КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сергей иванович Танеев
Год. СИМФОНИЯ № 5 B-dur Год. Концерт посвящен Л. Ауэру и впервые прозвучал в его исполнении. В концерте проявились лучшие черты творчества Глазунова: глубочайший лиризм, единство развития, стройность формы, сочетание выразительности и виртуозности. Не смотря на общий характер музыки, лирика Глазунова не достигает напряженности и пафоса, свойственному Чайковскому. Концерт имеет черты камерности и лаконичности. Композитор отказывается от традиционной структуры, используя двухчастный цикл, части которого звучат attacca (без перерыва). Оркестровая партия выдержана в прозрачных тонах и не противопоставлена соло. Две части концерта контрастны: первая – лирико-драматическое сонатное allegro, вторая часть – светлая, жанровая, связанная с образами охоты. В первой части главная и побочная партии не контрастны друг другу, различие лишь в степени эмоционального контраста. Главная партия (a-moll) – эмоционально насыщенная, подвижная. Мелодия своеобразна: включает хроматические интонации и весьма развита в диапазоне. Побочная пария (F-dur) – более спокойна, диатонична, звучит в высоком регистре светло и безмятежно. Виртуозные пассажи, основанные на темах главной и побочной партий составляют заключительную партию. Своеобразна разработка. В ней два раздела: 1. самостоятельный эпизод – монолог скрипки, сочетающий выразительность главной партии и нежность, безмятежность побочной (Des-dur); 2. собственно разработка, где в партии оркестра развиваются темы экспозиции. Разработка небольшая по масштабам подводит к кульминации, где в аккордовой фактуре, в виде диалога солиста и оркестра, звучит тема главной партии. Реприза динамизирована. Главная партия сжата и более страстная по характеру. Побочная партия звучит светло и умиротворенно. Вторая часть отделена от первой каденцией солиста, которая представляет собой вторую разработку. Здесь композитор не ставит традиционных виртуозных задач. Небольшой предыкт на доминантовом органном пункте вводит в финал.
Во второй части (A-dur) преобладают светлые, радостные образы. Вся часть энергична и танцевальна. Это жанровые сцены, которые ассоциируются с образами охоты. Используется форма рондо, где рефрен сосредоточил характерные черты облика финала: задор и темперамент. Рефрен чередуется с двумя эпизодами: · легкая, грациозная танцевальная тема (E-dur); · угловатая, с оттенком юмора (D-dur).
Произведение наиболее типично для творчества композитора. Имеет лирико-эпический характер. В симфонии четыре части. Цикл отличается внутренним единством, но единство достигается не путем интонационных связей, а благодаря общности светлого, оптимистического настроения всего произведения. Эпический тип драматургии диктует особенности формы: не контраст, а родство основных тем-образов. Первая часть открывается вступлением в размере 4/4. В основе – торжественная, величественная тема, звучащая в низком регистре, с опорой на устойчивые ступени. Характер музыки, кроме перечисленных средств, подчеркивается яркой динамикой и неторопливым темпом. Постепенно движение становится более оживленным, размер меняется на ¾. Т.о. подготавливается тема главной партии. Главная партия (B-dur) – лирическая, с танцевальным оттенком, представляет собой измененную тему вступления. Тема весьма легка и полетна, несмотря на низкий регистр. Структура темы приближается к трехчастной форме, в среднем разделе которой продолжается развитие основного материала темы. Связующая партия основана на теме главной партии и представляет ее фанфарный вариант. Побочная партия (F-dur) – также является вариантом главной партии и звучит в обращении. Побочная партия излагается в трехчастной форме. Ее средний раздел продолжает развитие интонаций главной партии. В целом вся побочная партия напоминает лирический вальс. Заключительная партия подчеркивает родство тем главной и побочной партий. Композитор проводит их одновременно. Разработка не противопоставляет темы, а сближает их, не приводя к изменению. В разработке два раздела: побочная Ges-dur с 1. Главная партия Cis-dur, D-dur, Es-dur элементами главной
2. Контрапункт главная + побочная реприза. Реприза сжата и динамизирована. главная Схема: побочная + побочная. Кода – совместное проведение главной и побочной партий. Таким образом драматургия первой части основана на постепенном возрастании роли побочной партии и перерастании ее из сферы спокойной, уравновешенной лирики в величественный гимн.
Вторая часть – скерцо. Яркий контраст первой части. Используется форма рондо с двумя эпизодами, включает разнохарактерные темы. Рефрен g-moll сказочно-фантастического характера звучит в высоком регистре. Особую окраску создают колоритная инструментовка и гармония. Первый эпизод F-dur – тяжеловесная тема, напоминающая удалую размашистую пляску. Второй эпизод D-dur – светлая пасторальная мелодия в духе свирельного наигрыша с изящной инструментовкой. В коде в сокращении звучит тема второго эпизода и «растворяется» основная тема-рефрен.
Третья часть – лирическая поэма. Используется сложная трехчастная форма со вступлением. Вступление довольно обширно. Это сдержанный хорал. Основная тема излагается в простой трехчастной форме. Тональность – Es, B-dur. Это типичный образец мечтательной лирики Глазунова. Она выразительна и поэтична, а средний раздел отличается большей взволнованностью. Средняя часть основана на двух темах. Первая – суровая грозная фраза у низких медных духовых. Вторая тема – скорбный элегический мотив с оттенком жалобы. Таким образом, в средней части тоже складывается простая трехчастная форма. Но, несмотря на яркий контраст, угрожающий образ быстро исчезает, и в репризе основная тема становится более страстной и эмоциональной. В коде звучит измененная лирическая тема средней части в основной тональности. Она приобретает восторженный, светлый характер.
Четвертая часть – финал – рондо-соната. Схема:
А В А С А В А кода г/п п/п г/п разработка г/п п/п г/п
Монументальное завершение цикла. Именно благодаря финалу создается ликующая атмосфера праздника. Для него характерно большое количество разножанровых тем: пляска, былина, колядка, протяжная. Краткое вступление – лаконичный и энергичный призыв. Главная партия – энергичная пляска в трехчастной форме, тональность – g-moll. Побочная партия – e-moll звучит в низком регистре как величественный былинный напев. Разработка (эпизод) – es-moll – основана на двух темах: первая – в духе колядки; второй – задушевный, элегичный мотив. В коде тема колядки преобразуется в торжественный величественный гимн. Единство финалу придает остинатный ритм:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |