Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размах оценочной шкалы




Размах шкалы — это коли­чество градаций, которое она включает. Необходимо отме­тить, что при рассмотрении размаха балльной шкалы нужно учитывать именно число градаций, а не число баллов, так как сами баллы, в свою очередь, иногда разделяют­ся на доли (0,1 балла, 0,2 балла, 0,5 балла), которые можно также рассматривать как разновидности баллов («суб­баллы»). Например, часто используемая 5-балльная шка­ла с градацией через 0,5 балла фактически имеет тот же размах, что и 10-балльная шкала с градацией в 1 балл.

В практике экспертной оценки качества в настоящее время применяются шкалы, имеющие самый различный размах, т. е. различное количество баллов. Так, в литера­туре упоминается использование 3-балльной шкалы, 5-балльной, 7-балльной, 9-бал­льной, 10-балльной, 19-балльной, 30-балльной, 40-балльной, 100-балльной и даже 1000-балльной.

Нетрудно показать, что относительная ошибка эксперт­ной оценки ε убывает с уменьшением размаха шкалы. Так, очевидно, что для крайнего случая, т. е. однобалльной шкалы, ε = 0. Применением «узких» шкал можно объяснить чрезмерно малую величину относительной ошибки ε, при­водимую в некоторых публикациях по экспертной оценке качества.

Анализ показывает, что во всех этих случаях приме­нялись сравнительно узкие шкалы оценок — 4—5-балль­ные и даже 3-балльные. Кроме того, многим экспертам свойственна тенденция отказа от употребления градаций, находящихся на обоих краях шкалы оценки, т. е., используя не всю длину, они фактически уменьшают ее размах. Известно, что способность человека (в данном случае эксперта) ощу­щать различия в интенсивности двух каких-то одинаковых возбудителей (стимулов) ограничивается определенным ми­нимальным пределом. Например, любой человек легко раз­личает разницу в массе двух одинаковых по форме предме­тов, один из которых весит 1,5 кг, а другой— 1 кг. Но чем меньше будет эта разница, тем труднее ее уловить. Минимально воспринимаемое различие в интенсивности двух возбудителей (стимулов) называют «пороговым зна­чением», «ощутимой разностью», «порогом ощущения». Для более четкого определения этой величины в экспери­ментальной психологии введено понятие «лимен», под ним понимают такое различие в значениях двух возбудителей, которое действительно замечается в 50% случаев из об­щего числа наблюдений.

Существование лимена свидетельствует о том, что при использовании шкал большого размаха (например, в 100 баллов и более) эксперт фактически способен различать только определенное ограниченное число ее градаций. Это подтверждается и опытом авторов по экспертной оцен­ке качества. Так, в одном из проведенных экспериментов 32 эксперта назначали коэффициенты весомости 92 пока­зателям качества (всего 2944 значения). Этой группе эк­спертов было предложено пользоваться любыми целыми и дробными числами в интервале 0—100 баллов. В резуль­тате 87% значений коэффициентов весомости выражалось числами, кратными 10 (т. е. эксперты использовали не 100-балльную, а 10-балльную шкалу), а 13% — кратными 5 (т. е. применялась 20-балльная шкала). Таким образом, шкала 0 — 10 с градациями через 0,5 балла (фактически 20-балльная шкала) вполне достаточна для назначения коэффициентов весомости и для решения других задач экспертной оценки качества. В некоторых случаях, когда априори известно, что весомость некоторых показателей в десятки раз меньше важнейшего показателя, при уста­новлении коэффициентов весомости целесообразно в интер­вале 0 — 1 балла дать дополнительную градацию в 0,1 балла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.