Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и методы обучения




Формы обучения

Форма обучения отражает внешнюю сторону организации этого процесса, его конструкцию, определяющуюся количеством, степенью самостоятельности учеников, характером деятельности и взаимосвязи участников процесса обучения.

Индивидуальное обучение – учитель одновременно работает только с одним ребенком, начало и окончание занятий, содержание и сроки обучения для каждого ученика различны.

Классно-урочная форма обучения предполагает распределение всех учащихся в классы по возрастам, постоянный состав класса на весь период обучения, общие занятия, идущие по одному учебному плану и единым учебным программам, наличие единого учебного года, каникул, расписания занятий. Основной единицей занятий является урок – часть процесса обучения, четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников.

Лекционно-семинарская форма обучения предполагает: разделение учебного года на два семестра и выделение в конце каждого семестра экзаменационной сессии; наличие лекций, практикумов, семинаров, лабораторных работ, зачетов и экзаменов; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы студентов; большой удельный вес самостоятельной работы, которая носит не только учебно-познавательный, но и научно-исследовательский характер.

Принципы обучения представляют собой руководящие положения, являющиеся следствием из закономерностей этого процесса и отражающие требования к его организации.

1. Принцип научности имеет два аспекта: построение процесса и конструирование содержания обучения должно производиться на научной основе.

2. Принципы последовательности и систематичности – сис­тематическое расположение материала, целенаправленное упорядочивание знаний и умений, формирование системы знаний.

3. Принцип взаимосвязи теории и практики – обучение использованию полученных знаний на практике.

4. Принцип сознательности и активности – развитие самостоятельности, стимулирование активности, инициативы, помощь ученикам в осознании и принятии целей обучения.

5. Принцип наглядности – обеспечение связи между конкретным и абстрактным.

6. Принцип доступности – посильность предлагаемой деятельности, создание условий для преодоления трудностей каждым учеником.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, используемый педагогом для реализации функций обучения. Поскольку обучение осуществляется в познавательной деятельности, то каждый метод характеризуется особенностями учебно-познавательной деятельности ученика.

В дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

-методы организации учебно-познавательной деятельности;

-методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, педагогическое требование, соревнование и др.;

-методы контроля (опрос, контрольная работа, тестовый контроль, экзамен и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

По характеру познавательной деятельности учащихся М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделили пять групп методов:

объяснительно–иллюстративный (информационно-рецептив­ный) метод – учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;

репродуктивный метод – воспроизведение учеником простых действий по заранее определенному алгоритму; используется для формирования умений и навыков;

метод проблемного изложения – учитель ставит проблему и показывает возможные пути ее решения;

частично-поисковый (эвристический) метод – учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги в поиске ее решения;

исследовательский метод – самостоятельное решение учащимися проблемной познавательной задачи.

Ни один из методов не является универсальным, то есть никакой метод, взятый в отдельности, не может обеспечить реализацию всех функций обучения и достижение его цели. Поскольку все компоненты процесса обучения представляют собой единство, системообразующей характеристикой которого является цель, то в реальном образовательном процессе реализуется «сплав»: цель – содержание – методы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.