Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет, метод и задачи научной и учебной дисциплины




Система государственного и муниципального управления

ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для специальности 080505.65 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

 

Преподаватель: Зимин Вячеслав Александрович, доцент кафедры ТГП, к.и.н.

 

САМАРА – 2012

«Система государственного и муниципального управления»

 

«Управление как вид социальной практики существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной и целенаправленной деятельности людей. Управление – это особое проявление сознания, воли и устремлений людей, выражающееся в создании соответствующего социального института – системно организованной совокупности человеческих знаний, поведения, социальных практик и деятельности.

Накопленный человечеством опыт убеждает, что объективная необходимость управления всякий раз воспроизводится на более высоком уровне обобществления собственности и власти. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление.

В управленческой культуре особое значение имеют рациональное начало, знания, современные концепции, наукоемкие технологии. Совершенно очевидно, что особое управленческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, что характеризует, прежде всего, содержание управления, уровень управленческого мышления. Без умения выдвинуть инновационные цели и задачи, а затем найти адекватные методы их решения не может быть эффективного управления. Не менее значимую роль играют и управленческие идеи.

И сегодня особенно перспективной является идея формирования современной политической и управленческой элиты, которая способна влиять на общественную жизнь как бы с упреждением, опираясь на профессиональные знания, творческое воображение, нетрадиционное восприятие и инновацию». (См.: Шевелев В.Н. Социология управления. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2004. – С. 10,13,19.).

Государственное управление – это сознательное воздействие государственных институтов на общество, его отдельные группы с целью придания ему организованности в соответствии с установленными нормами, в целях обеспечения адаптации социальной системы к изменяющейся внешней среде, а также ее совершенствования и развития.

Обобщение и систематизация знаний и закономерностей управления общественными делами в масштабах государства и на местном уровне – основная цель данного учебно-методического пособия, а также научной и учебной дисциплины «Система государственного и муниципального управления» по специальности «Государственное и муниципальное управление». Н.И. Глазунова, автор учебника «Система государственного и муниципального управления» (М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008) пишет, что «… потребность в научных обоснованиях, рекомендациях, в анализе исторического и современного опыта государственного и местного самоуправления весьма велика» (см. С. 5). В ее учебнике четыре раздела. Один раздел посвящен истории отношений государственной власти, ее субъектов с органами и субъектами местного управления и самоуправления. Другой раздел посвящен теории государственного и муниципального управления в ее прошлом и настоящем. Третий раздел учебника посвящен конституционной стратегии развития государства и четвертый раздел – методологии организации и реализации единой системы государственного и муниципального управления.

На наш взгляд, учебник Н.И. Глазуновой, учебные пособия, которые написали О.М. Рой (Система государственного и муниципального управления. – СПб., 2007), В.С. Мокрый (Государственная и муниципальная служба: реализация реформ. – М., 2008), Д.М. Овсянко (Государственная служба РФ. – М.: Юрист, 2005), В.Е. Чиркин (Государственное и муниципальное управление. – М., 2004) являются лучшими для изучения дисциплины «Система государственного и муниципального управления».

Цель изучаемой дисциплины это всестороннее и обстоятельное изложение современных представлений о науке, искусстве и практике государственного и муниципального управления на основе, комплексного междисциплинарного подхода; осветить закономерности и факторы социальной обусловленности, обоснованности и эффективности государственно-управленческих явлений в жизнедеятельности современного российского общества.

В курсе раскрываются содержание и задачи системы государственного и муниципального управления; общественно-политическая природа государственного и муниципального управления; единство формирования и механизма реализация государственной и муниципальной власти и управления, выработки и осуществления государственной политики; процесс принятия и воплощения государственных управленческих решений.

В ходе лекции преподаватель отмечает, что данный курс базируется на таких дисциплинах, как: Конституционное право РФ, административное право, теория государства и права, муниципальное право и др.

В структуре методологии данной дисциплины важное место занимают такие принципы, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, принцип комплектности в изучении системы государственного и муниципального управления, принцип органического сочетания теории и практики, практического подтверждения выводов и др.

При изучении этой дисциплины используются общие методы (сравнения, анализа и синтеза, системного и структурного подходов, абстрагирования, восхождения от абстрактного к конкретному и др.), частные методы (методы выработки правовых решений, сравнительно-правовой метод и др.), специальные методы (психологические, конкретно-социологические, статистические, математические и др.).

В зависимости от средств управляющего воздействия различаются методы: организационные, экономические, политические, административно-правовые, идеологические, социальные, информационные, социально-психологические. Возможны иные типологии. По характеру воздействия: демократические, авторитарные, манипуляционные, мобилизационные, партисипативные, принудительные. По результатам воздействия: реформаторские, революционные, консервативные, инновационные.

Государственное управление по природе своей политическое, его субъектами являются государственные органы, обладающие властными полномочиями, и другие государственные и общественно—политические организации и учреждения – элементы политической системы, а средством управляющего воздействия – государственная власть, ее механизмы, нормативно-правовая система, обеспечивающие подчинение воли управляемых воли управляющих; объект управления, его границы определяются общегосударственными интересами и потребностями общества.

«Государственное управление представляет собой двухаспектную деятельность. Один аспект состоит в разработке законов, указов, программ, проектов для непосредственного исполнения управляемыми субъектами (социальными группами, учреждениями, общностями и отдельными гражданами), в создании условий и возможностей для того, чтобы государственные решения действительно претворялись в жизнь, а не оставались лишь правильными и красивыми декларациями. Другой аспект государственного управления заключается в выработке норм и правил, которые касаются действий и взаимоотношений самих органов государственной власти, политических деятелей, государственных служащих». (См.: Зборовский Т.Е., Костина Н.Б. Социология управления. – М.: Гардарики, 2007. – С. 159).

Для осуществления государственного управления создаются институты, которые обеспечивают взаимодействие управляемых субъектов и субъектов управления, воздействие последних на объект управления, так и институты, организующие деятельность самих субъектов управления.

Для реализации основных функций государственного управления наряду с выборными и назначаемыми политическими лидерами (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и др.) формируется государственная служба, осуществляющая профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Заниматься такой деятельностью можно лишь в государственных органах, под которыми понимается составная часть государственного аппарата, учреждаемая в законном порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Следует особо подчеркнуть, что государственное и муниципальное управление – это разновидности социального управления. Это воздействие осуществляется на все общество или его отдельные социальные группы или на индивиды для упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Выделите общие принципы для государственного и муниципального управления, отметьте их специфические черты.

Общими функциями управления являются: сбор, обработка (анализ), хранение информации; прогнозирование; планирование; организация; распорядительство; координация, взаимодействие; контроль и учет.

Обеспечивающими функциями управления, которые выполняются всеми без исключения органами и необходимы для нормальной деятельности этих органов, являются: кадровая; финансирования; материально-технического обеспечения и др.

Специальные функции можно обнаружить в деятельности практически любого органа исполнительной власти, так как административная реформа, проводимая в Российской Федерации, в качестве одной из целей преследует исключение дублирования в функциях различных органов. Каждый орган должен выполнять только ему свойственные функции.

В лекции рассмотрите принципы государственного управления: а) организационно-политические; б) организационно-технические принципы построения аппарата управления; в) организационно-политические принципы деятельности аппарата управления.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни.

Наиболее существенное значение имеют следующие из них:

а) социальное управление своим основным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность;

б) социальное управление бывает только там, где проявляется совместная деятельность людей;

в) социальное управление выступает в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями;

г) социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица;

д) социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения;

е) социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей – участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательное волевое опосредование, т.е. налицо властность социального управления (См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М.: Зерцало, ТеИс, 1996. – С. 5-6).

В социальном управлении есть три обязательных элемента:

а) субъект управления – сами люди, так как управление осуществляется людьми и в отношении людей, то есть те, кто управляет;

б) объект управления – поведение людей, их действия, то есть то, кем (чем) управляют;

в) прямая и обратная связи между субъектами и объектом управления, содержанием которой является организующее воздействие со стороны субъекта на поведение людей – участников управленческих общественных отношений.

На конкретных примерах покажите, как формировались и формируются отношения между государственной властью и местным самоуправлением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.