Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государства

Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

Существуют две формы государственного правления.

Монархия (от греческого manarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства (монарха) и передается по наследству. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституционными законами, либо законами, которые в значительной степени дополняются обычаями. Монарх занимает свой пост в установленном порядке престолонаследия, как правило, пожизненно. Монарх рассматривается как суверенный верховный представитель и верховный носитель государственной власти. В современно мире существует около 30 монархий.

Выделяют две разновидности монархий: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является совещательным органом. В настоящее время абсолютными монархиями являются Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней. В конституционной монархии власть главы государства ограничена парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархию В дуалистической – монарх ограничен в сфере законодательства, но обладает достаточно широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним, распускать парламент, использовать вето на законы, принимаемые парламентом и т.п. Форма правления подобного рода существует в Марокко, Кувейте, Иордании, Бахрейне. В парламентской монархии власть главы государства фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управленческих полномочий. Монарх «царствует, но не правит», его функции носят, как правило, символический, чисто представительский характер. Подобные монархии в реальной жизни мало чем отличаются от республик. Сегодня они существуют в таких странах, как Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Нидерланды, Швеция, Япония и некоторых других.

Республика (от лат. respublica – общественное дело) отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. В современном мире существует около 140 государств с республиканской формой правления. Почти все они в своей государственной структуре имеют пост президента. Выделяют три основные разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

Парламентская республика отличается тем, что правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент издает законы, обязательные к исполнению правительством, осуществляет над ним контроль. Парламент вправе выразить всему правительству или некоторым его членам вотум недоверия, что влечет за собой отставку членов правительства. Правительство осуществляет исполнительную власть, но под контролем парламента. В парламентских республиках главой государства является президент. Он избирается, как правило, парламентом. Однако в системе органов власти его роль незначительна. Полномочия президента обычно ограничиваются представительными и церемониальными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в парламентских монархиях. Ведущую роль в политической жизни играет правительство во главе с премьер-министром, который фактически реально является первым лицом в государстве.

В современном мире подавляющее большинство устойчивых демократий является парламентскими республиками. Они существуют в Германии, Италии, Израиле, Ирландии, Швейцарии и т.д.

В президентской республике президент одновременно является главой государства и главой правительства. Он избирается либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство и руководит его деятельностью. Отличительная черта президентской республики – жесткое разделение властей, при котором органы законодательной и исполнительной ветвей власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. У правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность контролировать деятельность правительства и президента, ограничивать их действия с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета. Президент, в свою очередь, обладает правом отлагательного вето (от лат. veto – запрещаю) на законопроекты парламента.

Формой смешанного правления является президентско-парламентская или полупрезидентская республика (Австрия, Болгария, Польша, Португалия, Финляндия, Франция и др.) Ее главной отличительной чертой является двойная ответственность правительства – перед президентом, и перед парламентом. Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте, вправе распустить парламент и назначить новые выборы и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения им резолюции порицания (вотума недоверия).

В республиках СНГ, где институты гражданского общества, демократии находятся в неразвитом состоянии, для политической элиты характерно игнорирование оправдавшей себя в мировой практике системы сдержек и противовесов, не допускающей узурпации или накопления полномочий одной ветви власти за счет другой. Практически все конституции, принятые в странах СНГ после 1993 г, восприняли идею сильной президентской власти, подчинения правительства президенту и ограничения прерогатив парламента. Среди большинства лидеров стран Содружества преобладает авторитарное восприятие власти при внешних знаках внимания к ценностям плюралистической демократии. Они полностью контролируют правительство, ход законотворческой работы и обладают необходимыми полномочиями для принятия решений по всем важнейшим вопросам государственной жизни. Правительство обычно становится частью президентской команды и неукоснительно подчиняется ее неписанным законам. Ответственность правительства перед парламентом при таком режиме правления носит формальный характер. Дело в том, что вотум недоверия ему со стороны парламента невозможно реализовать в связи с несогласием президента, который может осуществлять ответные меры против парламента в виде его досрочного роспуска. В результате полномочия главы государства приобретают не только доминирующее, но явно «подавляющее» значение, а республиканская форма правления – черты суперпрезидентской республики (Боливия, Колумбия, Гондурас).

Форма государственного устройства – это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Унитарное (от франц. unitare – единство) государство – это единое государственное образование, характеризующееся простотой своего устройства. Входящие в него административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты и т.д.) юридической и политической самостоятельностью не обладают. Унитарное государство имеет единую конституцию, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю территорию. Функционирует единая система законодательства, единые правовая и денежная системы, единое гражданство. Все внутренние и внешние полномочия сосредоточены в руках общенациональной власти. Примеры – Франция, Дания, Турция, Эстония, Китай, Казахстан, Беларусь, Польша, Украина, Литва и др.

Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) представляет собой добровольное объединение нескольких государственных образований (субъектов федерации), каждое из которых обладает определенной политической самостоятельностью и имеет особые отношения с центральной властью. В федерации существуют одновременно два государственных уровня власти. На первом уровне находятся субъекты федерации (штаты, земли, провинции, края, области, автономные округа), которые сохраняют атрибуты внутреннего суверенитета (собственные конституции, гражданство, высшие органы власти и управления, законодательство). На втором уровне – центральная власть. Ее прерогативами являются внешняя политика, оборона страны, налогообложение, организация федеральных органов власти и управления, разрешение конфликтов между субъектами федерации. В федерации действует двойное гражданство, двойное законодательство, но единая денежная система. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Федерации строятся по территориальному признаку (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. (Австралия, Бельгия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия, США, Швейцария и др.).

Конфедерация (от лат. confoederatio - связывать договором, соединять) – союз суверенных государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для совместного решения определенных задач, обычно в области обороны, внешней политики, транспорта, связи. Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают общие центральные органы управления. Однако решения этих органов не имеют прямого действия, они вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны – участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. Они могут по своему усмотрении покидать конфедерацию. Главное отличие конфедерации от федерации заключается прежде всего в правовых формах закрепления этих государственных объединений: в конфедерации – это договор, в федерации – конституция. Пример – СНГ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие государства, его элементы и функции | Форматирование документов HTML и текста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.