КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура личности. Личность – системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении
Индивид и личность Личность – системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Индивид – человек как представитель биологического вида. В этом понятии отражается три признака: -неделимость (целостность) субъекта; -наличие у него общих генотипических наследственных свойств биологического вида; -наличие у него особенных, индивидуальных свойств, отличающих его от представителей того же вида. К индивидным свойствам человека относят возрастные, половые, конституционные (особенности телосложения) и нейродинамические (характеристики нервной системы) свойства. На их основе возникают интегративные образования – темперамент и задатки. Природное, биологическое составляет необходимую основу психического развития, формирования личности. Однако биологическое (телесная организация, характеристики нервной и эндокринной системы), входя в структуру личности, становится социальным. Пример: формированию ряда одинаковых черт характера людей, чей рост менее 150 см, способствовало их нахождение в обществе «высоких» людей. В силу сложности, многомерности понятия «личность» в психологии существует множество теорий личности, ее моделей, представленных в виде совокупности различных уровней, подструктур, свойств, характеристик. Традиционно личность характеризуется темпераментом, характером, способностями, направленностью. Структура личности по К.К. Платонову содержит четыре иерархически связанные (каждая следующая формируется, опираясь на предыдущую) подструктуры: -биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные и др.; -особенности эмоционально-волевых и познавательных психических процессов; -опыт: привычки, знания, умения, навыки; -направленность личности: убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы. Для современных представлений о личности, развиваемых отечественными психологами, характерно выделение следующих «планов» личности: 1)экспрессивно-инструментальный характеризует особенности проявления личности в деятельности и общении с другими людьми, типичные для личности формы, способы внешнего проявления, ее «внешнюю оболочку» (характер, способности, социальные роли); 2)личностно-смысловой характеризует отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны (мотивы, цели, направленность личности, смысловые образования). Смысловые образования – субъективные значения объектов и явлений окружающего мира – определяют главные и относительно постоянные отношения личности к основным сферам жизни: труду, себе, другим людям и т.д. Смысловая сфера личности обеспечивает структурирование своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. В структуру личности включают не только смысловую сферу, характер, способности и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межличностных отношениях.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |