КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защита в чрезвычайных ситуациях
Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях (ЧС) составляют отдельные разделы законов "Об охране окружающей среды", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О пожарной безопасности". Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.). В главе I закона "Общие положения" разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности информации о ЧС. Глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ; глава III — принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС; глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС; глава V связана с подготовкой населения к ЧС; глава VI — с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; глава VII — с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области; глава VIII посвящена международным договором по защите от ЧС. Следует отметить также Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". К последним относятся производства, в которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются вещества, воспламеняющиеся в смеси с воздухом при нормальных условиях, окисляющие вещества, самовозгорающиеся и взрывчатые вещества, токсичные вещества, воздействие которых может привести к гибели людей и других живых организмов в природе. Кроме того, к опасным производственным объектам отнесены производства, использующие сосуды, работающие под давлением и (или) стационарные грузоподъемные машины и некоторые другие. Согласно закону все виды проектов такого рода объектов должны проходить государственную экспертизу, на их эксплуатацию должна быть получена лицензия, штаты опасных производственных объектов должны быть полностью укомплектованы обученными и аттестованными кадрами надлежащей квалификации, на объекте должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, производиться диагностика, освидетельствование, испытания используемых сооружений и технических устройств, должны разрабатываться декларация промышленной безопасности и заключаться договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. К последним предъявляется ряд дополнительных требований, в частности, требование осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, анализ причин их возникновения, ведение их учета, принятие мер по сохранению жизни и здоровья работников в случае аварии и т. д. Подзаконные акты исполнения по ЧС включают в себя целый ряд Постановлений Правительства, Положений и Правил Госгортех-надзора, приказов МЧС и Госгор-технадзора. Отметим Постановление Правительства РФ "О декларации безопасности промышленного объекта РФ", Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные Правительством России, а также Положение "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра", утвержденное постановлением Госгортехнадзора России. Подзаконные нормативные акты по ЧС представлены прежде всего системой стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" (БЧС), являющейся системой № 22 Государственной системы стандартизации (ГСС), включающей в себя 11 групп стандартов (рис. 12). Стандарты группы 0 устанавливают: — основные требования и определения в области обеспечения безопасности в ЧС; — классификацию ЧС; — классификацию продукции, процессов, услуг и объектов на родного хозяйства по степени их опасности;
Рис. 12. Структур» активы спшартов БЧС — номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС; —предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС; —основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния сложных технических систем в ЧС. В системе стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" принята система обозначений, показанная на рис. 13. Значит, если нам нужен стандарт "БЧС, Защита населения. Основные положения", необходимо искать его в системе № 22 ГСС в группе 3, где и находим его как ГОСТ 22.3.03-94. Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их возникновение и поря док действий в ЧС.
Рис. 13. Система обозначений в системе стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях"
Она включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также при применении возможным противником современных средств поражения. РСЧС включает в себя территориальные и функциональные подсистемы, имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный. Главный орган федерального уровня — МЧС России. На региональном уровне главный орган управления — региональные центры МЧС России. Территориальные подсистемы РСЧС субъектов РФ состоят из звеньев, соответствующих принятому в России административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и включает в себя координирующий орган — комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС) (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) и орган повседневного руководства (центр управления и дежурно-дис-петчерскую службу), силы и средства функциональных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские, материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения. Штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) создаются на территориальном и местном уровнях. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в порученных им отраслях экономики. Надзор за выполнением требований к опасным производственным объектам на предприятиях осуществляет Госгортехнадзор России. Схема государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представлена на рис. 14. В состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Список литературы 1. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2002. 2. Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации в 2001 г. И меры по их улучшению (национальный доклад). Минтруд РФ. Всесоюзный центр охраны труда. М., 2002. 3. Грачев В. А., Волкова И. И., Грачев М. В. Проблемы формирования экономико-правового механизма обеспечения безопасности окружающей среды // Безопасность жизнедеятельности. 2003. № 2. С. 9-16. 4. Соловьев А. П. Управление охраной труда в субъектах Российской Федерации // Справочник специалиста по охране труда. 2002. №1. С. 7-14. 5. Козьяков А- Ф. О введении в Российской Федерации комплекса международных стандартов серии 14000 "Система управления качеством окружающей среды" // Безопасность изнедеятельности. 2001. № 12. С. 43—46. 6. Козьяков А. Ф. О требованиях охраны труда в новом трудовом кодексе Российской Федерации // Безопасность жизнедеятельности. 2002. № 4. С. 2-7. 7. Козьяков А. Ф. О новых требованияхк обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций // Безопасность жизнедеятельности. 2003. № 6. С. 55-56.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |