Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установочная лекция

ТЕОРИЯ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Сомов М. Д.,

доцент

Вопросы:

 

1. Задачи и система спецкурса «Теория народного представительства».

2. Понятие и виды представительства.

3. Представительство в древних государствах. Средневековое сословное представительство. Английский парламент.

4. Методические рекомендации по изучению нормативных актов, литературы и практики деятельности представительных (законодательных) органов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

 

Вопрос 1. Задачи и система спецкурса «Теория народного представительства»

Настоящий спецкурс представляет собой сосредоточение идей демократического решения общих дел, которые формировались на протяжении столетий. Поэтому рассмотрение вопросов спецкурса преследует цель всестороннего анализа истоков народного представительства, которые возникли и развивались в процессе жизнедеятельности народов на своей территории.

Основной задачей при изучении тем спецкурса следует считать уяснение сущности народного представительства, содержание идеологической борьбы разных школ и направлений, раскрывающих те или иные аспекты демократических движений за право участвовать в решении политических вопросов.

Другой задачей модно считать выявление взаимосвязей и соотношения между понятиями «народное представительство», «парламент», «парламентаризм», «парламентское право».

Необходимо также кропотливое изучение особенностей зарождения древних, средневековых и современных представительных учреждений в Европе, Америке, отельных странах. Например, в Англии. США, Индии. Постараться ответить на вопросы об эволюции представительных органов (в смысле избирательных цензов, представительства молодежи, женщин, общественных объединений). По возможности составить прогноз демократизации представительных органов, используя для этого данные о выборах, работе конкретных законодательных органов у нас и за рубежом.

При изучении тем спецкурса надо помнить, что он требует обобщенных и конкретных знаний отечественной истории государства и права, а также зарубежных стран, истории политических учений, философии. Но главными источниками по спецкурсу, безусловно, остаются конституционное право России и конституционное право зарубежных стран. Причем изучение конституционных основ народного представительства у нас и за рубежом нельзя ограничиваться поверхностным изучением институтов народного представительства. Необходимо использовать уже имеющиеся знания и проявлять аналитический подход к жизненным обстоятельствам, порождающим взаимосвязи между органами народного представительства и гражданами, их объединениями. Более полному уяснению данных отношений будет способствовать твердое знание теоретических положений, раскрывающих структуру представительных органов, регламентирующих их работу. Важно анализировать и практическую сторону их функционирования по осуществлению контроля за деятельностью правительства, особенно надлежащего исполнения бюджета.

Надо помнить, что учебники, учебные пособия не в состоянии отразить все изменения в законодательстве. Даже в лекциях не всегда удается изложить вес новеллы. Поэтому задача студента – заочника при изучении дисциплины, свободно избранной специализации, заключается в систематическом анализе вновь применяемых и измененяемых федеральных конституционных, федеральных законов, кодексов. Например, при разборе бюджетных полномочий российского парламента, кроме Конституции РФ, необходимо хорошо знать Бюджетный кодекс РФ. Наиболее существенные изменения внесены в него в 2007 году. Компакт-диск «КонсультантПлюс», выпущенный к осеннему семестру, оперативно отражает законодательные новеллы. На этих дисках есть и публикации (комментарии законодательства) по теории народного представительства.

Углубленному изучению научных положений данного спецкурса, практическому решению задач демократического развития республиканской формы правления будет способствовать и методические начала освоения всех тем и каждой темы в отдельности, составляющих в совокупности систему спецкурса. Она включает пять тем:

1. Идеи народного представительства: истоки зарождения.

2. Возникновение и развитие народного представительства в России.

3. Теории народного представительства и народное представительство.

4. Принцип разделения властей и народное представительство.

5. Формирование, структура и организация работы народного представительства.

Подробнее см.: «Сборник методических материалов по спецкурсу «Теория народного представительства», подготовленный профессором В. И. Фадеевым.

Установочная и обобщающие лекции охватывают узловые вопросы программы спецкурса. Но это всего три лекции, тогда как лекционный курс на дневном отделении равен десяти лекциям. Следовательно, многие вопросы темы заочнику надлежит освоить самостоятельно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2: правовые основы и проблемы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности: рсбу и МСФО | Вопрос 2. Понятие и виды представительства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.