Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема интеллекта животных

Лекция 9

Лекция 9 (10)

 

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

 

В данном направлении исследуются процессы восприятия, памяти, мотивации, научения, эмоции, образные представления и т. п. Чаще сравнению подвергаются психические процессы высших млекопитающих (чаще приматов) и человека. В экспериментах В.Кёлера, Н.Н.Ладыгиной-Котс, позднее Л. А. Фирсова и других исследователей изучались процессы восприятия со стороны содержания и структуры образа восприятия: восприятие объектов и их пространственных связей между собой в ситуации, выбор объекта на образец, способность к переносу образа восприятия из одной модальности в другую (например, из тактильной в зрительную в экспериментах Л.А.Фирсова), узнавание объектов по фотографии, рисунку, нарисованной схеме, символическому средству (словесное, графическое или жестовое обозначение). В исследованиях Л. А. Фирсова подробно изучались процессы памяти уантропоидов на моделях отсроченного выбора, отсроченного подражания и т. п. Э. Толмен изучал когнитивные структуры у животных и человека (в частности, когнитивные карты как построение образа пространства и его объектных и динамических характеристик). И.С. Бериташвили, изучая «образное поведение», сравнивал формирование образных представлений объектов и их соотношения в пространстве у высших животных и человека, обосновывал единство их физиологических механизмов на этих стадиях развития психики. Классические сравнительные исследования эмоций и их выражения у человека и высших животных, осуществленные Ч. Дарвиным, были продолжены П. Экманом, М. Эрджайлом и другими. Все эти исследования свидетельствуют, что отдельные психические процессы, в том случае если они не требуют опосредования вербальным мышлением и сознанием, у высших млекопитающих и человека имеют практически одинаковую структуру и физиологические механизмы. Это мнение подтверждается теоретическими представлениями о происхождении сознания человека, возникающего в процессе совместной деятельности, требующей использования орудий и разделения действий между участниками. Индивидуальные же связи с объектным миром, которые опосредуются когнитивными процессами и интеллектуальными механизмами регуляции деятельности, к моменту возникновения человеческого сознания в филогенезе уже сформированы, и сами являются базой для дальнейшего появления искусственных знаковых средств и их включения в регуляцию отношений субъекта с миром.

Тенденция к применению биогенетического закона к развитию психики в онтогенезе человека в начале XX в. выражена в периодизации онтогенетического развития В. Штерн: ребенок сна­чала проходит стадию млекопитающего, затем — обезьяны («шимпанзеподобный» возраст), затем проходит основные стадии антропогенеза и с начала школьного возраста до зрелости повторяет в своем развитии основные эпохи становления культуры от античности до Нового времени).

В дальнейшем идеи сходства в развитии человеческого ребенка и высших животных (в основном понгид) высказывались по отношению не ко всему онтогенезу в целом, а к отдельным его сторонам. Наиболее популярным было сравнение интеллектуаль­ного развития, которое рассматривалось как построение связей субъекта с предметной средой. В определении Ж. Пиаже интеллект рассматривается как «способ структурирования отношений субъекта со средой», т.е. практически расширяется до общих функций психики. Сходные взгляды обнаруживаются у X. Вернера, который также рассматривает онтогенез как построение связей со средой, но при этом выделяет новый уровень таких взаимосвязей, который появляется на определенном этапе и в филогенезе, и в онтогенезе: субъект, первоначально «подчиняющийся» в своем раз­витии закономерностям, диктуемым средой, начинает сам организовывать процесс взаимодействия, подчиняя себе, своим задачам и возможностям эту среду.

В подходах Ж. Пиаже и X. Вернера содержится представление о том, что на каждом уровне развития (как фило-, так и онтогенетического) достигается относительно стабилизированное отношение «субъект — среда», которое обеспечивается имеющимися на данной стадии развития механизмами регуляции со стороны субъекта.

В отечественной психологии развитие ребенка.традиционно рассматривалось в русле культурно-исторического подхода. В середине XX в. критиковался «биологизаторский» подход, и развитие психики человека принято было интерпретировать как радикально отличающееся от онтогенеза животных. Л.С. Выготский и его последователи признавали ведущую роль общения и усвоения культурных способов взаимодействия с миром как механизмов развития психики в онтогенезе человека. Следует отметить, что подход самого Л.С. Выготского не был столь ортодоксальным. Он считал, что в начале онтогенеза развитие ребенка идет по пути формиро­вания «натуральных» психических функций, которые, опосредуясь знаками, становятся «высшими психическими функциями», специфическими для человека. Понять эту логику онтогенеза че­ловека можно, только изучая разные планы ее формирования: в онтогенезе, в антропогенезе (психика высших человекообразных обезьян и развитие сознания в антропогенезе), в отклоняющихся вариантах (патологическое развитие).

В настоящее время с позиций эволюционно-системного подхода активно исследуются различные стороны и интерпретируются феномены раннего сенсомоторного развития, коммуникативной функции, эмоционального развития, компонентов и уровней. В первой половине XX в. были осуществлены фундаментальные экспериментальные сравнительные исследования онтогенеза человека и высших приматов. Первым таким исследованием было тщательно проведенное и описанное Н.Н. Ладыгиной-Котс всестороннее изучение онтогенеза детеныша шимпанзе и ребенка человека.

Исследования показывают, что перцептивные и сенсомоторные процессы, не требующие включения искусственных знаковых средств, имеют у высших антропоидов и человека единую линию и сходную динамику развития. Манипуляции в первые месяцы онтогенеза развиваются практически одинаково (с несколько большей скоростью у понгид). Понгиды к двум с половиной годам достигают шестой стадии развития сенсомоторного интеллекта (по Ж. Пиаже), орудийные действия возникают у них к концу этого периода. В освоении рисования детеныши понгид и человеческий ребенок проходят сходные стадии (до этапа узнавания по ассоциации объекта в своем рисунке). Освоение пассивного языка и даже использование коммуникативных жестов эмоционального компонентов отношений привязанности. Качественные различия наблюдаются в развитии общения и коммуникативных средств, которые у ребенка уже во втором полугодии жизни приобретают семиотическую (знаковую) функцию.

Уже в первые месяцы у человеческого ребенка появляется «ком­плекс оживления» как первое комплексное средство эмоциональ-ного общения со взрослым. У детенышей понгид есть сходная реакция, но в ней нет тех компонентов, которые становятся ведущими в развитии общения у ребенка: обмена взглядами и улыбкой со взрослым. В дальнейшем коммуникативные средства включаются в освоение ребенком предметного мира и в само развитие его интеллекта, а детеныши приматов осваивают этот мир индивидуально. Коммуникативные средства не переходят у них в средство организации интеллекта и не становятся речью (и не появляется речевого мышления).

Филогенез онтогенеза и заботы о потомстве

Филогенез. Заботы о потомстве Филогенез онтогенеза Стадии развития психики
1. Родители находят условия среды, необходимые для развития яйцеклеток и потомства, не вступая в контакт с потомством 1. Субъект самостоятелен с рождения, структура деятельности, мотивационно-потребностная сфера и мотивационные механизмы — взрослого типа Сенсорная, перцептивная
2. Родительские особи осуществляют специальную деятельность по под-готовке и поддержанию условий для развития яйцеклеток и потомства без взаимодействия с потомством как самостоятельными особями 2. Структура деятельности, мотивационно-потребностная сфера и мотивационные механизмы — взрослого типа, освоение видотипичного опыта самостоятельное, в организованных родительскими особями условиях Перцептивная
3. Родители осуществляют свои функции в процессе взаимодействия с детенышами как самостоятельными особями (коммуникативный процесс). Поведение родителей зависит от поведения детенышей. Родители частично участвуют в удовлетворении потребностей детенышей 3. Содержание мотивационно-потребностной сферы частично тличается от взрослой по объектам деятельности. Структура деятельности и мотивационные механизмы — взрослого типа, освоение видотипичного опыта происходит в организованных родителями условиях Высший уровень перцептивной, низший уровень интеллектуальной
4. Родители удовлетворяют некоторые потребности детеныша в непосредственном взаимодействии с ним, создают условия для развития у детеныша взрослых форм структуры деятельности, мотивационных механизмов и освоения видотипичного 4. Структура деятельности, мотивационно-потребностная сфера и мотивационные механизмы отличны от взрослых и формируются в онтогенезе в игре и в условиях, обеспечиваемых или специально организуемых родителями Интеллектуальная
5. Специально организованная деятельность родителей, направленная на удовлетворение потребностей детенышей и освоение ими взрослых форм поведения. 5.1. Предоставляют условия для формирования взрослой структуры деятельности, мотивацион-нопотребностной сферы и мотивационных механизмов. 5.2. Обучение детенышей взрослым формам поведения при их участии в соответствующей деятельности взрослых. 5.3. Деятельность родителей направлена на развитие у детенышей новых форм поведения, родители действуют для получения удовольствия от взаимодействия с детенышами   Высший уровень интеллектуальной
5.4. Осознанная или культурно обусловленная деятельность родителей по удовлетворению потребностей потомства, освоению опыта, развитию структуры деятельности, мотивационно-потребностной сферы и мотивационных механизмов 5. Удовлетворение потребностей, развитие взрослых структуры деятельности, мотивационно-потребностной сферы, мотивационных механизмов, освоение видотипичных средств отражения проис ходит в процессе совместной деятельности со взрослым Сознание

 

Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях

Антропогенетически значимыми особенностями психики можно назвать те черты и стороны психики животных, прогрессивное развитие которых непосредственно связано с происхождением сознания человека. Основной особенностью человека является способность к использованию искусственных знаковых средств (речь и речевое мышление), которое позволяет преобразовывать не только внешнюю среду, но и собственный внутренний мир, организовывать совместную деятельность и получать опыт, накопленный другими особями в готовом виде. В зоопсихологии и сравнительной психологии пока еще нет единого представления о том, что именно следует относить к антропогенетически значимым особенностям психики. В настоящее время можно выделить пять групп таких особенностей, которые соотносятся с основными эволюционными новообразованиями, характеризующими психику человека: намеренное преобразование объектов среды; способность к символизации; способность к совместной деятельности; способность к осознанию себя; способность к усвоению готового опыта от других.

Намеренное преобразование объектов среды

В данном случае речь идет о двух особенностях: изготовлении орудий и рисовании. В зоопсихологии и антропологии есть целый ряд работ, в которых исследовалось развитие этих качеств в эволюции высших животных. Изучение изготовления орудий высшими обезьянами в сравнении с похожим поведением некоторых других животных (например, некоторых вьюрков, которые отламывают колючки и используют их для добывания личинок насекомых из-под коры деревьев), а также сложным «строительным» поведением общественных насекомых, бобров и других животных привело исследователей к мнению о том, что следует выделять три типа подобных форм поведения, которые регулируются различными механизмами: инстинктивные формы поведения (гнездостроение и использование объектов у беспозвоночных, холоднокровных позвоночных); видотипичное поведение, основанное на инстинктивных механизмах и облигатном научении (гнездостроение у птиц, использование колючек вьюрками и т.п.); изготовление орудий интеллектуального типа, основанное на познании функциональных свойств объектов и их соотношении друг с другом (В. Кёлер, К. Паркер, Дж. Лавик-Гудолл, Д. Мак-Фарленд, Н.Н. Ладыгина-Котс, К.Э. Фабри, Л.А. Фирсов, М.А. Дерягина, С.Л. Новоселова, Г.Г. Филиппова и др.). Именно последний тип орудийных действий (и способности к изготовлению орудий) можно рассматривать как антропогенетически значимый. Такая способность обнаружена у современных антропоидов, у которых она прогрессивно развивается от низших антропоидов к понгидам, а также в ограниченной форме у некоторых других высших млекопитающих, например, у слонов (способность отломить ветку и с ее помощью дотягиваться до объекта и двигать его), ластоногих и китообразных (способность к опосредованным действиям, используя зажатый во рту объект; способность отделить от субстрата объект ииспользовать его в качестве орудия) например кусок плитки в бассейне). Сравнительное изучение способности к использованию и изготовлению орудий у разных видов животных (в основном приматов) и формирования такой способности в онтогенезе человека показало, что орудийные действия развиваются из простых опосредованных действий в процессе ориентировочно-исследовательской и игровой деятельности.

 

Способность к символизации

Развитие способности к символизации изучается на материале обучения высших млекопитающих искусственным знаковым средствам (языкам-посредникам) и способности к абстрагированию и соотнесению обозначаемого и обозначагощего В этом плане интересны сравнительные исследования процесс саморазвития речи ребенка в раннем онтогенезе и процесса освое­ния знаковых средств коммуникации понгидами. С одной стороны, наблюдается много общего: понгиды, так же как иребенок, осваивают обращенную к ним речь человека, первоначально соотносят знаки с ситуацией и своим эмоциональным состоянием в ней, затем узнают названия объектов и действия, понимают жесты, указывающие направление. Позднее появляется комментирование знаками (по ассоциации) своих впечатлений (например, при взаимодействии с объектами и рассматривании картинок). В отличие от ребенка понгиды не комментируют свои действия и результат действий (по крайней мере, таких данных не встречается). Способность понгид к спонтанному составлению известных им жестов для обозначения новых для них объектов соответствует таковому у ребенка, так же как и «игра словами»: называние зна­комых вещей другими символами, себя — другим именем и т.п., при этом обезьяна на уточняющие вопросы отвечает: «это пона­рошку», «я смеюсь» и т.п. Интересным является использование местоимения «я», которое может рассматриваться не как реальное выделение внутреннего Я, а как замена имени, что встречается и у детей в раннем возрасте. Известно, что у ребенка настоящее Я появляется только к трем годам, и в истории человечества оно тоже появилось не сразу (представители племен, находящихся на первобытной стадии развития сознания, не имеют такой структуры и называют себя по имени и в третьем лице

Кроме того, о предпосылках развития символизации свидетельствует способность понгид к узнаванию объектов по фотографиям, рисункам, схемам, а также способность к соотнесению количества с его символическим обозначением (цифрой). В экспериментах, описанных С. Бойзен, К. Мирофутси, шимпанзе не только соотносят количество объектов с цифрой, но и выполняют операции, которые можно интерпретировать как сложение (в пределах четырех), пользуясь цифрами. Способность к соотнесению количества с цифрой (также в пределах четырех) врановыми птицами описана З.А. Зориной и другими исследователями.

Способность к совместной деятельности

Способность к совместной деятельности рассматривается как представление партнеров об общем результате и способность к разделению действий для достижения этого результата. Для этого необходимо представлять намерения друг друга, последствие действия другого и соотносить это с представляемым результатом своих действий. У ребенка во втором полугодии жизни появляется разделение со взрослым действий с предметами (ситуативно-деловое общение). Такого включения других особей в освоение взаимодействия с объектами в онтогенезе антропоидов не отмечается, они остаются на уровне индивидуального действия или освоения действий с объектами по подражанию.

Принципиальное отличие подражания от совместно-разделенной деятельности (как ее удачно обозначил А. Н.Леонтьев) состоит в том, что по подражанию зритель повторяет образец действия, а в совместно-разделенной деятельности оба участника достигают общего результата, выполняя составные части действия. Это свидетельствует о том, что онтогенез овладения способом действия у понгид и ребенка человека различаются (в плане разделения действий между участниками деятельности). Однако высшие животные во взрослом состоянии способны к разделению действий в ситуативной деятельности, способны учитывать наме­рение других особей и прогнозировать результат их действий (белее подробно данные об этом приводились в предыдущей части пособия). Об этом свидетельствуют также данные экспериментов и наблюдений с передачей информации обезьянами, дельфинами, ластоногими друг другу (с помощью искусственных знаковых средств), способность понгид к намеренному обману при указывании на место запрятывания приманки и т. п. (Д. Гриффин, Д. Мак-Фарленд, З.А. Зорина и И.И. Полетаева и др.).

Элементы самосознания у высших животных изучаются на модели самоузнавания в зеркале, по фотографиям, способности к обозначению символическими средствами своего эмоционального состояния, а также состояния других животных и человека. В основном эти данные касаются понгид. Например, шимпанзе Люси вспоминала и «говорила» о своей любимой заболевшей собаке в ее отсутствие, обозначая знаками, что собаке «больно» (Р.Фоутс). Не менее интересны интерпретации такого поведения понгид, как одевание на себя объектов, намазывание на кожу различных веществ и т. п. Таким образом, по мнению исследователей, эти обезьяны «познают» собственное тело, своеобразно «экспериментируя» с получаемыми чувственными впечатлениями (В. Кёлер, Н.Н. Ладыгина-Котс, Г.Г. Филиппова). У Ф. Паттерсон, Р. и Б. Гарднеров и других исследователей содержатся сообщения о том, что при классификации фотографий понгиды объединяют себя в одну группу с людьми, а не с другими обезьянами (даже их собственного вида). Возможно, эти данные говорят о том, что процесс, аналогичный тому, который в психологии личности у человека называется «идентификация», не только наличествует у понгид, но и имеет сходный с человеческим генезис, сутью которого является сопоставление себя с теми, кто выполняет роль «родителей».

 

Способность к усвоению готового опыта от других

Способность к усвоению готового опыта с помощью других особей основана на подражании и широко распространена у высших животных. Как известно, особенно высоко развито подражание у высших обезьян, что также обсуждалось выше. В сравнительном плане подражание и его преобразование в новую форму овладения опытом — освоение готовых способов действия и знаний — обсуждается в работах Н. Н. Ладыгиной-Котс и ее последователей и в отечественной психологии развития, а в зарубежной психологии является специальным предметом исследования в русле теории социального научения

Б многочисленных исследованиях установлено, что высшие обезьяны широко используют подражание (как непосредственное, так и отсроченное) в освоении не только действий с объектами, но и в использовании средств общения, в том числе и искусственных. В настоящее время известно, что самки шимпанзе и орангутанов показывают детенышам и поправляют их действия с объектами (например, разбивание орехов) и даже обучают их использованию знаков Амслена (Р. Фоутс). Обученные искусственным языкам-посредникам понгиды способны воспринимать информацию без наличия реальных объектов, правильно ее потом использовать и даже передавать другим обезьянам (также владеющим этими знаковыми средствами) (Р. Савидж-Румбо, Р. Фоутс и др.).

Все эти данные говорят о том, что необходимы тщательные экспериментальные исследования и их подробный анализ для выявления качественных отличий в освоении опыта высшими животными и ребенком человека. В настоящее время достаточно ясно то, что человеческий ребенок очень рано, еще на ранних этапах развития сенсомоторного интеллекта, включает взрослого и образцы его действия в освоение мира и в дальнейшем полностью переходит на усвоение готовых способов действия и знаний, используя для этого не демонстрацию самого действия, а отчужденную и представленную в речевой форме операцию (а затем и знания вообще). В отечественной психологии развития, основанной Л.С. Выготским, эта линия онтогенеза ребенка хорошо изучена и теоретически обоснована.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ювенильном (игровом) периоде | Социальная структура и организация приматов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.