КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические партии и партийные системы
Гражданское общество и правовое государство. Особенности становления партийной системы Республики Беларусь. Государство, как политический институт. Государство является ядром политической системы общества. Это механизм, благодаря которому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны. Термин "государство" стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "королевство", "республика", "империя" и др. Одним из первых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко — как любую верховную власть над человеком. В обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом (например, белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием. Большинство современных авторов считают, что государство — это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, территорией и населением. Суверенитет означает, что все решения органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил иобязаны исполняться внутри страны. Иными словами, никакое иное государство не вправе навязывать свою волю, оказывать давление или вмешиваться во внутренние дела Однако следует иметь в виду, что страны существуют в реальном взаимозависимом мире и поэтому они иногда сознательно и добровольно ограничивают свой суверенитет (разумеется, до определенных пределов), вступая в различные союзы и объединения государств. Территория, отмеченная границей, — также неотъемлемый атрибут государства. Она включает землю и ее недра, воздушное пространство По разным причинам территория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры Утрата территории означает исчезновение государства Без населения, подчиняющегося органам власти, также не может быть государства Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием гражданства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апатридами Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности и т д.). Яркое подтверждение тому — положение таких лиц в Эстонии, Латвии после распада СССР Отметим, что в мире немало народов, не имеющих своей государственности (цыгане, палестинцы, до 1948 г евреи)
Отличительными признаками государства являются: • наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами, • монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.
М Вебер рассматривал государство как "отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т е. считающееся легитимным) насилие как средство". Вместе с тем, современные исследователи подчеркивают, что верховная государственная власть не должна преступать определенные границы, позволяющие ей нарушать права личности на жизнь и свободу мысли. Кроме того, она должна быть устроена таким образом, чтобы не перерасти в тиранию или диктатуру. Реальное воплощение эти идеи получают в ходе реализации принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Вопрос образования государства является едва ли не самым дискуссионным в политической науке На сей счет существует множество мнений и теорий: Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т е государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род, наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общения Цель создания государства — общение между семьями и родами ради благой жизни. · Договорная концепция, разработана Т Гоббсом, Д Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан. · Теории завоевания (Л.Гумпилович, Ф Оппен-геймер, К.Каутский) гласит, что первые государства возникли под воздействием внешних факторов — насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства победителей над побежденными. · Следует особо выделить социально экономическую концепцию происхождения государства. Первым философом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), был Платон. Более завершенный вид эта концепция приобрела в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В И.Ленина. Надо сказать, что роли насилия в возникновении государства они не отрицали, но отводили ему вторичную роль На первый же план они ставили разделение труда в обществе, возникновение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонистические классы Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает государство Поэтому марксизм определяет государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров Такое положение, по мнению марксистов, должно сохраниться до победы рабочего класса в социалистической революции, а затем по мере строительства коммунизма государство постепенно отмирает, перерастая в коммунистическое общественное самоуправление. Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д.
Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние. К основным внутренним функциям относятся: • регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе; • охрана общественного порядка; • создание законодательной базы для функционирования общественной системы; • выработка стратегии экономического развития; • защита прав и свобод граждан; • обеспечение социальных гарантий своим гражданам; • обеспечение развития науки, культуры, образования; • деятельность по защите окружающей среды. Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.
В зависимости от предмета рассмотрения, к государству можно применить несколько типологий: 1) по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); 2) по форме правления (абсолютные монархии, конституционные монархии, президентская и парламентская республики, полупрезидентская республика); По территориальному устройству (конфедерации, федерации, унитарные) и т.д.
Гражданское общество и правовое государство. Понятия "гражданское общество" и "правовое государство" появились еще в XVIIIв. Ими разграничивались две сферы жизнедеятельности людей: частных интересов, инициативы, предприимчивости и самодеятельности граждан, с одной стороны, и публичной власти — с другой. Что же следует понимать под гражданским обществом? В широком смысле слова "гражданское общество" — это все, что не является государством. В узком смысле слова под гражданским обществом чаще всего понимают независимую от государства, существующую наряду с ним и взаимодействующую с ним особую сферу социальной жизни, представленную общественными группами, движениями, партиями, ассоциациями и иными объединениями, служащую формой выражения многообразных интересов личности. Гражданское общество имеет сложную структуру, включающую различные, не опосредованные государством отношения: хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые и др. Идеи разграничения государства и общества высказывались Дж.Локком, Ш.Л Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.Гегелем, К.Марксом и др.
Основные выводы, к которым приходили мыслители прошлого и приходят современные политологи, заключаются в следующем. 1) гражданское общество существовало не всегда. Оно появилось в период перехода к индустриальной стадии развития и капиталистической системе хозяйствования, когда стало возможно освобождение частной жизни граждан от мелочной опеки и регламентации со стороны государства Гражданское общество формировалось спонтанно, снизу, в результате превращения индивидов из подданных государства в свободных граждан-собственников; 2) основная социальная функция гражданского общества — создание условий для удовлетворения базовых человеческих потребностей, выражения самых различных интересов индивидов и переадресовки их органам государственной власти; 3) взаимоотношения между государством и гражданским обществом достаточно сложны, часто носят конфликтный характер Гражданское общество постоянно испытывает на себе давление со стороны государства, и если оно недостаточно развито, то государство узурпирует его права. По этой причине при тоталитарных режимах происходит поглощение гражданского общества государством, а при авторитарных существуют лишь некоторые его элементы. И только демократия создает режим наибольшего благоприятствования для возникновения и функционирования гражданского общества. Этому способствуют свободное развитие гражданских инициатив, создание различных партий, массовых общественных движений, организаций, групп по интересам, убеждениям и другим признакам, деятельность свободной и независимой прессы, самоуправление на различных уровнях и т.д. В результате именно гражданское общество обусловливает и определяет функции государства. Государство же, в свою очередь, обеспечивает условия существования и функционирования гражданского общества. Таким образом, в условиях демократии государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры. Перечислим условия для возникновения и развития гражданского общества: В экономической сфере — это частная собственность и многоукладная рыночная экономика. Исторический опыт свидетельствует о том, что частная собственность создает необходимые условия для свободной и независимой трудовой деятельности и она хорошо приспособлена для организации мелкого бизнеса. Однако в современных условиях частная собственность не является превалирующей и в развитых странах. Так, в США, Англии, Франции значительный процент составляет государственная собственность, в Швеции до 70 % — кооперативная. Различные формы собственности, находясь в равных условиях и конкурируя друг с другом, создают экономический фундамент гражданского общества. В социальной сфере — это наличие мощного среднего класса, составляющего в демократических обществах до 60 — 70 % населения. Можно с сожалением констатировать, что в странах СНГ процент этого слоя весьма незначителен В перспективе с переходом к рынку его удельный вес должен возрастать. В политической сфере основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и других групп по интересам. Все эти силы создают механизм обратной связи между населением и государством, контролируют деятельность государственных органов В сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражданского сознания и культуры, наличие плюрализма и свобод в области идеологии. И наконец, гражданское общество может существовать только там, где государство в целом и каждый гражданин в отдельности находятся в одинаковом положении перед законом. Иными словами, гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством. Только в таком случае государство займет отведенное ему место — быть лишь механизмом общества, функционирующим под его всесторонним контролем
В основе правового государства лежат два основополагающих принципа: 1) порядок и стабильность в государстве; 2) защищенность человека. Власть должна осуществляться во имя всеобщего блага и опираться на право. Следовательно, в самом общем виде правовое государство — это государство, основывающееся на правовом законе, перед которым равны все: и правители, и рядовые граждане. Право не тождественно закону. Его следует понимать как некую справедливую, исторически изменяющуюся, объективную меру (норму) свободы и справедливости. Следовательно, движение в сторону правового государства предполагает наполнение законов правовым содержанием. Термин "правовое государство" был введен в научный обиход лишь в первой половине XIXв. немецкими юристами Р. фон Молем и Т.К Велькером, хотя его идея возникла в глубокой древности. Философское обоснование теории правового государства наиболее полно представлено в трудах И.Канта, рассматривавшего государство как объединение множества людей, подчиненных праву. Им выдвинута идея "категорического императива", который понимается как всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения должны подчиняться. Категорический императив предписывает: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению И.Канта, может быть источником закона в правовом государстве. Очень точно суть правового государства отразил немецкий философ К.