Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия педагогики




Этапы развития научно-педагогического знания

Педагогика не сразу сформировалась как отдельная наука. Можно выделить несколько этапов развития научно-педагогического знания.

1. Появление педагогических суждений и зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (например, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «О первоначальном воспитании детей» Э. Роттердамского, «Утопия» Т. Мора, «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо).

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Данный этап характеризуется выделением педагогики как отдельной отрасли знания. Его начало традиционно связывают с появлением произведения чешского педагога Я.А. Коменского «Великая дидактика» (1657 г). В XVII–XVIII вв. наметился этап генерирования новых педагогических идей из практики опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ (И. Песталоцци, И. Гербарт, Ф. Фребель, А. Дистервег). Именно на этом этапе были заложены основы теории педагогики.

4. Рост числа педагогических центров и появление реформаторских педагогических идей (педагогика гражданского воспитания и трудовой школы Г. Кершенштейнера (Германия), педагогика действия В.А. Лая (Германия), экспериментальная педагогика Э. Меймана (Германия), Э. Торндайка (США), прагматическая педагогика Д. Дьюи (США), педагогика воспитания «к свободе» Р. Штайнера (Германия), М. Монтессори (Италия), педагогика свободного труда С. Френе (Франция)). Характерными чертами прогрессивной русской педагогической теории, сложившейся в данный период, являются гуманизм, демократизм, народность, высокая оценка науки, просвещения и общего образования, любовь к ребенку и бережное отношение к нему, стремление развить его творчество, самостоятельность, активность (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и мн. др).

5. Развитие научной области, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками: философией, психологией, физиологией, математикой, кибернетикой, теорией систем, синергетикой.

Образование в педагогике понимается как:

-ценность развивающегося человека и общества;

-процесс или социальное явление;

-результат;

-система.

Образование – это целенаправленный общественно-историчес­кий процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта; процесс приобщения, включения детей в жизнь общества. Образование можно рассматривать как механизм управления социализацией [64], функциями которого являются, во-первых, упорядочение всего спектра влияний на личность и, во-вторых, создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

Процесс образования можно разложить на две составляющих: воспитание и обучение. Критериями такого разделения являются:

1)цели, стоящие перед каждой из составляющих в процессе образования человека;

2)виды деятельности формирующейся личности, играющие наиболее важную роль в достижении данных целей.

Обучение имеет основной целью организацию усвоения знаний, умений и навыков, базисом чего служит познавательная деятельность ученика, а воспитание направлено на формирование определенных качеств и отношений человека и реализуется во всех видах деятельности (коммуникативной, трудовой, игровой, познавательной и др.). Разделение обучения и воспитания условно, оно обусловлено научным подходом к исследованию целостной реальности, связанным с построением ее моделей, выделением, изучением и проектированием отдельных составляющих целое компонентов.

Образование как результат традиционно означает достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система есть совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стан­дартов, а также сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача – педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности.

Характеристики педагогического процесса:

-целенаправленность педагогического процесса означает подчинение его задач, содержания, методов, форм взаимодействия взрослого и ребенка конкретной цели;

-двусторонность педагогического процесса предполагает наличие в нем двух взаимосвязанных активных сторон. С одной стороны – педагог, деятельность которого направлена на создание условий для достижения образовательных целей; с другой стороны – воспитанник, деятельность которого направлена на реализацию своих целей, на принятие (или непринятие, в зависимости от организации педагогического процесса) тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог;

-целостность – характеристика педагогического процесса, тесно связанного с жизнедеятельностью его субъектов, причем не только с одной ее стороной (например, учебой в школе), а со всеми проявлениями жизни ребенка.

Воспитательная система есть выделенный из окружающей среды и связанный с конкретным образовательным учреждением комплекс взаимодействующих компонентов, объединенных определенной воспитательной целью.

Педагогические взаимодействия – это преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), следствием которых являются взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях. В основе педагогического взаимодействия лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимопринятие, поддержка, доверие [96].

Педагогическая технология есть последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач; научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Понятие педагогической технологии используется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

общепедагогическая технология описывает целостный педагогический процесс, включая все компоненты: цель, содержание, средства, методы, формы обучения и воспитания. В ее основе лежат определенные идеи (философско-педагогическая позиция);

частнометодическая технология описывает систему действий и включает методы и средства для реализации конкретного содержания образования (например, технология обучения физике в школе);

локальный уровень технологии – это описание процесса и средств решения частных педагогических задач (например, технология проведения краеведческой экскурсии или технология развития субъектности ребенка).

Педагогическая деятельность может осуществляться как специально подготовленными педагогами-профессионалами, так и каждым человеком, независимо от профессии (воспитание детей, самообразование). Профессионально-педагогическая деятельность представляет собой организацию (включая проектирование, реализацию, управление) взаимосодействия с различными субъектами образовательного процесса (воспитанниками, их родителями, педагогами), направленного на решение педагогических задач.

Эффективность педагогической деятельности зависит от внешних (социально-экономические, материально-технические и организационно-управ­ленческие условия деятельности педагогов) и внутренних факторов. Определяющими факторами являются внутренние, такие, как:

широта и глубина профессиональных знаний педагога (общекультурных, психологических, педагогических, предметных);

степень владения профессиональными навыками и умениями;

педагогическая направленность (интерес к профессии, стремление к совершенствованию человека, собственному саморазвитию, желание понять других и др.);

педагогические способности – это способности к активной, разносторонней, творческой профессиональной и социально-культурной деятельности, а также способности к собственному саморазвитию;

позиция педагога – система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру;

личностные особенности (высокая гражданская ответственность, любовь к детям, высокая культура и нравственность, тактичность, доброжелательность, общительность, эмпатия, наблюдательность, справедливость, эмоциональная стабильность и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.