Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. 1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла

Основная

1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. Гл.1 (После оргии). М., 1997.

2. Ильин В.В. Аксиология. М., 2005.

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.

2. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. Кн. 2, часть 2 (Критика морали), гл. 1 (Происхождение моральных оценок), гл. 6 (Заключительные замечания к критике морали); кн. 3 (принцип новой оценки), часть 2 (Воля к власти в природе), гл. 3 (Теория воли к власти и ценностей).

3. Ницше Ф. К генеалогии морали // Фридрих Ницше. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990.

4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

5. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

6. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.

 

ТЕМА 10. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ФОРМЫ И КРИТЕРИИ

1. Определение понятия «идентификация». Идентификация и идентичность

2. Индивидуальная (личностная) и социальная идентичность. Коллективная идентичность

3. Идентичность в традиционном и современном (постмодерном) обществе.

 

1. Определение понятия «идентификация». Идентификация и идентичность

Идентификация происходит от лат. identifico – отождествляю. В основе этого понятия лежит слово «тождество» («тождественность»). Данное слово мы, как правило, используем в двух смыслах: тождественный – равный себе, совпадающий с собой и тождественный – похожий на себя (или на что-то другое). Например, мы говорим, данный лист бумаги тождественен себе. Другими словами, он равен себе, он – это он, он – совпадает с собой, он – тот же самый. И мы можем сказать: эти два листа бумаги тождественны, т. е. они одинаковые, похожие. Заметим, равный себе – похож на себя, но не наоборот. Равный себе – тот же самый, похожий – не обязательно тот же самый.

Что мы имеем в виду, когда говорим об идентификации того или иного предмета? Идентифицировать предмет – значит, определить его, т. е. выделить главные (сущностные) свойства предмета и на основе этих свойств подвести его под некоторый класс уже известных предметов с похожими свойствами. Например, мы идентифицируем стол в качестве стола на основании его формы и той функции, которую он выполняет и которая присуща всем другим столам.

Однако этим идентификация предмета не исчерпывается. Вот перед нами несколько идентичных (похожих) объектов на четырех ножках и с плоской поверхностью сверху. Мы идентифицируем каждый из них в качестве стола. Но как мы можем узнать (определить) среди них тот стол, который принадлежит лично нам? Видимо, на основании тех признаков, которые свойственны только ему. Мы знаем, например, что у него одна ножка была сломана, и мы сами ее недавно приколотили или мы помним, что вчера изобразили на его поверхности свой скромный портрет. На основании этих или других, свойственных только ему признаков, мы и можем сказать: да, этот тот самый стол, за которым я сидел/сидела вчера. Идентифицируя ту или иную вещь среди подобных ей вещей, мы тем самым устанавливаем и подлинность вещи (например, когда эксперт среди полотен-копий находит ту единственную картину, которая принадлежит перу великого художника).

Итак, идентифицировать – значит, определять неизвестное путем его соотнесения с уже известным. Идентификация – процесс, идентичность – то, что мы получаем в результате этого процесса. Из двух приведенных примеров видно, что идентичность, с одной стороны, – это принадлежность к какому-то классу предметов, с другой – это уникальность предмета, его непохожесть на другие предметы. Идентичность, иными словами, – это то, что сближает, делает похожим (одинаковым) и то, что отличает, выделяет среди похожих, что подчеркивает (указывает на) индивидуальность, особенность. Зафиксируем для себя это противоречие.

А теперь предположим, что у нас есть автомобиль. Мы прекрасно ездили на нем целый месяц, но сегодня прокололи шину. Заменим ее на другую, точно такую же. Или, вообще, заменим колесо. Является ли наш автомобиль тем же самым, на котором мы так удачно ездили целый месяц? Безусловно. А если мы ездили на нем целый год и в течение этого года постепенно заменили все его детали, возможно на аналогичные (та же марка, тот же производитель)? Потерял автомобиль свою идентичность или нет? Вот он перед нами, вроде точно такой же, каким был год назад. И все-таки все его составные части изменились. Но мы меняли их постепенно, месяц за месяцем, т. е. работали с тем же самым автомобилем, а не взяли и собрали новый из точно таких же частей. А если мы, скажем, половину частей нашего старого автомобиля установили на другой автомобиль, а половину частей того автомобиля – на наш? Какой из двух автомобилей будет нашим, тем же самым? Очевидно, что рассматриваемый автомобиль теперь – не тот же самый, его идентичность изменилась, вопрос же его принадлежности относится скорее к области юриспруденции.

В основе понятия «идентификация», мы сказали, лежит слово «тождество» («тождественность»). Одно из основных значений последнего – быть тем же самым, быть равным себе, совпадать с собой. Тождественность чего- или кого-либо в этом смысле оказывается самотождественностью. Нужно заметить, что проблема самотождественности – одна из сложнейших в философии, но мы намеренно сужаем ее рассмотрение рамками данной темы. Итак, говорить об идентичности вещи в смысле ее самотождественности (она – та же самая) мы можем, лишь фиксируя ее в определенный момент времени. Идентичность в смысле самотождественности нельзя рассматривать без учета временного контекста. С течением времени идентичность любой вещи обязательно изменится. Точнее, идентичность каждой вещи включает в себя момент нетождественности (несамотождественности), т. е. не совпадения ее с собой.

Идентичность и тождественность (тот же самый) – понятия связанные, но при этом серьезно различающиеся.

Тождественность имеет логический и онтологический смысл. Когда мы говорим о тождественности в логическом смысле, мы говорим об одном из законов правильного мышления, согласно которому одно и то же слово в одном и том же контексте должно сохранять свое предметное и смысловое значение. Необходимо, чтобы А было равно А, т. е. тождественно самому себе. Мы должны соблюдать закон тождества, если хотим, чтобы другие нас понимали. Онтологический смысл тождественности указывает на связь этого понятия с существованием: если мы фиксируем существование той или иной вещи, то необходимо, чтобы она была той же самой, т. е. самой собой, иначе это уже другая вещь, иначе она просто не существует. Понятие идентичности не указывает на существование вещи, а указывает на ее специфику, на то, чем она в своем существовании отличается от других вещей.

Таким образом, идентичность любой вещи включает в себя как понятие тождественности, так и понятие нетождественности. Последнее подразумевает существование вещи в качестве не той же самой. Ее реальное существование при этом сохраняется и, пока оно сохраняется, мы можем говорить о ее самотождественности. Но в отношении собственной идентичности она изменяется, становится другой, отличной от самой себя в предшествующие моменты времени.

Все сказанное необходимо иметь в виду, если мы хотим следовать некой строгости при определении понятия «идентичность». В повседневной жизни мы почти не задумываемся над тем, какие изменения происходят с идентичностью окружающих нас вещей, людей и с нашей собственной идентичностью. Они иногда слишком незаметны, слишком постепенны, слишком наслаиваются друг на друга.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные определения. Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира | Индивидуальная (личностная) и социальная идентичность. Коллективная идентичность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.