КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ударение
Различают 3 вида ударения: а) словесное; б) синтагматическое и фразовое; в) выделительное (логическое, эмфатическое).
а ) Словесное ударение. Совокупность звуков сама по себе не создает еще ни слова, ни морфемы. Для того чтобы возникло слово, необходимо, чтобы звуки сгруппировались в слоги, а слоги (с помощью ударения) - в слова. Таким образом, ударение - это то, что полностью завершает звуковую структуру слова: основная функция ударения - словооформительная. Звуковая структура слова не так проста, она состоит из нескольких слоев: а) состав звуков (фонологический слой); б) состав слов (силлабический); в) ударение (акцентологический). Ударение организует слоги в слова, выделяя один из слогов в качестве главного ставя в зависимое положение остальные. Ударный слог отличается от безударного: 1) большей длительностью: он примерно в 1,5 раз больше первого предударного слога (Щерба); 2) большей относительной силой (звучностью). Относительную силу гласного не надо смешивать с акустической силой звука. Относительная сила гласного зависит от следующих факторов: а) от того, преодолел ли гласный свой порог громкости произношения. Если преодолел - ударный, и относительно наиболее сильный, хотя акустически может быть слабее. Например, в слове палИ и слабее а, но и преодолело свой порог громкости и потому слышится как ударное, а [ а ] - нет. б) от места гласного в слове. Чем ближе к началу слова гласный, тем больше его громкость. Так в слове обманули первые 2 гласных сильнее, чем у, так как ближе к начальному слову. 3) особым характером произношения гласных под ударением, отсутствием редукции, более четкое произношение. Эти три свойства ударных слогов - большая длительность, большая относительная сила, отсутствие редукции гласных под ударением - определяют фонетическую природу русского словесного ударения. Свойства русского ударения: 1. квантитативное (= количественное); 2. силовое = динамическое; 3. особое качество ударных гласных (отсутствие редукции); 4. это свободное, незакрепленное ударение. Закрепленное (связанное) ударение. Например, польский язык – на предпоследнем слоге; французский - на последнем; русский: сАни, вАрежка, Яблоко; зимА, косА, косИть; голубОй, единИца. 5. подвижное/неподвижное ударение - оно может менять место в каждом конкретном слове. Чем определяется перенос ударения и его постановка в отдельном слове? · у производных слов обычно ударение на том же слоге, что и в производящем: яблоко - яблочный мороз - морозный беседа - беседовать но не всегда: бежАть - вЫбежать, забежАть; лИть - вЫлить, залИть, пролИть; мОре - морскОй; окнО - окОнный. · действие аналогии - выравнивание по наиболее продуктивному образцу. Вихрь - вИхриться - вихрИться; искра - Искриться - искрИться. Ср. серебро - серебрИться крУг - кружИться · есть и чисто фонетические причины постановки того или иного ударения. По мнению Пироговой ударение притягивается максимально частотными гласными: а, о, е. Николаева ставит ударение в зависимости от долготы гласного: а, о, у. Она провела эксперимент: 218 слов, заимствованных, редких не воспринимаемых на слух. 10 информантов записывали ударение. В общем: большинство - на начале слова, на звуках а, о, у. Горбачевич выявил фонетические предпосылки и основные направления акцентологических изменений. Тенденция переноса ударения к середине слова с тем, чтобы во фразе они не стояли рядом в двух словах или не были бы слишком удлинены; междуударный интервал должен составлять 2-3 слога. Например: 19 век 20 век АбонировАть абонИровать счАстливый счастлИвый Августовский августОвский МУскулистый мускулИстый БАрхатистый бархатИстый Каковы же функции словесного ударения в русском языке? 1) Функция звукового оформления слова как отдельной единицы. Ударение - это знак самостоятельности слова. Сколько ударений во фразе, столько в ней и слов. Отклонения: а) служебные слова акцентируются вместе с полнознаменательными, могут не иметь собственного ударения. Проклитики: за холмОм не знАю Энклитики: поЕт ли пошЕл он Но может быть и обратное явление: ударение падает на предлог, а полнозначное слово не имеет самостоятельного ударения. Ср.: пО воду, зА руку б) побочное ударение в длинных словах (2 ударения в слове): ОколозЕмный, завОдоуправлЕние, кИнематогрАфия. Наличие добавочного ударения определяется в этом случае не столько длиной слова, сколько его морфологической сложностью и степенью усвоения слова. При большей степени усвоения - распространения - остается одно ударение, которое смещается к центру, т.е начинает подчинять основные тенденции русского ударения. килогрАммометр - килограммОметр 2) Смыслоразличительная функция - единственное средство, разграничивающее звуковые оболочки слов (омонимы). Ср.: мУка - мукА, крУжки - кружкИ, зАмок - замОк, сУшу - сушУ пИлы – пилЫ отрЕзать - отрезАть окнО - окнА Но эта смыслоразличительная функция менее важна, чем фонетическое оформление самостоятельного слова, поскольку подобные омонимичные пары возникли в русском языке случайно. б) Подобно тому, как словесное ударение объединяет слоги в слова, синтагматическое ударение объединяет слова в синтагмы, а фразовое ударение синтагмы во фразы. Синтагма - это группа слов или одно слово, представляющее единое семантико-смысловое целое для данного контекста или для данной ситуации и фонетически оформленное. Таким образом, в определении синтагмы лежит семантический критерий и соотнесенность с синтаксической структурой предложения. Например, фраза «Как удивили его слова брата» может быть произнесена с двойным синтагматическим членением: 1) Как удивили его // слова брата. 2) как удивили// его слова / брата. Это разграничение определяется, во-первых, смыслом, во-вторых, возможностями грамматического строя языка: в данном случае употребление его в двух различных синтаксических функциях: прямого дополнения и определения. Фраза = смысл+синтаксис. В чем заключается фонетическое оформление синтагмы? (и фразы). Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова синтагмы, а фразовое - по на ударный гласный последнего слова в конечной синтагме. Последнее слово синтагмы произносится более длительно, с большим ударением. в) Если синтагматическое ударение переносится с последнего слова синтагмы, то возникает так называемое выделительное ударение. Оно может быть двух видов: логическое и эмфатическое. Выделительное ударение - это только смысловое ударение. Оно используется либо для более точного выражения мысли, логического выделения слова (логическое ударение). Для усиления… слова (эмфатическое ударение). По мнению Щербы, «выражая различие между логическим и эмфатическим ударениями можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщеннее». Например: логическое ударение: Ира пойдет завтра в библиотеку. эмфатическое ударение: одно из фонетических средств выражения положительных эмоций является удлинение обычно ударного гласного: Какой чудесный вид! Он такой хоро-оший славный человек! Отрицательные эмоции: удлинение первого согласного в слове: Ч-чорт бы тебя побрал! Ах ты д-дрянь такая! М-мерзавец! Выделительное ударение и синтагматическое-фразовое ближе по своей природе интонации, поскольку они тесно связаны с мелодикой речи.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |