Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Типы управленческих структур

Важным признаком организации является наличие в ней управленческой структуры. Управленческие кадры выполняют такие важные для жизнедеятельности организации функции, как планирование деятельности организации, руководство всеми ее подразделениями и процессами производства и реализации продукции, координацию деятельности всех структурных подразделений организации, а также контроль за соблюдением различных правил и обязательств. А это требует четкого и рационального построения самой системы управления.

Управленческая структура организации – это упорядоченный набор звеньев управления (подразделений, должностей) и связей между ними. Различают несколько типов управленческих структур, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

1. Линейная структура управления используется, как правило, малыми предприятиями, осуществляющими несложное производство. Модель характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху виз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю. Здесь четко реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Сильной стороной этой схемы управления является то, что при ней возникает полная ответственность руководителя за результаты работы, практически исключено выполнение противоречивых заданий и распоряжений. Однако такая структура управления требует от руководителя разносторонних знаний по все направлениям деятельности для осуществления эффективного руководства в условиях отсутствия специалистов по реализации отдельных функций управления.

 

 

Рис.1.3. Схема линейной организации структуры управления

 

2. Линейно-функциональная структура является, пожалуй, самой распространенной. Она предполагает создание при линейных руководителях специальных подразделений. Основное назначение которых – выполнение специфических функций и предоставление консультаций руководству по своим направлениям деятельности. Чем крупнее фирма, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В этом случае остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб.

Преимущества линейно-функциональной модели управления:

- повышение обоснованности решений (команд) линейного руководителя (за счет привлечения советников-специалистов);

- полная ответственность руководителя за принимаемые решения.

Недостатки:

- возможное увеличение сроков разработки и принятия управленческих решений из-за обращения к советникам;

- угроза возникновения конфликтов, так как в процессе обсуждения могут не совпадать точки зрения советников на способы решения проблем.

 

 

 

 


Рис. 1.4. Линейно-функциональная структура управления

 

3. Дивизиональная (или отделенческая) структура управления применяется в тех случаях, когда в состав предприятия входят самостоятельные производственно-хозяйственные подразделения, расположенные на различных территориях. Эти самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции или за результаты хозяйственной деятельности на определенных региональных рынках.

Преимущества дивизиональной структуры управления:

- управление многопрофильным предприятием со значительным числом работников и территориально удаленными подразделениями;

- децентрализация, повышающая самостоятельность принимаемых решений и их обоснованность;

- скоординированное управление, которое проявляется в единстве политики фирмы, возможности проведения рекламной кампании, формировании имиджа фирмы в целом.

Недостатки:

- повышение затрат на содержание управленческого персонала;

- дублирование функций на различных этапах деятельности фирмы.

 

 

Рис. Дивизиональная структура управления

 

4. Матричная структура управления являет наиболее сложной, но считается наиболее гибкой формой управления, так как быстро приспосабливается к изменениям во внешней среде.

В матричной структуре наряду с постоянными функциональными отделами образуются временные проектные группы для решения конкретных проблем. Члены проектных групп часто остаются в штате функциональных подразделений, что дает возможность легко перемещать персонал при переходе от одного проекта к другому и лучше его использовать. Такая структура управления считается целесообразной, если существует необходимость освоения ряда новых изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на колебания рынка.

 

 

Рис. Матричная структура управления организации

 

Матричная структура также имеет свои преимущества и недостатки:

+ рациональное использование кадров за счет специализации по различным видам деятельности;

+ повышение творческой активности административно-управленческого персонала;

- сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы в установлении приоритетов заданий;

- наличие нездорового соперничества между руководителями программ.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Организационная культура и имидж | Вопрос 7. Сущность и виды управленческих полномочий, их централизация и децентрализация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.