Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательные системы

Основные этапы и элементы избирательного процесса.

Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса и его принципы.

ТЕМА 6. ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — политико-государственная власть. Политические выбо­ры — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формиру­ются центральные и местные представительные органы го­сударственной власти, определяются кандидаты на вы­борные должности (от президента или главы прави­тельства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

• президентские

• парламентские,

• муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

• очередные,

• внеочередные,

• дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес вы­боров в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и зна­чением самих этих органов. Если, к примеру, в Великоб­ритании выборными являются только нижняя палата пар­ламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяю­щее значение для стабильного функционирования полити­ческой системы, то в недемократических странах они не ока­зывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопар­тийной системой или с системой одной доминирующей пар­тии они в основном не приводят к власти новые политичес­кие силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.

В политологической литературе можно встретить ут­верждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не ока­зывающим решающего влияния на политические процес­сы государства. Они лишь создают видимость причастнос­ти граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандида­тов на выборные должности является в основном прерога­тивой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предос­тавляется лишь право выбора между кандидатами, утвер­жденными конкурирующими партиями. И все же боль­шинство ученых считают, что в демократических системах выборы — важнейшая составляющая механизма осущес­твления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. К ним можно отнести следующие:

• смена власти мирным путем;

• осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои пред­ выборные программы партии и отдельные кандидаты;

• легитимация и стабилизация политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некото­рых других структур власти;

• политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток полити­ческой информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

• рекрутирование политической элиты. В результате вы­боров обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

• формирование эффективно действующей оппози­ции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

 

Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избира­тельное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избира­телями и представительными учреждениями, порядок от­зыва депутатов.

Избирательное право основывается на принципах все­общности, равенства, прямого (косвенного) и тайного го­лосования. Данные принципы закреплены и в Конститу­ции Республики Беларусь (ст. 64 — 68).

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые гражда­не, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз — это условие, ограничивающее участие граждани­на в осуществлении тех или иных политических прав), та­ких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается институтом несовместимости должностей, суть которого заключается в том, что в представительные органы ряда стран не могут изби­раться лица, занимающие определенную государственную должность.

Таким образом, существующие цензы в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цен­зы, государство с их помощью устанавливает избиратель­ный корпус (электорат), т.е. совокупность граждан госу­дарства, которые по закону наделены правом голоса.

Принцип равных выборов основывается на трех услови­ях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, в Российской Федерации — два голоса. Это обусловлено дей­ствующими в данных странах разными типами избиратель­ных систем.

Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или по числен­ности населения). Поскольку численность населения посто­янно меняется в связи с миграциями, смертностью и т.п., на практике "нарезка" абсолютно равных по численности насе­ления избирательных округов невозможна. Так, на выборах в Конгресс США разница в количестве жителей избиратель­ных округов не должна превышать 2 %.

В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародова­ние в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право канди­датов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.

Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представитель­ных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Да­ния, Республика Беларусь, Российская Федерация), пре­зидентов Беларуси, Италии, России.

При косвенных (непрямых) выборах граждане избира­ют выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов изби­раются, например, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты Бразилии, США, Финляндии.

Принцип тайного голосования предполагает исключе­ние контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гаран­тируется гражданам свобода выбора и защита их от возмож­ного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании гарантируется возможность каж­дому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Оно введено в большинстве стран.

 

 

Основные этапы и элементы избирательного процесса.

Избирательный процесс распадается на составные элементы:

 

Избирательная кампания (п онятие "избирательная кампания" обыч­но употребляется в двух значениях: 1) по отношению ко всему государству; 2) по отношению к отдельным канди­датам и партиям) по отношению к государ­ству включает мероприятия государства по организации и проведению выборов. Это практически организационная часть избирательной системы страны, которую называют также избирательной процедурой. Она состоит из следую­щих стадий:

· назначение даты выборов;

· создание избирательных органов (комиссий), ответ­ственных за проведение выборов;

· организация избирательных округов, районов, участков;

· регистрация кандидатов в депутаты;

· организация финансовой поддержки выборов;

· печатание бюллетеней;

· охрана порядка в ходе проведения выборов;

· определение результатов голосования;

· извещение избирателей о результатах выборов.

Избирательная кампания по отношению к отдельным депутатам и партиям, — это система мероприятий, прово­димых соперничающими партиями или кандидатами на выборах, а также процесс общения кандидата и электора­та по поводу власти. В этом значении понятие "избира­тельная кампания" тождественно понятию "предвыборная кампания".

 

Успех избирательной (предвыборной) кампании в зна­чительной мере зависит от технологии ее проведения.

Социально политическая технология представляет собой совокупность конкретных действий и мероприятий, последовательно реализуемых для достижения поставлен­ной политической цели.

Избирательные кампании, независимо от типа выбо­ров, имеют одинаковые этапы, границы которых опреде­ляются законами о выборах данного государства:

1) выд­вижение кандидатов и создание основы предвыборной кампании;

2) выработка стратегии и тактики избиратель­ной кампании;

3) агитационная кампания. Избирательная кампания официально начинается после объявления даты проведения выборов. Обычно это прерогатива государ­ственных органов и должностных лиц. В Республике Бе­ларусь подготовка и проведение выборов проводятся от­крыто и гласно (ст. 65). Так, выборы Президента назначаются Палатой представителей (ст. 81). Президент Республики Беларусь назначает очередные и внеочеред­ные выборы в палату представителей, Совет республики и местные представительные органы (ст. 84).

 

Выдвижение кандидатов осуществляется после назна­чения даты выборов. После заявления кандидата о решении баллотировать­ся на выборную должность он создает штаб, в который входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика проведения кампании, технический секретарь. Штаб координирует работу команды, состоящей из дове­ренных лиц, а также групп поддержки, агитаторов, связи со СМИ, социально-политологического обеспечения, ак­тивистов-добровольцев и спонсоров.

На данном этапе решаются вопросы о социально-поли­тологическом сопровождении избирательной кампании, об источниках финансирования, о связи со СМИ, помеще­нии, транспорте, технике и т.п.

 

Социально-политологическое сопровождение избира­тельной кампании — это совокупность специальных ис­следований, проводимых с целью сбора разнообразной информации для кандидата и избирателей. Такие исследо­вания дают возможность кандидату ознакомиться с соци­альной и политической структурой электората, выявить мнение избирателей о кандидате и его предвыборной плат­форме. Тем самым социально-политологическое сопровождение способствует формированию оптимальной для кандидата избирательной стратегии и тактики.

Социально-политологическое сопровождение включа­ет исследование предвыборной ситуации и ее мониторинг.

Исследование предвыборной ситуации включает в се­бя изучение следующих вопросов:

· социально-профессиональная, демографическая и наци­онально-религиозная структура избирательного округа;

· социально-экономические условия в избирательном ок­руге (уровень материального благосостояния, криминоген­ной обстановки, торгового и медицинского обслуживания, работа школ, учреждений коммунального хозяйства и т.д.);

· уровень политической культуры, характер политичес­ких традиций различных социальных групп округа;

· особенности политической структуры в регионе (коли­чество различных партийных организаций, клубов, авто­ритет других претендентов и т.д.);

· активность общественно-политических организаций и объединений.

· Особое внимание уделяется получению сведений об ав­торитетности самого кандидата, т.е. не только о его социаль­но-политической ориентации, но и его образе (имидже).

С этой целью в предварительное исследование включа­ется блок вопросов, позволяющих выяснить мнение изби­рателей о профессии, образовании, возрасте, поле, пар­тийности, внешнем облике и других особенностях кандидата. Из совокупности ответов на указанные и дру­гие вопросы можно составить социальный портрет некоего идеального для данного электората кандидата.

Получив предварительную информацию и зная свои ресурсы (материальные, временные, человеческие), кан­дидат сможет принять решение об участии в предстоящей избирательной кампании.

 

Мониторинговые исследования обеспечивают кон­троль за состоянием ряда важных характеристик электо­рата, а значит, раннее предупреждение кандидата о неже­лательных или, наоборот, благоприятных изменениях в общественном мнении избирателей. Такие исследования обычно проводятся 2 — 5 раз в период между регистрацией и днем голосования.

Таким образом, социально-политологическое обеспе­чение — важное мероприятие при проведении избиратель­ной кампании, но очень дорогостоящее. Безусловно, не каждый кандидат сможет найти средства для финансиро­вания этих исследований.

Важным элементом первого этапа является формирова­ние денежного фонда кандидата (партии). Финансовые средства для проведения предвыборной кампании необхо­димы для организации выдвижения кандидата, его встреч с избирателями, выступлений по телевидению, радио и в пе­чати с изложением своей предвыборной платформы, для размножения разного рода печатной продукции, организа­ции рекламы и др. Финансирование избирательных кампа­ний обычно регулируется законодательством государства.

Первый этап избирательной кампании заканчивается ре­гистрацией кандидатов в избирательных комиссиях в соот­ветствии с законодательством государства. Так, регистрация кандидатов в президенты Республики Беларусь начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до дня выборов.

На этом этапе также решаются вопросы о социально-по­литологическом сопровождении избирательной кампании, об источниках финансирования, о связях со средствами мас­совой информации, помещении, транспорте, технике и т.п.

Выработка стратегии и тактики избирательной кампании осуществляется на втором этапе, когда канди­дат и его команда одновременно работают по нескольким направлениям.

1. Разработка предвыборной программы (платформы) кандидата. Предвыборная программа представляет собой пакет четких для избирателей предложений, направлен­ ных на решение в будущем наиболее важных проблем как на государственном, так и на местном уровне (в зависи­мости от типа выборов).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь программа кандидата в органы власти страны не должна содержать пропаганду войны, призыв к насильственному изменению или свержению существующего государствен­ного или общественного строя, нарушению территориаль­ной целостности Республики Беларусь, к национальной, религиозной и расовой вражде.

2. Создание привлекательного образа кандидата пос­редством политического маркетинга. Его родиной являются США, где впервые полвека
тому назад кандидат в президенты Д. Эйзенхауэр обратился к услугам рекламного агентства для организации своей предвыборной кампании.

Политический маркетинг это совокупность тео­рий, средств и методов, посредством которых корректно и целенаправленно выявляются и подчеркиваются для различных социальных и национальных групп именно те ре­альные качества и достоинства кандидатов, претендентов на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес. Политический маркетинг определяет формы об­щения с избирателями, а также то, что, кому и как гово­рить (безусловно, в рамках своих убеждений). Кроме то­го, к кандидату предъявляется ряд требований:

• известность в рамках данного избирательного округа;

• профессиональная компетентность;

• владение навыками ораторского искусства и полеми­ки, лексикон кандидата;

• умение быстро ориентироваться в случае неожиданного изменения ситуации;

• умение непринужденно и естественно держаться и говорить перед микрофоном, телекамерой.

• умение слушать людей;

• способность управлять своими эмоциями;

• наличие определенного уровня здоровья, позволяющего выдерживать большие психологические и физические нагрузки;

• обладание некоторыми элементами артистизма;

• способность работать в составе команды в качестве
лидера или одного из ведущих членов, что предусматрива­ет готовность подчиняться требованиям руководителя команды;

• умение осуществлять представительные функции,
выражая интересы различных социальных групп в раз­
личных аудиториях.

3. Формирование стратегии и тактики избирательной кампании. Стратегия избирательной кампании — это система мероприятий и направлений политической дея­тельности, последовательная реализация которых способ­ствовала бы достижению победы на выборах данного кан­дидата (партии). Тактика избирательной кампании представляет собой совокупность приемов и форм политической деятельности, направленных на достижение канди­датом и его командой стратегической цели.

При разработке стратегии и тактики избирательной кампании особое внимание уделяется стратегическим и тактическим вопросам организации и проведения агитаци­онной кампании.

Третьим этапом избирательной кампании является проведение агитационно-пропагандистских мероприятий, направленных на избрание данного кандидата. Его главная цель — завоевание голосов как можно большего числа из­бирателей. Среди форм агитационного воздействия на пер­вое место выдвигаются встречи кандидата с избирателями, во время которых он разъясняет основные положения своей предвыборной платформы. Одновременно он старается оп­ровергнуть аргументы соперников. Конечно, кандидат не может лично встретиться со всеми избирателями округа. На такие встречи выезжают также его доверенные лица, кото­рые рекламируют не только его предвыборную программу, но и политические, профессиональные, личные качества са­мого претендента. Кроме того, большое влияние на мнение и выбор избирателей оказывают публикации в газетах, выс­тупления кандидата по телевидению и радио, издания пред­выборных плакатов, листков и их распространение среди избирателей округа.

Телевидение стало доминирующим средством массо­вой информации: оно играет главную роль в политическом процессе государства.

Теледебаты между конкурирующими кандидатами на выборные должности становятся одним из главных ин­струментов предвыборной борьбы во всех индустриально развитых странах, (а в Беларуси?). В своих теле­визионных выступлениях кандидаты стремятся:

· довести до избирателей позитивную информацию о се­бе и негативную информацию о своих соперниках;

· сравнить кандидатов и их программы;

· дать ответы на критику со стороны оппонентов.

Вместе с тем телевидение не вытеснило традиционные средства, используемые в избирательных кампаниях: лис­товки, плакаты, интервью, аналитические обзоры, ком­ментарии в газетах, а также передачи по радио.

Государственные органы также обязаны содействовать организации встреч кандидатов с избирателями, выделять на территории каждого избирательного округа наиболее посещаемые гражданами места для размещения предвы­борной агитации.

В некоторых государствах агитационная кампания за­вершается за один день или несколько суток до голосова­ния. Это делается с целью предоставления избирателям возможности самостоятельно, без постороннего давления принять решение не только о голосовании, но и о выборе кандидата, за которого предстоит отдать голос в день выбо­ров. В Республике Беларусь агитация в день выборов зап­рещается.

Итак, агитационная кампания — третий этап предвы­борной борьбы — завершена. Настает день выборов, когда избиратели имеют возможность реализовать свое право на голосование.

День выборов — кульминационное событие для всех участников избирательной кампании. Посредством голосо­вания избиратели определяют состав органов власти. Сооб­щение об итогах выборов депутатов публикуется в печати.

В большинстве современных государств голосование является правом, но не обязанностью. Однако значитель­ная часть электората не желает реализовывать это право, уклоняется от участия в голосовании на выборах. Подоб­ное электоральное поведение называется.

Абсентеизм существует в любом обществе. В настоя­щее время намечается его рост. Особенно он высок в США, а также в Великобритании, Италии, Франции и других высокоразвитых странах (до 50 % избирательного корпуса не является на выборы). Причины, обусловлива­ющие абсентеизм, могут быть разные: падение доверия граждан к институтам власти, безразличие и разочарова­ние избирателей в возможных результатах выборов. Зна­чительная часть электората не приходит к урнам потому, что заранее согласна с любой из предложенных программ тех политических партий или независимых кандидатов, которые баллотируются в их избирательном округе. Неучастие в выборах является также формой выражения про­теста против существующих порядков, отношения к пред­лагаемым реформам или к избираемым лицам. Абсентеизм наиболее распространен среди молодежи, лиц с низким уровнем образования и политической культуры, малообеспеченных слоев населения.

В современной Беларуси наметилась тенденция увели­чения проявления абсентеизма. Это обусловлено падени­ем жизненного уровня большей части населения, кризи­сом массового сознания, конфликтом ценностей и т.п.

Для уменьшения абсентеизма во многих странах введе­но обязательное голосование. Это означает, что голосова­ние является не только правом, но и обязанностью, за не­выполнение которой предусмотрены различного рода санкции (административные, уголовные). Так, в Австра­лии и Бельгии лица, уклоняющиеся от участия в выборах, подвергаются денежному штрафу.

В Республике Беларусь голосование не является обя­зательным. Избиратель сам принимает решение о своем участии в выборах.

 

Наряду с выборами одной из форм волеизъявления граждан является референдум — особый тип всенародного голосования, объектом которого является какой-либо важ­ный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны. Первый в исто­рии референдум был проведен в 1449 г. в Швейцарии. Ре­ферендум, проводимый для решения территориальных вопросов, называется плебесцитом.

Референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования, сферы применения и способа проведе­ния:

· Референдум конституционный — с его помощью про­водится утверждение конституции или поправок к ней.

· Рефе­рендум законодательный дает возможность проводить утверждение проекта акта текущего законодательства.

Рефе­рендум может носить обязательный или консультативный характер. Результаты обязательного референдума получают силу закона, который никто не имеет права отменить. Реше­ния, принятые на консультативном референдуме, лишь при­нимаются к сведению институтами власти и впоследствии мо­гут быть учтены при принятии решений.

Как любое социальное явление, референдум имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, он способствует наиболее полному выявлению воли народа. С другой сто­роны, организаторы референдума, желая отвлечь внима­ние народа от жизненно важных проблем, предлагают на обсуждение второстепенные вопросы. Есть примеры, ког­да выраженная на референдуме воля народа игнорируется власть предержащими (например, результаты референду­ма 17 марта 1991 г. были проигнорированы правящей эли­той Советского Союза).

Проведение референдумов предусмотрено и Конститу­цией Республики Беларусь (ст. 73 — 78). Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные ре­ферендумы. Референдум может быть назначен президен­том по собственной инициативе, по предложению обеих палат Национального собрания либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным пра­вом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из об­ластей и г. Минска.

Местные референдумы назначаются соответствующи­ми местными представительными органами по своей ини­циативе либо по предложению граждан, обладающих из­бирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В них участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Проведенные в 90-е гг. в Республике Беларусь прези­дентские, парламентские, муниципальные выборы пока­зали, что институт выборов как таковой сформировался. В стране есть политический рынок, конкурентная борьба. Тем не менее эффективность выборов зависит от ряда по­литических, экономических, социальных, правовых, культурных условий, нравственных ценностей, домини­рующих в обществе. Последнее в свою очередь накладыва­ет отпечаток на уровень политической культуры и актив­ности главных участников выборов — избирателей.

Избирательные системы.

Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.

Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нор­мах, способы определения результатов голосования и по­рядок распределения депутатских мандатов.

В мировой практике наиболее распространенными ти­пами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представи­тельная). В современных условиях на их основе сформи­рована смешанная избирательная система.

В основу мажоритарной избирательной системы положен принцип большин­ства. Согласно этому принципу избранным по избира­тельному округу считается кандидат (список кандидатов), набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсо­лютным и квалифицированным, различают три разновид­ности этой системы.

При мажоритарной избирательной системе относи­тельного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников (Великобритания, Канада, Новая Зеландия). При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный ми­нимум участия избирателей в голосовании. Выборы счита­ются действительными, если проголосовал хотя бы один из­биратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.

При мажоритарной избирательной системе абсолют­ного большинства избранным становится кандидат, набрав­ший свыше 50 % голосов (Австралия). При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолют­ного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в пер­вом туре (Российская Федерация). Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5 % голосов. Победите­лем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов избирателей.

В Республике Беларусь действует мажоритарная изби­рательная система абсолютного большинства. Однако аб­солютное большинство неодинаково при избрании прези­дента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвова­ло более 50 % граждан, включенных в список избирате­лей. Победителем считается кандидат, за которого прого­лосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кан­дидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голо­сов избирателей. Избранным считается кандидат в прези­денты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в го­лосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25 % + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании Ес­ли ни один кандидат не получает требуемого числа голо­сов, назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количес­тво голосов в первом туре Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25 % + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей

При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается канди­дат, получивший квалифицированное большинство голо­сов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютно­го большинства. Поэтому она применяется редко. Напри­мер, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба ман­дата округа.

Основными достоинствами мажоритарной избиратель­ной системы являются следующие:

1) обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешан­ ных формах правления формировать устойчивое прави­тельство;

2) предполагает формирование крупных политичес­ких партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства Так, в англосаксонских странах в основном благодаря мажоритарной системе от­носительного большинства сформировалась и поддержи­вается двухпартийная система;

3) способствует формированию прочных непосред­ственных связей между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).

Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки.

Во-первых, эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести сво­их представителей в выборные органы. Тем самым нару­шается принцип всеобщности избирательного права.

Во-вторых, данная система может способствовать ослаб­лению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ пред­ставителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуж­дает их защищать местные интересы в ущерб общегосудар­ственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квали­фицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

На преодоление указанных недостатков мажоритар­ной избирательной системы претендует пропорциональная избирательная система. В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голоса­ми избирателей и полученными ею мандатами. Эта систе­ма в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Ла­тинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандида­та, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу. Существуют три основные разновид­ности списков для голосования: жесткие, полужесткие,
свободные (гибкие).

Система жестких списков требует от избирателя го­лосовать за партию в целом. Кандидаты получают манда­ты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).

Система полужестких списков, во-первых, предпола­гает голосование за партийный список целиком, во-вторых, гарантирует кандидату, возглавляющему партийный спи­сок, обязательное получение мандата. Распределение ос­тальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от набранных кандидатом голосов, или префе­ренций.

Преференцированное голосование — это установ­ление избирателем той очередности кандидатов внутри одного партийного списка, которая ему более всего подхо­дит. Избиратель проставляет цифры очередности против имен одного, нескольких или всех кандидатов. Данная сис­тема применяется в Австрии, Дании, Нидерландах.

Система свободных списков предполагает голосова­ние за партийный список целиком и допускает распределе­ние всех депутатских мест в соответствии с преференция­ми избирателей. Избранными оказываются кандидаты, набравшие наибольшее число преференций. Эта система действует в Бельгии.

После голосования приступают к распределению ман­датов. В основе определения количества мандатов той или иной партии лежит принцип избирательной квоты, или из­бирательного метра. Избирательной квотой называется число голосов, необходимых для избрания одного депута­та. Каждая партия получает по округу столько депутат­ских мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Как пра­вило, законы не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная из­бирательная система имеет следующие достоинства:

1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране. Это дает возможность в боль­шей мере учитывать интересы отдельных социальных и
политических групп;

2) эта система, если она не искажена какими-либо дополнительными "правилами", обеспечивает представи­тельство даже небольшим партиям, т.е. способствует раз­витию политического плюрализма, многопартийности.

Однако пропорциональная система имеет и существен­ные недостатки.

Во-первых, слабая связь между депутатами и избира­телями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии.

Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возмож­ность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.

В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности, отсутствия доминирующей политической партии неизбежно появле­ние многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами.

Для преодоления указанного недостатка в ряде стран применяют так называемые "заградительные барьеры", или "процентные оговорки", устанавливающие необходи­мый для получения мандатов минимум голосов. Так, в Гер­мании, Российской Федерации этот "барьер" равен 5 % от общего числа поданных по всей стране голосов, в Болга­рии, Швеции — 4 %, в Дании — 2 %. Партии, не преодо­левшие данного порога, не получают ни одного депутат­ского мандата.

Указанные способы с одной стороны, способствуют преодоле­нию недостатков пропорциональной системы, а с другой — значительно ограничивают принцип пропорциональности и тем самым искажают волю избирателей.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы.

Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая — в соответствии с прин­ципами пропорциональной. Указанная система применяет­ся в Болгарии, Германии, Грузии, Литве, Италии, Россий­ской Федерации. Например, в России в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 — по одноман­датным округам (избирается по одному депутату от каждо­го округа по мажоритарной системе относительного боль­шинства) и 225 — по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной системы. При этом из­биратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, а другим — за политическую партию.

К достоинствам смешанной избирательной системы от­носится то, что она:

• способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропор­циональности. Это обеспечивает формирование устойчивого правительства;

• предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

Литература

Бобков В.А Политология. Учебник для ВУЗ. Мн. 2003.

Божанов В.А. Политология: мир современной политики. Учеб. Пособие. М., 2005.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1995. Гл.5, 19.

Денисюк Н.П. Избирательная система Республики Беларусь. Мн., 1997.

Законодательные акты. О выборах Президента Республики Бела­русь. Мн., 1994.

Закон Республики Беларусь о выборах депутатов Верховного Сове­та Республики Беларусь. Мн.,1995.

Закон Республики Беларусь о выборах депутатов местных Советов, депутатов Республики Беларусь. Мн., 1999.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и допол­нениями). Мн., 1997.

Маклаков В. В. Избирательное право стран — членов европейских сообществ: Справ. М., 1992.

Мальцев В. А. Основы политологии: Учеб. М., 1997. Гл.13, 14,18.

Наумова С.А. Что надо знать о политике. Мн., 1997. Гл. 6. § 21.

Пищулин Н.П. Политическое лидерство и электоральный процесс // Полит, исследования. 1998. № 5.

Политология / Под ред. Б.Краснова. М., 1995. Гл. 5. V

Политология / Под ред. Г.В.Полуниной. М., 1998. Гл. 10.

Политология. СПб., 1998. Гл.7. § 3; Гл.11. § 3.

Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997.

Пугачев В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстраци­ях// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1997. № 4.

Рыбаков А.В. Избирательное право и избирательные системы // Соц.-полит, журн. 1998. № 2.

Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнитель­ный анализ. СПб., 1995.

Терещенко А. Г. С.Липсий о социальных основах политического по­ведения избирателя // Соц.-полит, журн. 1996. № 4.


ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (2 часа).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правительство | Понятие и характеристики политической трансформации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.