эстонии, Латвии после распада СССР Отметим, что в мире немало народов, не имеющих своей государственности (цыгане, палестинцы, до 1948 г евреи)

 

Отличительными признаками государства явля­ются:

• наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами,

• монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.

 

М Вебер рассматривал государство как "отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитим­ное (т е. считающееся легитимным) насилие как сред­ство". Вместе с тем, современные исследователи подчерки­вают, что верховная государственная власть не должна преступать определенные границы, позволяющие ей нару­шать права личности на жизнь и свободу мысли. Кроме то­го, она должна быть устроена таким образом, чтобы не пе­рерасти в тиранию или диктатуру. Реальное воплощение эти идеи получают в ходе реализации принципа разделения государственной власти на законодательную, испол­нительную и судебную.

Вопрос образования государства является едва ли не са­мым дискуссионным в политической науке На сей счет су­ществует множество мнений и теорий:

Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т е государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких се­мей возникает селение или род, наконец, объединение нес­кольких селений составляет государство — высшую фор­му человеческого общения Цель создания государства — общение между семьями и родами ради благой жизни.

· Договорная концепция, разработана Т Гоббсом, Д Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Ра­дищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан.

· Теории завоевания (Л.Гумпилович, Ф Оппен-геймер, К.Каутский) гласит, что первые государства воз­никли под воздействием внешних факторов — насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства по­бедителей над побежденными.

· Следует особо выделить социально экономическую концепцию происхождения государства. Первым филосо­фом, считавшим, что государство возникло благодаря раз­делению труда (каждый занимается своим делом: филосо­фы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), был Платон. Более завершенный вид эта концепция приобрела в ра­ботах К.Маркса, Ф.Энгельса, В И.Ленина.

Надо сказать, что роли насилия в возникновении государства они не от­рицали, но отводили ему вторичную роль На первый же план они ставили разделение труда в обществе, возникно­вение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонисти­ческие классы Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает государ­ство Поэтому марксизм определяет государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров Такое положение, по мнению марксистов, должно сохраниться до победы рабочего класса в социалистической революции, а затем по мере строительства коммунизма государство постепенно отми­рает, перерастая в коммунистическое общественное само­управление.

Существуют теории, объясняющие происхождение го­сударства и другими факторами, например необходимос­тью совместного строительства оросительных сооруже­ний, влиянием других государств и т.д.

 

Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внут­ренние и внешние. К основным внутренним функциям от­носятся:

• регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

• охрана общественного порядка;

• создание законодательной базы для функциониро­вания общественной системы;

• выработка стратегии экономического развития;

• защита прав и свобод граждан;

• обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

• обеспечение развития науки, культуры, образования;

• деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопас­ности, целостности и суверенитета государства, защиту на­циональных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

 

В зависимости от предмета рассмотрения, к государству можно применить несколько типологий:

1) по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические);

2) по форме правления (абсолютные монархии, конституционные монархии, президентская и парламентская республики, полупрезидентская республика);

По территориальному устройству (конфедерации, федерации, унитарные) и т.д.

 

 

Гражданское общество и правовое государство.

По­нятия "гражданское общество" и "правовое государство" появились еще в XVIIIв. Ими разграничивались две сфе­ры жизнедеятельности людей: частных интересов, иници­ативы, предприимчивости и самодеятельности граждан, с одной стороны, и публичной власти — с другой.

Что же следует понимать под гражданским общес­твом? В широком смысле слова "гражданское общес­тво" — это все, что не является государством.

В узком смысле слова под гражданским обществом чаще всего понимают независимую от государства, существую­щую наряду с ним и взаимодействующую с ним особую сфе­ру социальной жизни, представленную общественными группами, движениями, партиями, ассоциациями и иными объединениями, служащую формой выражения многооб­разных интересов личности. Гражданское общество имеет сложную структуру, включающую различные, не опосредо­ванные государством отношения: хозяйственные, экономи­ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые и др. Идеи разграничения государства и общества высказы­вались Дж.Локком, Ш.Л Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.Ге­гелем, К.Марксом и др.

 

Основные выводы, к которым приходили мыслители прошлого и приходят современные политологи, заключа­ются в следующем.

1) гражданское общество существовало не всегда. Оно появилось в период перехода к индустриальной стадии раз­вития и капиталистической системе хозяйствования, когда стало возможно освобождение частной жизни граждан от мелочной опеки и регламентации со стороны государства Гражданское общество формировалось спонтанно, снизу, в результате превращения индивидов из подданных государ­ства в свободных граждан-собственников;

2) основная социальная функция гражданского общес­тва — создание условий для удовлетворения базовых че­ловеческих потребностей, выражения самых различных интересов индивидов и переадресовки их органам государственной власти;

3) взаимоотношения между государством и граждан­ским обществом достаточно сложны, часто носят конфлик­тный характер Гражданское общество постоянно испыты­вает на себе давление со стороны государства, и если оно недостаточно развито, то государство узурпирует его права.

По этой причине при тоталитарных режимах происхо­дит поглощение гражданского общества государством, а при авторитарных существуют лишь некоторые его эле­менты. И только демократия создает режим наибольшего благоприятствования для возникновения и функциониро­вания гражданского общества. Этому способствуют сво­бодное развитие гражданских инициатив, создание раз­личных партий, массовых общественных движений, организаций, групп по интересам, убеждениям и другим признакам, деятельность свободной и независимой пре­ссы, самоуправление на различных уровнях и т.д. В ре­зультате именно гражданское общество обусловливает и определяет функции государства. Государство же, в свою очередь, обеспечивает условия существования и функцио­нирования гражданского общества. Таким образом, в ус­ловиях демократии государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры.

Перечислим условия для возникнове­ния и развития гражданского общества:

В экономической сфере — это частная собственность и многоукладная рыночная экономика. Исторический опыт свидетельствует о том, что частная собственность создает необходимые условия для свободной и независимой тру­довой деятельности и она хорошо приспособлена для орга­низации мелкого бизнеса. Однако в современных услови­ях частная собственность не является превалирующей и в развитых странах. Так, в США, Англии, Франции значи­тельный процент составляет государственная собствен­ность, в Швеции до 70 % — кооперативная. Различные формы собственности, находясь в равных условиях и кон­курируя друг с другом, создают экономический фунда­мент гражданского общества.

В социальной сфере — это наличие мощного среднего класса, составляющего в демократических обществах до 60 — 70 % населения. Можно с сожалением констатиро­вать, что в странах СНГ процент этого слоя весьма незна­чителен В перспективе с переходом к рынку его удельный вес должен возрастать.

В политической сфере основой гражданского общес­тва является многопартийность, наличие массовых демок­ратических движений, организаций, ассоциаций и других групп по интересам. Все эти силы создают механизм об­ратной связи между населением и государством, контро­лируют деятельность государственных органов

В сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражданского сознания и культуры, наличие плюрализма и свобод в области идеологии.

И наконец, гражданское общество может существовать только там, где государство в целом и каждый гражданин в отдельности находятся в одинаковом положении перед законом. Иными словами, гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством. Только в таком случае государство займет отведенное ему место — быть лишь механизмом общества, функциониру­ющим под его всесторонним контролем

 

В основе правового государства лежат два основопола­гающих принципа:

1) порядок и стабильность в государ­стве;

2) защищенность человека. Власть должна осущес­твляться во имя всеобщего блага и опираться на право. Следовательно, в самом общем виде правовое государ­ство — это государство, основывающееся на правовом за­коне, перед которым равны все: и правители, и рядовые граждане. Право не тождественно закону. Его следует по­нимать как некую справедливую, исторически изменяю­щуюся, объективную меру (норму) свободы и справедли­вости. Следовательно, движение в сторону правового государства предполагает наполнение законов правовым содержанием.

Термин "правовое государство" был введен в научный обиход лишь в первой половине XIXв. немецкими юрис­тами Р. фон Молем и Т.К Велькером, хотя его идея воз­никла в глубокой древности.

Философское обоснование теории правового государ­ства наиболее полно представлено в трудах И.Канта, рас­сматривавшего государство как объединение множества людей, подчиненных праву. Им выдвинута идея "катего­рического императива", который понимается как всеоб­щий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального по­ложения должны подчиняться. Категорический импера­тив предписывает: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению И.Канта, может быть источником закона в право­вом государстве.

Очень точно суть правового государства отразил не­мецкий философ К.Ясперс, охарактеризовав его как госу­дарство, где власть преодолевается правом и в конечном итоге служит праву.

Выделим отличительные черты правового государ­ства:

· приоритет права, закона во всех сферах общества. Это находит юридическое закреп­ление в Конституции (Основном Законе) страны. Конституция является как бы текстом общественного договора между гражданами и государством. Этот доку­мент регулирует всю общественную жизнь, имеет высшую юридическую силу и обязателен к исполнению для всех.

· незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Причем неверно думать, что пра­ва и свободы гражданам дарованы государством. Человек от природы обладает правом на жизнь, на достойное су­ществование, на личную безопасность, на защиту чести и доброго имени и т.д., а государство обязано гарантировать их соблюдение

· В правах человека выражаются возможности его дей­ствий в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной. В правовом государстве все за­конодательные акты согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Разумеется, про­стое декларирование прав и свобод граждан еще не озна­чает соблюдение их в реальной жизни.

· раз­деление властей на три ветвизаконодательную, ис­полнительную и судебную. Каждая из них выполняет свои строго оговоренные функции. Сдерживая и уравно­вешивая друг друга, они тем самым выступают гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Кроме того, форми­руя представительные органы через всеобщее избиратель­ное право, граждане имеют возможность контролировать власть и в случае необходимости вносить коррективы в их политику.

· нали­чие эффективных форм контроля за соблюдением закон­ности прав и свобод граждан как на внутригосударствен­ном, так и международном уровне. Такими формами являются судебные органы разных уровней, главными из которых являются верховные и конституционные суды. Основное требование к такого рода институтам — их неза­висимость в принятии решений и подчинение только Зако­ну.

· взаимная ответственность личности и государства. Это означает, что в правовом государстве весь властный механизм функционирует в инте­ресах человека, что государство, издавая законы, прини­мает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав Однако следует иметь в виду, что предоставление прав предполагает и выполнение гражда­нином определенных обязанностей, например соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, платить на­логи и т д. Причем, чем ответственнее люди к этому подхо­дят, тем более широким диапазоном прав они обладают.

Значит, первооснова правового государства в его сов­ременном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в их уважении и соб­людении прав граждан со стороны государства.

 

 

Политические партии и партийные системы.

Партии выступают как весьма существенный, а иногда и решающий элемент политической системы общества Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние. Су­щественной стороной их деятельности является идеологическое воздействие на население, формирование полити­ческого сознания. Без такого необходимого элемента, как политические партии, которые играют роль своеобразного посредника между гражданином и государством, не может функционировать политическая система. Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть граждан, их добровольный союз, связанный идеологической об­щностью и дисциплиной, выражающий интересы опреде­ленных социальных слоев, стремящийся к обладанию властью в государстве.

Поскольку политическая партия - многомерное и сложное общественное явление, существуют различные подходы к ее определению. Выделяются три таких основных подхода:

1. либералы понимают партию как преимущественно идеологическое объединение людей с общими интересами, зафиксированными в программных документах.

2. традиционный подход опре­деление партии связывает с избирательным процессом, предвыборной борьбой, стремлением овладеть властью.

3. Марксисты дают определение понятия "партия" с клас­совой точки зрения. Надо сказать, что для общества с четко выра­женным классовым делением такой подход, пожалуй, оправдан.

Таким образом, с учетом отмеченных подходов можно принять следующее определение партии: политическая партия — это основанное на идеологических и полити­ческих ценностях добровольное объединение людей, пред­ставляющее определенные общественные классы, соци­альные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической влас­ти либо участия в ней.

Власть — конечная цель любой партии, инструмент реа­лизации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Какие бы задачи ни ставила перед собой партия — построение коммунизма или спасение окружающей среды, — она добивается с их по­мощью власти, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих пред­ставителей. Являясь правящей, партия всю государствен­ную мощь стремится использовать в интересах тех социаль­но-классовых сил, которые она представляет. Этим партия отличается, например, от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, ко­торые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти.

Таким образом, принципиальная разница между парти­ями и общественными движениями состоит в том, что пар­тии борются за участие в осуществлении государственной власти, а движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязан­ностей.

 

К основным признакам политических партий относят:

• активное участие в политической борьбе;

• наличие членства;

• определенную социальную базу;

• наличие политической программы и устава;

• общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей;

• наличие одного или нескольких лидеров.

Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIXв., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избиратель­ного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государствен­ной власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней рабочего класса и бур­жуазии, обострение классовой борьбы между ними, рас­пространение либеральных идей.

В истории становления партий М. Вебер выделяет три этапа:

· аристократическая группировка,

· политический клуб,

· массовая партия.

Такое подразделение партий в по­литологии общепризнанно. Однако заметим, что все ста­дии развития по этой классической схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консерва­тивная (тори). В своем большинстве формирование пар­тий шло разными путями.

Одни партии возникали на базе избирательных коми­тетов или объединений избирателей в результате введения всеобщего избирательного права, другие складывались на основе своеобразных идейно-политических "клубов" типа якобинского, третьи — на базе традиций средневековых тайных обществ, которые отличались закрытостью и вы­соким чувством солидарности и взаимопомощи. Многие партии унаследовали идею служения и помощи ближнему у католических организаций, в том числе и у некоторых монашеских орденов. Партии трудящихся нередко возни­кали на базе профессиональных организаций. В ряде стран социалистические партии были созданы профсоюза­ми для представительства в парламентах.

Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861 г. Она называлась "Либеральное товари­щество регистрации выборов".

 

Многообразна и классификация (типология) полити­ческих партий. Здесь многое зависит от тех критериев, ко­торые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д.

Если, например, за основу классификации партий бе­рется характер, задачи их деятельности (направлен­ность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; рефор­мистские, выступающие за умеренные изменения в раз­ных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения Основных черт современной жизни; реакционные, ставя­щие перед собой задачи восстановления старых структур.

Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому вы­деляют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии.

В зависимости от участия в осуществлении власти пар­тии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правя­щие партии имеют большинство мест в парламенте, образу­ют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозиционные партии, напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и высту­пают за реформы.

Политические партии можно также разделить на пар­тии мировоззренческие и партии интересов. В первом случае речь идет о партиях, главной целью которых является установление определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реа­лизовать ее на практике. Примером партии такого рода можно считать партию большевиков, стремившуюся к раз­рушению "старого мира" и возведению на его руинах при­нципиально нового общества.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево; правые, центристские, левые. В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, со­циалистических, социал-демократических идеалов, пере­дачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партии тради­ционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систе­му. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра".

По условиям деятельности партии могут подразде­ляться на легальные, полулегальные и нелегальные. Пер­вые — официально разрешены, зарегистрированы и дей­ствуют в рамках закона, вторые — не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи — запрещены госу­дарством и действуют нетрадиционными методами, неред­ко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.

 

Современные политические партии выполняют ряд функций:

• во-первых, определение цели развития. Разрабаты­вая свои программы, партии стремятся обосновать направ­ление стратегии развития общества и конечную цель;

• во-вторых, выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и отдельные группы граждан, однако лишь партии сводят их воедино и в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов;

• в-третьих, мобилизация и социализация граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности;

• в-четвертых, в условиях демократической политической системы формирование правящей элиты и состава правительства (последнее имеет решающее значение, без этой функции невозможна эффективная деятельность любой партии);

• в-пятых, проведение избирательных кампаний. Партии призваны выступать главными организаторами и действующими лицами, не отдавая это дело на откуп властным структурам, бюрократическому аппарату (чиновничеству);

• в-шестых, осуществление контроля над властью. Это значит не давать возможности одному лицу или группе лиц узурпировать власть.

Основным способом осуществления названных функций является предвыборная борьба, выдвижение партией своих кандидатов в законодательные органы, в правительство.

 

Партии в процессе своей деятельности вступают между собой в определенные отношения, которые именуются партийной системой. Участники партийной системы — все партии, в том числе легальные и полулегальные, партии с высоким и низким уровнем влияния на политическую жизнь страны. Таким об­разом, партийная система общества — это совокупность всех существующих и действующих в стране политичес­ких партий с принципами их взаимоотношений.

Внутри самих партийных систем нередко заключаются партийные соглашения, т.е. соглашения между партиями, которые чаще всего называются блоками и коалициями.

В политологической литературе на типологию партий­ных систем есть различные точки зрения. Согласно одной из них существуют буржуазно-демократическая, фашис­тская, авторитарная и социалистическая системы. Иногда выделяется и переходная партийная система. Однако на современном этапе наибольшее распространение получи­ла типология партийных систем, основанная на чисто количественном критерии, — на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу все партийные систе­мы делятся на одно-, двух- и многопартийные.

· Однопартийные системы возникают в результате стремления государства слить все партии в одну, лояль­ную ему, а также монополизировать всю политическую власть (например, КПСС в бывшем СССР) В однопар­тийной системе существующая партия не имеет конкурен­та, способного вместе с ней вести борьбу за государствен­ную власть. В таком обществе устанавливается автори­тарный или тоталитарный режим, что пагубно сказывает­ся на развитии демократических структур.

· Двухпартийные системы предполагают существова­ние двух сильных политических партий, способных кон­курировать между собой. Каждая из них в состоянии са­мостоятельно завоевать большинство в парламенте, создать свое правительство и стать, таким образом, правя­щей партией. Проигравшая партия на этот период становится оппозиционной. Классическим примером двухпар­тийной системы являются США и Великобритания.

· Многопартийная система характеризуется тем, что в ней реальный шанс завоевания государственной власти имеет более двух партий. При такой системе обычно создается коалиционное правительство, опирающееся на боль­шую часть членов парламента. Многопартийные системы свойственны, например, политической жизни Италии, Бельгии, Голландии.

Известно, что в борьбе за власть участвуют союзы, бло­ки партий. В некоторых странах в условиях двух- и многопартий­ности действует и так называемая система кооперирова­ния партий. Ее сущность состоит в том, что конкуренция партий между собой ведется только в период подготовки и проведения выборов, а затем сменяется сот­рудничеством. Такой ситуации чаще всего содействуют установившееся равновесие политических сил, выдвижение первый план общих интересов страны, например защиты отечества в связи с угрозой войны и т.п. Существует и так называемая система доминации. Для нее характерно наличие партии, занимающей особое место в политической жизни государства, т.е. когда одна партия осуществляет власть непрерывно и относительно долго (десятилетие и более).

 

Особенности становления партийной системы в Республике Беларусь.

Говоря о становление и функционирование партийной систе­мы в Республике Беларусь можно отметить её многопартийность. В Конституции Респуб­лики Беларусь подчеркивается: "Политические партии, другие общественные объединения... содействуют выявле­нию и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах" (Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997. С.5).

Многопартийная система в Беларуси сложилась в на­чале XXв. К советскому времени в ней наиболее извес­тными и влиятельными были следующие партии: Белорус­ская социалистическая громада, БУНД, Российская социал-демократическая партия (большевиков). Однако советская многопартийность не выдержала ис­пытания на прочность и завершила свое существование после эсеровского выступления в июле 1918 г. В опреде­ленной степени это результат деструктивных действий оп­позиции, которая, будучи недовольной узаконением большевистской власти, повела против большевиков как открытую, так и закулисную борьбу.

Среди особенностей становления многопартийной сис­темы в современной республике можно выделить следующие: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократи­ческому, глубокий экономический и политический кри­зис, недоверие народа к полезности деятельности полити­ческих партий и др.

Повторим, процесс возникновения и становления по­литических партий в Беларуси идет сложно. Достаточно сказать, что в конце 1997 г. в Беларуси было зарегистри­ровано 43 политические партии. Однако к концу 1998 г. их осталось 28, а на 2006 г. В РБ действуют 17 политических партий.

Есть мнение, что если внести соответствующие коррективы в действующее избирательное законодательство, белорусское общество может выйти не более чем на трехпартийную политическую систему (кое в чём эта точка зрения нашла своё подтверждение на последних президентских выборах).

Во-первых, это может быть левое, или государствен­но-социалистическое, политическое течение, для которого приоритетными будут являться идеи коллективизма, со­лидарности, равенства и социальной справедливости, раз­вития государственного и кооперативного секторов эко­номики.

Во-вторых, центристское, или либерально-консерва­тивное, политическое течение, которое в наших условиях будет отстаивать такие идеи, как преемственность в эконо­мическом, политическом и культурном развитии народа, приоритет интересов нации, становление и развитие соци­ально ориентированной рыночной экономики, усиление исполнительных структур государственной власти, укреп­ление суверенитета и международных позиций страны.

В-третьих, правый, или национал-либеральной (наци­онал-демократический), политический блок, участники которого будут акцентировать идеи свободы и индивиду­альных интересов личности, развития частного предпри­нимательства, приоритета права, становления парламен­тарных форм политической жизни.

 

 

Литература

Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание //Полис. 1995. №3.

Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социс. 1995. № 11.

Бобков В.А Политология. Учебник для ВУЗ. Мн. 2003.

Божанов В.А. Политология: мир современной политики. Учеб. Пособие. М., 2005.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.

Иванов В.Е. Как развивался американский федерализм // Кен­тавр. 1995. № 5.

Логиновский С.Л. К новому территориальному устройству России/ // Полис. 1997. № 5.

Национальное государство: теория, история, политическая практи­ка // Полис. 1992. № 5-6.

Перегудов СП. Гражданское общество: "трехчленная" или двух­членная" модель? // Полис. 1995. № 3.

Селезнев Л.И. Политическая система на современном этапе: Учеб.пособие. 2005.

Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы // Социс.

№1-2.1994.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические режимы | Правительство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.