Ясперс, охарактеризовав его как государство, где власть преодолевается правом и в конечном итоге служит праву. Выделим отличительные черты правового государства: · приоритет права, закона во всех сферах общества. Это находит юридическое закрепление в Конституции (Основном Законе) страны. Конституция является как бы текстом общественного договора между гражданами и государством. Этот документ регулирует всю общественную жизнь, имеет высшую юридическую силу и обязателен к исполнению для всех. · незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Причем неверно думать, что права и свободы гражданам дарованы государством. Человек от природы обладает правом на жизнь, на достойное существование, на личную безопасность, на защиту чести и доброго имени и т.д., а государство обязано гарантировать их соблюдение · В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Разумеется, простое декларирование прав и свобод граждан еще не означает соблюдение их в реальной жизни. · разделение властей на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них выполняет свои строго оговоренные функции. Сдерживая и уравновешивая друг друга, они тем самым выступают гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Кроме того, формируя представительные органы через всеобщее избирательное право, граждане имеют возможность контролировать власть и в случае необходимости вносить коррективы в их политику. · наличие эффективных форм контроля за соблюдением законности прав и свобод граждан как на внутригосударственном, так и международном уровне. Такими формами являются судебные органы разных уровней, главными из которых являются верховные и конституционные суды. Основное требование к такого рода институтам — их независимость в принятии решений и подчинение только Закону. · взаимная ответственность личности и государства. Это означает, что в правовом государстве весь властный механизм функционирует в интересах человека, что государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав Однако следует иметь в виду, что предоставление прав предполагает и выполнение гражданином определенных обязанностей, например соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, платить налоги и т д. Причем, чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают. Значит, первооснова правового государства в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в их уважении и соблюдении прав граждан со стороны государства.
Политические партии и партийные системы. Партии выступают как весьма существенный, а иногда и решающий элемент политической системы общества Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние. Существенной стороной их деятельности является идеологическое воздействие на население, формирование политического сознания. Без такого необходимого элемента, как политические партии, которые играют роль своеобразного посредника между гражданином и государством, не может функционировать политическая система. Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть граждан, их добровольный союз, связанный идеологической общностью и дисциплиной, выражающий интересы определенных социальных слоев, стремящийся к обладанию властью в государстве. Поскольку политическая партия - многомерное и сложное общественное явление, существуют различные подходы к ее определению. Выделяются три таких основных подхода: 1. либералы понимают партию как преимущественно идеологическое объединение людей с общими интересами, зафиксированными в программных документах. 2. традиционный подход определение партии связывает с избирательным процессом, предвыборной борьбой, стремлением овладеть властью. 3. Марксисты дают определение понятия "партия" с классовой точки зрения. Надо сказать, что для общества с четко выраженным классовым делением такой подход, пожалуй, оправдан. Таким образом, с учетом отмеченных подходов можно принять следующее определение партии: политическая партия — это основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение людей, представляющее определенные общественные классы, социальные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической власти либо участия в ней. Власть — конечная цель любой партии, инструмент реализации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Какие бы задачи ни ставила перед собой партия — построение коммунизма или спасение окружающей среды, — она добивается с их помощью власти, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих представителей. Являясь правящей, партия всю государственную мощь стремится использовать в интересах тех социально-классовых сил, которые она представляет. Этим партия отличается, например, от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, которые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти. Таким образом, принципиальная разница между партиями и общественными движениями состоит в том, что партии борются за участие в осуществлении государственной власти, а движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязанностей.
