Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Нормы и источники международного права

Международного права

 

1. Понятие норм международного права.

 

Международно-правовая норма – это созданное соглашением субъектов определенное правило, регулирующее межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемое юридическим механизмом охраны.

 

Международные отношения затрагивают различные аспекты деятельности государств, правительств, различных государственных и межгосударственных органов и организаций. Для нормального и эффективного функционирования этого комплекса отношений необходима правовая регламентация, которая осуществляется посредством применения различных форм и методов регулирования, а также средств технического характера. Международное право является совокупностью и системой норм, с помощью которых происходит регулирование таких отношений. Значительную роль в становлении нормативной системы международного права сыграл Устав ООН.

Международную нормативную систему составляют нормы различного характера. В большинстве своем международно-правовые нормы имеют согласительный, рекомендательный, констатирующий, диспозитивный характер. В отличие от внутригосударственной нормы, норма международного права представляет собой невластное предписание, поскольку никакой власти над государствами нет. Тем не менее, международная норма может иметь и характер императивного предписания.

Согласно теории права, норма права, представляет собой правило поведения, юридическая обязательность которого состоит в том, что предписываемое ею поведение субъекта права обеспечивается в случае необходимости принуждением. В целом нормы международного права также являются юридически обязательными правилами поведения, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению. Сущность международных норм заключается в нормативном регулировании отношений между субъектами международного права.

Помимо характера, нормы международного права имеют и особую структуру. С общетеоретической точки зрения, нормы права включают три элемента: гипотезу, обозначающую условие действия установленного правила поведения; диспозицию, излагающую это правило, и санкцию, указывающую на те неблагоприятные юридические последствия, которые наступают для субъекта права, нарушившего данное правило. Специфика же международно-правовых норм и их системы состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию. Как правило, в теории международного права и в международно-правовых актах вместо термина «обязанность» используется термин «обязательство». Например, в Договоре о коллективной безопасности 1992 г. ст. 1 говорит о том, что государства-участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях.

 

А санкция является общей для всей системы. Конкретные санкции могут быть предусмотрены и отдельными договорами. Например, Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г.

Нормы международного права имеют свою специфику, отличающую их от норм национального права, хотя несомненно, что многие общие черты их юридической природы как правовых категорий дают возможность в определенной степени использовать отдельные категории и понятия национального права и общей теории права вообще при исследовании правовой природы норм международного права

Характерные черты международно-правовой нормы порождены прежде всего двумя фактора ми: объектом регулирования и методом регулирования. Первым является особая разновидность общественных отношений – отношения между суверенными государствами и их объединениями. Эти отношения в конечном счете определяют и специфику метода воздействия на них, метода международно-правового регулирования.

В соответствии с теорией международного права международно-правовая норма должна отвечать следующим требованиям:

1) регулировать отношения между субъектами международного права;

2) быть обязательной для субъектов этого права;

3) носить общий характер.

Международно-правовая норма – это созданное соглашением субъектов определенное правило, регулирующее межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемое юридическим механизмом охраны.

 

2. Особенности нормообразования в международном праве, его характерные черты.

 

Норма международного права является результатом соглашения субъектов и выражает их волю, взаимосвязывает конкретное проявление воли субъектов в единое целое, которое ограничено ее рамками. В результате норма выражает согласованное единство воли в конкретном вопросе, а не многообразие воль, которое означало бы отсутствие соглашения, а соответственно и нормы. Следовательно, международные нормы представляют собой результат международного правотворчества, который можно классифицировать в зависимости от содержания или формы. В первом случае они представляют собой, прежде всего, нормы международного права и в некоторых случаях – индивидуальные международно-правовые установки, т.е. индивидуальные международно-правовые предписания, дозволения и запреты, не опирающиеся на нормативную основу, не являющиеся актами применения каких-либо норм международного права (индивидуальные в том смысле, что они рассчитаны на однократное применение). Во втором случае результаты международного правотворчества - источники международного права, т.е. та форма, в которой оно воплощается, существует (договоры, обычаи, некоторые решения международных организаций и конференций обязательного характера).

Создание норм международного права – процесс, происходящий в межгосударственной системе, часть ее функционирования. Этот процесс протекает в соответствии с нормами международного права, касающимися нормообразования. На него влияют явления, происходящие в межгосударственной системе, а также среда, т. е. общество в целом. Главные проводники этого влияния – государства, так как наибольшее число норм международного права создается именно ими, в том числе и рамках межгосударственных организаций.

Процесс создания норм международного права происходит путем согласования воль государств относительно содержания правила поведения и признания его юридически обязательным. В теории международного права отмечается, что содержание воли государства составляет его международно-правовая позиция, которая включает: общее отношение государства к международному праву, его прогрессивному развитию и соблюдению принципов и норм; представление о характере международного права, его роли в обществе, принципы и нормы, на внедрение которых в международное право государство выступает; понимание принципов и норм действующего международного права и т. д. Т. е. международно-правовая позиция государства – это его позиция по всем вопросам международного права, выраженная не только в его заявлениях, но и в его реальном поведении, в его действиях.

Поскольку при создании норм международного права государства высказывают различные позиции в отношении того или иного вопроса это приводит к столкновению их интересов. Для урегулирования такого столкновение и приведения к единству позиций происходит процесс согласования воль государств, который может привести к созданию международно-правовой нормы, если им удастся договориться.

Процесс согласования воль государств, завершающийся созданием нормы международного права, включает взаимообусловленность этих воль, выражающуюся в том, что согласие государства на признание той или иной нормы в качестве нормы международного права дается под условием аналогичного согласия другого государства или других государств. Т. е. каждое государство, принимая ту или иную норму международного права и, следовательно, обязываясь ее соблюдать, рассчитывает на то, что и другие государства будут соблюдать эту норму.

Согласованность и взаимооусбовленность воль государств являются двумя существенными чертами процесса создания норм международного права. Если согласованность воль говорит об их направленности в отношении признания определенного правила в качестве правовой нормы, то взаимообусловленность означает взаимосвязанность воль государств.

Существует мнение о том, что согласовываться могут не воли, а волеизъявления, т.е. внешние выражения воли. Можно предположить, что общее волеизъявление представляет собой общую волю. Однако даже совпадающие полностью волеизъявления не образуют общего волеизъявления в буквальном смысле. Каждое из них остается волеизъявлением отдельного субъекта права. Волю государства можно рассматривать как результат волеизъявления. Именно волеизъявление представляет интерес в юридическом и социальном смысле.

Формирования волеизъявления государства можно представить себе следующим образом: индивидуальные проявления воли в психологическом смысле, причем социально значимые (во время избирательной компании, в выступлениях в печати и т.д.), волеизъявление государства в юридическом смысле. Два последних вида волеизъявлений, когда речь идет об участии государства в международном правотворческом процессе, могут практически совпадать: волеизъявления в социальном смысле может с самого начала облекаться в форму волеизъявления в юридическом смысле.

Волеизъявление (в юридическом смысле) международной организации представляет собой производное от волеизъявлений государств-членов (и в социальном, и в юридическом смысле).

Согласованные волеизъявления, направленные на создание международного права, не могут сливаться, но их результат и объективация являются общим достижением создателей международно-правовых норм или индивидуальных международно-правовых установок.

 

3. Виды нормы международного права.

 

Формы и виды классификации международно-правовых норм разнообразны, так же как и характер международных и межгосударственных отношений, и определяется в зависимости от критериев, принятых для данной классификации.

В доктрине современного международного права по характеру (природе) норм различают императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы международного права, нормы-обращения, нормы-декларации. Как правило, рекомендательные нормы никого не обязывают в юридическом смысле, хотя и относятся к правовым явлениям. Они могут служить этапом и ориентиром на пути формирования договорных или обычных международно-правовых норм. Рекомендательный характер нормы выражается в ее содержании. В большинстве своем такие нормы содержатся в резолюциях международных организаций.

Кроме того, можно выделить такие виды норм международного права как альтернативные и факультативные, нормы постоянного и временного действия и т.д. По сфере применения различают универсальные и локальные, всеобщие и региональные нормы.

В зависимости от объема содержания и значения различают основные и подчиненные нормы. Последние в свою очередь делятся на два вида: поднормы основных норм и вторичные нормы. Поднормы конкретизируют особенности применения основных норм

По сфере действия выделяют универсальные, региональные, партикулярные или локальные нормы. Универсальные нормы, как правило, носят общий характер и содержатся в многосторонних международных договорах, в отличие от региональных или локальных норм. Последние, например, содержатся в двусторонних международных договорах.

Международно-правовые нормы также можно классифицировать по функциям в механизме международно-правового регулирования на материальные и процессуальные.

В зависимости от того, в каком источнике содержатся нормы можно выделить такие виды как: обычные, договорные, нормы-решения международных организаций; регулятивные и охранительные.

Международные акты могут содержать отсылочные нормы, которые обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах.

По способу регулирования различают международно-правовые нормы, носящие запрещающий, обязывающий и управомачивающий характер.

В зависимости от объекта регулирования можно выделить отраслевые нормы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.