Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции. Тема 2. Предмет, задачи и методы внутрифирменного планирования




Тема 2. Предмет, задачи и методы внутрифирменного планирования

Аннотация

В теме 2 изучаются понятия, задачи, основные принципы и методы планирования. Дается определение и прослеживается взаимосвязь объекта и субъекта планирования на предприятии. Предприятие позиционируется как объект внутрифирменного планирования. Выявляются задачи планирования на предприятии, принципы и методы внутрифирменного планирования. Определяются основные показатели и методы плановых расчетов.

Внутрифирменное планирование — это взаи­мосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и по­требления материальных и духовных ценностей. Рыночное планирова­ние внутрифирменной, или производственной, деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного вы­бора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях.

Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, от­дельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из суще­ствующего положения в новое предполагаемое или планируемое. Механизм внутрифирменного планирования основывается, на взаи­модействии процессов микроэкономического исследования настояще­го состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. Поэтому в сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Снача­ла на основе анализа фактических или исходных данных определяет­ся желаемое состояние планируемого объекта или системы, выражен­ное в качественных или количественных показателях и характеристи­ках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществ­ляется проектирование или непосредственное планирование ком­плекса технических, организационных, экономических и других ме­роприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).

Основными объектами изучения в курсе внутрифирменного планирования высту­пают все существующие в нашей стране хозяйствующие субъекты, коммерческие организации и юридические лица, главной целью которых является извлечение прибыли из своей производственной деятельности.

В каждом из них существу­ют не только общий предмет и единая методология планирования, но и применяются своя собственная система планово-экономических показателей и методика их разработки.

Методология внутрифирменного рыночного планирования охва­тывает совокупность теоретических выводов, общих закономернос­тей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов раз­работки планов. Методика планирования характеризует состав при­меняемых на том или ином предприятии методов, способов и при­емов обоснования конкретных плановых показателей, а также содер­жание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана. Процесс разработки комплексного плана социально-экономи­ческого развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществ­ляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, не­обходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных под­разделений, функциональных органов и плановых служб в совмест­ной повседневной деятельности. Методология, методика и техноло­гия выполнения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом и предмет внутрифирменного планирования.

Общим, или итоговым, предметом всякой плановой деятельности на предприятиях всех форм собственности служат проекты планов. Конечным результатом пла­нирования является ожидаемый экономический эффект, определяю­щий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей. Сравнение планиру­емого и фактического эффекта служит надежным основанием для оцен­ки не только достоверности конечных практических результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирова­ния, а также уровня развития всей современной экономической тео­рии в целом и, в частности, науки микроэкономики, важнейшим пред­ставителем которой выступает внутрифирменное планирование.

Во внутрифирменном планировании, как и в микроэкономике, обос­нование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практи­ческие данные и факты.

В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода науч­ных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй — дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, на­чиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверж­дается или опровергается.

Следовательно, современная экономическая теория и научные методы Исследования, прежде всего анализ и синтез, дедукция и индукция, служат фундаментом внутрифирменного планирования и перспективного прогнозирования развития отечественных предприя­тий.

Таким образом,внутрифирменное планирование является важней­шей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управле­ние предприятием и многими другими, внутрипроизводственное пла­нирование позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики.

1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию произ­водить и какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию при­менять и как организовать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким це­нам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

В за­висимости от выбранной цели, применяемых методов, разрабатываемых показателей, уровня принимаемых решений и многих иных факторов принято различать несколько систем или видов рыночного планирования.

Существуют системы государственного или федерального регули­рования, муниципальное или местное планирование, внутрипроиз­водственное или корпоративное проектирование, а также отраслевое, территориальное, республиканское и другие виды планирования. Необходимо подробно рассмотреть с научных и учебных позиций, все существующие виды внутрифирменного планирования. В отечествен­ной планово-экономической литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планиро­вания - технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики пред­приятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновыва­ются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодей­ствия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рацио­нальные нормы их использования, определяются конечные финан­сово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются теку­щие производственные задания отдельным участкам и рабо­чим местам, осуществляются разнообразные организационно-управ­ленческие воздействия с целью корректировки процесса производст­ва и т.п.

Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработ­ки, степень точности и др.

1. По содержанию планов следует выделять, кроме рассмотренного технико-экономического и оперативно-производственного, такие виды внутрихозяйственного планирования, как организационно-тех­нологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финан­сово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, харак­теризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения ра­бот, конечные или промежуточные результаты и т.д.

2. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутрихозяйственного планирования, как фирменное, корпоративное или иные системы планов, относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне уп­равления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.).

3. По методам обоснования в современном производстве находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизован­ное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципаль­ной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на дру­гих предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуляторами или ориентирами в этих видах плани­рования служат соответственно механизмы свободных рыночных от­ношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления. Рыночное самопланирование основано на взаимодейст­вии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает Предложение, то соответствующим образом увеличивается и цена товара и, следова­тельно, планируется расширение его производства. А при снижении цен и объема продажи товара его выпуск также снижается. Индика­тивное планирование — это по существу государственное регулиро­вание цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банков­ских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей. Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление выше­стоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенк­латуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных эко­номических нормативов. Эти три системы внутрифирменного плани­рования не противоречат одна другой и могут применяться одновре­менно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного вида планирования.

4. По времени действия внутрифирменное планирование бывает:

краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долго­срочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуществляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное — в пределах от 1 до 3 лет, а краткосрочное — в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.

5. По сфере применения внутрихозяйственное планирование под­разделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивиду­альное, их объектом служит соответствующая производственная сис­тема или подразделение предприятия.

6. По стадиям разработки внутрипроизводственное планирование бывает предварительное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов.

7. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и произ­водственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-ис­полнителей.

8. По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нор­мативное.

В зарубежной науке и практике планирования будущего корпора­ций принято также выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, неактивным, преактив ным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других — на настоящее (инактивная), у третьих — на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации пред­полагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования.

Данная классификация видов и систем внутрифирменного плани­рования является наиболее полной в учебной и научной литературе. В определенной мере она также характеризует и основное содержание любой плановой деятельности не только на предприятиях, но и на всех других уровнях управления. Представляется здесь необходимым уточнить содержание или предмет этой деятельности с научных и прак­тических позиций. Теория планирования предусматривает формирова­ние научных знаний по следующим важнейшим проблемам: методо­логия рыночного планирования, разработка нормативной базы, механизм взаимодействия плановых нормативов и показателей, методика состав­ления планов, стратегическое планирование, сетевое планирование, биз­нес-планирование, технико-экономическое планирование, социально-трудовое планирование, финансовое планирование, оперативное плани­рование, экономическая оценка планов, совершенствование планирова­ния и т.д. Практика планирования предполагает освоение теории и ме­тодологии, изучение методов и способов обоснования планов, ис­пользование знаний для поиска и выбора необходимых средств и ог­раниченных ресурсов, обеспечивающих возможность осуществления намеченных целей и выполнения планов производственно-экономи­ческой деятельности.

В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем. Впервые общие принципы планирования были сформулирова­ны А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов:необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую извест­ность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправ­ленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, само­стоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.

Три дополнительных важнейших принципа:

Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интегра­ции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень — на объекты, раз­личающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку. Координация охватывает согласованное взаимодействие объектов одного уровня, интеграция — между объек­тами разных уровней.

Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выпол­нять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вы­текает, что деятельность подразделений одного уровня следует пла­нировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с дру­гими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совме­стно с остальными.

Принцип интеграции определяет, что планирование, осуществля­емое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффек­тивным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или так­тика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто созда­ет новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозави­симости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Таковы важнейшие требования или принципы рыночного плани­рования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действую­щие общенаучные методы планирования, которые представляют про­цесс Поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показа­телей и результатов. В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические. В основе эффективного вну­трифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды. Систем­ный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия и его подразделений:

1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?

2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?

3. Как организована фирма и как она функционирует в действи­тельности?

4. Какие политика и практика фирмы, ее стратегия и тактика дей­ствуют в настоящий момент?

5. Каковы главные стилевые предпочтения руководства фирмы?

6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?

7. Кем являются акционеры предприятия, сколько их по каждой категории?

8. Что представляют собой конкуренты фирмы, какова их доля на рынке и как она изменяется?

9. Какие законы и правительственные постановления влияют и каким образом на работу предприятия?

Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные во­просы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост корпорации и мешающие ее плановому развитию. Основные препятствия развитию наших предприятий в условиях свободных рыночных отношений обычно создаются как внутренними, так и внешними условиями. Выявление и выбор путей преодоления внут­ренних факторов должны стать основой планирования развития раз­личных предприятий и фирм, совершенствования их организационных структур управления, повышения эффективности всех видов деятельности.

Контрольные вопросы

1. В чем особенности объекта и предмета планирования?

2. Что является конечным результатом планирования?

3. Перечислите основные методы планирования.

4. ПО каким основным признакам классифицируются виды планирования?

5.Охарактеризуйте классификацию Р.Л. Акоффа.

6. Какие основные принципы планирования?

7. Какие вопросы решает системный анализ?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.