К основным признакам политических партий относят: • активное участие в политической борьбе; • наличие членства; • определенную социальную базу; • наличие политической программы и устава; • общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей; • наличие одного или нескольких лидеров. Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIXв., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней рабочего класса и буржуазии, обострение классовой борьбы между ними, распространение либеральных идей. В истории становления партий М. Вебер выделяет три этапа: · аристократическая группировка, · политический клуб, · массовая партия. Такое подразделение партий в политологии общепризнанно. Однако заметим, что все стадии развития по этой классической схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). В своем большинстве формирование партий шло разными путями. Одни партии возникали на базе избирательных комитетов или объединений избирателей в результате введения всеобщего избирательного права, другие складывались на основе своеобразных идейно-политических "клубов" типа якобинского, третьи — на базе традиций средневековых тайных обществ, которые отличались закрытостью и высоким чувством солидарности и взаимопомощи. Многие партии унаследовали идею служения и помощи ближнему у католических организаций, в том числе и у некоторых монашеских орденов. Партии трудящихся нередко возникали на базе профессиональных организаций. В ряде стран социалистические партии были созданы профсоюзами для представительства в парламентах. Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861 г. Она называлась "Либеральное товарищество регистрации выборов".
Многообразна и классификация (типология) политических партий. Здесь многое зависит от тех критериев, которые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д. Если, например, за основу классификации партий берется характер, задачи их деятельности (направленность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; реформистские, выступающие за умеренные изменения в разных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения Основных черт современной жизни; реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур. Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому выделяют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правящие партии имеют большинство мест в парламенте, образуют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозиционные партии, напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и выступают за реформы. Политические партии можно также разделить на партии мировоззренческие и партии интересов. В первом случае речь идет о партиях, главной целью которых является установление определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реализовать ее на практике. Примером партии такого рода можно считать партию большевиков, стремившуюся к разрушению "старого мира" и возведению на его руинах принципиально нового общества. Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево; правые, центристские, левые. В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических, социал-демократических идеалов, передачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партии традиционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра". По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные. Первые — официально разрешены, зарегистрированы и действуют в рамках закона, вторые — не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи — запрещены государством и действуют нетрадиционными методами, нередко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.
Современные политические партии выполняют ряд функций: • во-первых, определение цели развития. Разрабатывая свои программы, партии стремятся обосновать направление стратегии развития общества и конечную цель; • во-вторых, выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и отдельные группы граждан, однако лишь партии сводят их воедино и в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов; • в-третьих, мобилизация и социализация граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности; • в-четвертых, в условиях демократической политической системы формирование правящей элиты и состава правительства (последнее имеет решающее значение, без этой функции невозможна эффективная деятельность любой партии); • в-пятых, проведение избирательных кампаний. Партии призваны выступать главными организаторами и действующими лицами, не отдавая это дело на откуп властным структурам, бюрократическому аппарату (чиновничеству); • в-шестых, осуществление контроля над властью. Это значит не давать возможности одному лицу или группе лиц узурпировать власть. Основным способом осуществления названных функций является предвыборная борьба, выдвижение партией своих кандидатов в законодательные органы, в правительство.
Партии в процессе своей деятельности вступают между собой в определенные отношения, которые именуются партийной системой. Участники партийной системы — все партии, в том числе легальные и полулегальные, партии с высоким и низким уровнем влияния на политическую жизнь страны. Таким образом, партийная система общества — это совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий с принципами их взаимоотношений. Внутри самих партийных систем нередко заключаются партийные соглашения, т.е. соглашения между партиями, которые чаще всего называются блоками и коалициями. В политологической литературе на типологию партийных систем есть различные точки зрения. Согласно одной из них существуют буржуазно-демократическая, фашистская, авторитарная и социалистическая системы. Иногда выделяется и переходная партийная система. Однако на современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на чисто количественном критерии, — на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные. · Однопартийные системы возникают в результате стремления государства слить все партии в одну, лояльную ему, а также монополизировать всю политическую власть (например, КПСС в бывшем СССР) В однопартийной системе существующая партия не имеет конкурента, способного вместе с ней вести борьбу за государственную власть. В таком обществе устанавливается авторитарный или тоталитарный режим, что пагубно сказывается на развитии демократических структур. · Двухпартийные системы предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой. Каждая из них в состоянии самостоятельно завоевать большинство в парламенте, создать свое правительство и стать, таким образом, правящей партией. Проигравшая партия на этот период становится оппозиционной. Классическим примером двухпартийной системы являются США и Великобритания. · Многопартийная система характеризуется тем, что в ней реальный шанс завоевания государственной власти имеет более двух партий. При такой системе обычно создается коалиционное правительство, опирающееся на большую часть членов парламента. Многопартийные системы свойственны, например, политической жизни Италии, Бельгии, Голландии. Известно, что в борьбе за власть участвуют союзы, блоки партий. В некоторых странах в условиях двух- и многопартийности действует и так называемая система кооперирования партий. Ее сущность состоит в том, что конкуренция партий между собой ведется только в период подготовки и проведения выборов, а затем сменяется сотрудничеством. Такой ситуации чаще всего содействуют установившееся равновесие политических сил, выдвижение первый план общих интересов страны, например защиты отечества в связи с угрозой войны и т.п. Существует и так называемая система доминации. Для нее характерно наличие партии, занимающей особое место в политической жизни государства, т.е. когда одна партия осуществляет власть непрерывно и относительно долго (десятилетие и более).
Особенности становления партийной системы в Республике Беларусь. Говоря о становление и функционирование партийной системы в Республике Беларусь можно отметить её многопартийность. В Конституции Республики Беларусь подчеркивается: "Политические партии, другие общественные объединения... содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах" (Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997. С.5). Многопартийная система в Беларуси сложилась в начале XXв. К советскому времени в ней наиболее известными и влиятельными были следующие партии: Белорусская социалистическая громада, БУНД, Российская социал-демократическая партия (большевиков). Однако советская многопартийность не выдержала испытания на прочность и завершила свое существование после эсеровского выступления в июле 1918 г. В определенной степени это результат деструктивных действий оппозиции, которая, будучи недовольной узаконением большевистской власти, повела против большевиков как открытую, так и закулисную борьбу. Среди особенностей становления многопартийной системы в современной республике можно выделить следующие: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политических партий и др. Повторим, процесс возникновения и становления политических партий в Беларуси идет сложно. Достаточно сказать, что в конце 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. Однако к концу 1998 г. их осталось 28, а на 2006 г. В РБ действуют 17 политических партий. Есть мнение, что если внести соответствующие коррективы в действующее избирательное законодательство, белорусское общество может выйти не более чем на трехпартийную политическую систему (кое в чём эта точка зрения нашла своё подтверждение на последних президентских выборах). Во-первых, это может быть левое, или государственно-социалистическое, политическое течение, для которого приоритетными будут являться идеи коллективизма, солидарности, равенства и социальной справедливости, развития государственного и кооперативного секторов экономики. Во-вторых, центристское, или либерально-консервативное, политическое течение, которое в наших условиях будет отстаивать такие идеи, как преемственность в экономическом, политическом и культурном развитии народа, приоритет интересов нации, становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики, усиление исполнительных структур государственной власти, укрепление суверенитета и международных позиций страны. В-третьих, правый, или национал-либеральной (национал-демократический), политический блок, участники которого будут акцентировать идеи свободы и индивидуальных интересов личности, развития частного предпринимательства, приоритета права, становления парламентарных форм политической жизни.
Литература Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание //Полис. 1995. №3. Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социс. 1995. № 11. Бобков В.А Политология. Учебник для ВУЗ. Мн. 2003. Божанов В.А. Политология: мир современной политики. Учеб. Пособие. М., 2005. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. Иванов В.Е. Как развивался американский федерализм // Кентавр. 1995. № 5. Логиновский С.Л. К новому территориальному устройству России/ // Полис. 1997. № 5. Национальное государство: теория, история, политическая практика // Полис. 1992. № 5-6. Перегудов СП. Гражданское общество: "трехчленная" или двухчленная" модель? // Полис. 1995. № 3. Селезнев Л.И. Политическая система на современном этапе: Учеб.пособие. 2005. Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы // Социс. №1-2.1994.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |