Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Основные определения

Основная

Основные определения

Мистический - непосредственно исходящий от Бога, данный человеку в его непосредственном общении с Божеством.

Творческое меньшинство - ключевое понятие в исторической концепции А.Тойнби, относящееся к группе людей, определяющих своей интеллектуальной деятельностью характер, направление и темпы развития общества. По мнению А.Тойнби, в любом обществе творческое меньшинство не превышает 1-1.5% численности населения.

Нелинейность - особенность движения и развития, характеризующаяся процессами, состоящими из цепи неповторяющихся событий и поэтому не допускающих экстраполяции.

Диссипативность - качество системы, характеризующееся рассеянием энергии и распространением определенных качеств на всех ее уровнях.

Саморазвитие - способность системы развиваться и самоорганизовываться на основании своих внутренних потенций.

Человеческое развитие - такой тип общественного развития, при котором главным источником и целью развития является человек, его интеллектуальные физический, интеллектуальный и нравственный потенциал.

Правовой нигилизм - отрицание каких-либо норм права, пренебрежительно отношение к законам. Представление о праве как о искусственной, релятивистской и выгодной каким-то ограниченным кругам системе запретов и разрешений.

 

Литература

1. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М., 1991.

2. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М., 1995.

3. Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989.

4. Федотов Г.П. Россия и свобода // Судьба и грехи России. В 2-х т. Т. 2. СПб., 1991. С. 276-303.

 

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

2. Волгин О.С. Оправдание прогресса. Идея прогресса в русской религиозной философии. М., 2004.

3. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1998.

4. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.

5. Современная российская политика. Курс лекций под ред. В. Никонова. М., 2003.

6. Соловьев В.С. Три разговора // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988.

7. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Опыт русского либерализма: Антология. М., 1997.

 


 


[1] Определения даются по БСЭ.

[2] Библия. Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 1. (26).

[3] http://nevskiy.orthodoxy.ru/Mirrors/www.lib.eparhia-saratov.ru/www.lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/2.html – Хоружий С.С. Антропология православия.

[4] См. Гвардини Р. Конец нового времени (см. список обязательной литературы).

[5] Декарт Р. Начала философии. Избранные произведения. М., 1950. С. 428.

[6] Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997. С. 190.

[7] Там же. С.192–194.

[8] Возможные ответы на вопрос о происхождении сознания соотносимы с вышеозначенными позициями. Их два: религиозная концепция и теория естественного происхождения сознания.

 

[9] Арбитр изящного, законодатель общественных вкусов (лат.)… // Шестов Л. Соч. в 2-х т. Т. 2. Примечания к т. 1 А.В. Ахутина и Э. Паткош. С. 439.

[10] Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей) // Шестов Л. Соч. в 2-х т. Т. 1. С. 142.

[11] Все примеры взяты из: Ларина Т.В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. М., 2003. С. 37.

[12] Вайль П., Генис А. Страна слов // Новый мир. 1991, № 4. С. 250–251.

[13] Дракер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М., 1994. C. 362.

[14] Пример взят из книги: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. От истоков до наших дней. Т. 3. М., 1996. С. 51.

[15] Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С. 95.

[16] Ленк Х. «Техника» // Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003. С. 988.

[17] Там же.

[18] Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 451.

[19] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998. С. 126.

[20] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. С. 124.

[21] Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984. 1253а.

[22] Кассирер Э. Что такое человек. Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 6.

[23] Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения в 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 7.

[24] Лейбниц Г. Монадология // Сочинения в 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 418.

[25] Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 486.

[26] Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989, № 2. С. 161.

[27] Эрн В. Социализм и проблема свободы // Соч. М., 1991. С. 157.

[28] Кн. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. С. 208.

[29] Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. М., 1992. С. 196.

[30] Sapere aude - решись быть мудрым (лат.)

[31] Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение. Сочинения в 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 27.

[32] Гегель Г. Философия истории. Введение. М.; Л., 1935. С. 39.

[33] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 222.

[34] БердяевН.А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 6.

[35] Гегель Г. Философия истории. Введение. М.; Л., 1935. С. 26.

[36] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 646.

[37] Делиберативный - от анг. - неторопливо, осмотрительно, ответственно обдуманный шаг, поступок и пр.

[38] Гегель Г. Философия истории. Введение. М.; Л., 1935, С. 19.

[39] «Сократ: Значит, и во всем остальном дело обстоит таким же образом: сведущий человек способен делать то, что д о лжно, надлежащим образом и в надлежащее время, а несведущий − нет? Друг: Да, так» // «О справедливости» (Платон. Диалоги. М., 1986. С. 364).

[40] «Сократ: Вопреки мнению большинства, нельзя и отвечать несправедливостью на несправедливость, раз уж ни в коем случае нельзя поступать несправедливо» // Платон. Сочинения. М., 1968. Т. 1. С. 123.

[41] «Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел своё и исполнял своё» // Платон. Сочинения. М., 1994. Т. 3. С. 206.

[42] «Справедливость и справедливое состоят в равенстве обязательств. …Если справедливое - это равное, то пропорционально равное также будет справедливым» // Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1983. С. 325.

[43] Там же. С. 327.

[44] Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 267.

[45] Все эти модели, кроме первой, присутствуют в анализе Джона Ролза. Почему он игнорирует существование первой модели - силовой - не совсем понятно. Может быть потому, что считает ее слишком примитивной.

[46] Платон. Сочинения. М., 1994. Т. 3. С. 93. На следующей странице это тезис Фразимаха звучит несколько иначе: «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти».

[47] Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

[48] Там же. С. 40.

[49] «Интуитивизм утверждает, что в наших суждениях о социальной справедливости мы должны рано или поздно прийти к множественности первых принципов, в отношении которых мы можем только сказать, что их правильно балансировать так, а не иначе» // Ролз Дж. Там же. С. 47.

[50] Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998. С. 10.

[51] Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984. 1253 а 25.

[52] Соловьев В.С. Смысл любви // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.,1990. С. 545–546.

[53] Гегель Г. Афоризмы. Работы разных лет. Т. 2. М., 1971. С. 532.

[54] Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. С. 53.

[55] Библия. Книга Екклесиаста. Глава 1. (4.5).

[56] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 12. С. 3.

[57] Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. М., 1999. С. 198.

[58] Соловьев В.С. Три силы // Философская публицистика. Т. 1. М., 1989. С. 28.

[59] Масуда Й. Компьютоутопия // Философская и социологическая мысль. 1993, № 6. С. 37.

[60] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 633.

[61] Там же.

[62] Там же. С. 634.

[63] Тоффлер Э. Футуршок. СПб., 1997. С. 32.

[64] Белл Д. Цит. соч. С. 641.

[65] Там же.

[66] Там же. С. 380.

[67] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество. М., 2000. С. 174.

[68] Там же.

[69] Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 68.

[70] Как известно, Билл Гейтс, ныне владелец крупнейшей корпорации «Микрософт», начинал свою карьеру как обыкновенный программист.

[71] Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 385.

[72] Валлерстайн Й. Политические дилеммы на рубеже тысячелетий (из выступлений участников юбилейной конференции ИСПРАН) // Полис. 1996, № 4. С. 180.

[73] Белл Д. Указ. соч. С. 573.

[74] Там же. С. 573-583, 601-609.

[75] Кан Г., Браун У., Мартин Л. Следующие 200 лет // США - ЭПИ. 1995, № 6. С. 99.

[76] Белл Д. Указ. соч. С. 502–503.

[77] Там же. С. 481.

[78] Гегель Г. Философия истории. М.; Л., 1935. С. 9.

[79] Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 220.

[80] Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998. С. 13.

[81] См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002. С. 50.

[82] когнитивный - от англ. - познавательный.

[83] Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 2. М., 1992. С. 148.

[84] Федотов Г.П. Свобода и Россия. В 2 т. Т. 2. СПб., 1992. С. 290.

[85] Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 714.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природно-географические и демографические особенности России | Ядерные реакторы на атомных станциях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.