Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расходы на ремонт основных средств

 

Ремонт основных средств в первую очередь следует дифференцировать от реконструкции и других капитальных работ на объекте.

 

Для целей налогообложения прибыли ст. 257 НК РФ предусматривает обязательное изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

 

Пункт 2 этой статьи разъясняет, что нужно относить к этим видам работ:

· к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудо­вания, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;

· к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;

· к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

 

В то же время расходы на ремонт, как текущий, так и капитальный, на стоимости объекта не сказываются и в качестве косвенных могут списываться в расходы (ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ), для финансирования проведения ремонта в налоговом учете может формироваться резерв (ст. 324 НК РФ).

 

В законодательстве о бухгалтерском учете закреплены те же принципы: расходы на ремонт считаются текущими, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию — капитализируются (п. 14,26,27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, п. 41, 42, 66, 67, 70, 71 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

 

Однако что следует подразумевать под этими терминами применительно к бухгалтерскому учету, Минфин России в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств не разъяснил.

 

До вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 215-ФЗ необходимо было руководствоваться единственными доступными определениями, приведенными в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее — Методика).

 

Пункт 3.8 Методики трактует капитальный ремонт зданий и сооружений как работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

 

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства Методика относит работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

 

Предупредительный (текущий) ремонт согласно Методике заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

 

При реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия (п. 3.4 Методики):

 

• расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;

 

• строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;

 

• строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

 

С 22 июля 2011 г. для целей бухгалтерского учета следует ориентироваться на определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт», которые вве­дены Федеральным законом от 18.07.2011 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Градостроительный кодекс РФ (п. 14, 14.1, 14.2, 14.3 ст. 1):

 

реконструкция объектов капительного строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

 

реконструкция линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подоб­ных сооружений) — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первона­чально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

 

капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за ис­ключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

 

капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

 

Очевидно, что определения понятия «реконструкция» — и новое (из кодекса), и прежнее (из Методики) — существенно расходятся. Также как не совпадают аналогичные определения Градостроительного и Налогового кодексов. Так, трактовка Градостроительного кодекса РФ не ассоциирует реконструкцию с обязательным совершенствованием производства, повышением его технико-экономических показателей, увеличением производственных мощностей, улучшением качества и изменением номенклатуры продукции. И тем не менее применять каждое из определений необходимо — в соответствующей сфере.

 

Определение капитального ремонта универсально — в связи с отсутствием самостоятельного толкования в НК РФ и с учетом п. 1 ст. 11 НК РФ термин «капитальный ремонт» в определении Градостроительного кодекса РФ актуален как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

 

Ремонт и реконструкция, произведенные как хозяйственным способом, так и силами подрядчика, документально подтверждаются договорами, сметами, на рядами, накладными на отпуск запасных частей и материалов.

 

Напомним, что завершающим работы документом является Акт о приеме сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизирован-ных объектом основных средств (форма № ОС-3, утвержденная постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»).

Произведенные строительно-монтажные работы, виды которых указаны в СНИП ГЭСНр 81-04-(63-69)-2001 ГЭСНр-2001, закрываются актами по формам, установленным постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» (КС-2, КС-3, КС-11 т.д.).

 

В целях налогового учета расходов на ремонт основных средств необходимо принять во внимание еще и следующее.

 

В п. 2 ст. 260 НК РФ указано, что положения статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. Таким образом, даже если арендатор не должен был в силу договора или закона производить ремонт, но фактически его произвел, расходы можно признать экономически оправданными и учесть при формировании базы по налогу на прибыль (см. также письма Минфина России от 08 06 2010 № 03-03-06/1/394, от 25.09.2009 № 03-03-06/1/612, от 31.03.2009 № 03-03-06/2/70, от 29.12.2007 № 03-03-06/1/901, от 13.02.2007 № 03-03-06/1/81, от 28.08.2006 № 03-03-04/1/640 и др.).

 

Что касается расходов арендодателя на ремонт переданного по договору аренды имущества, то для определения оправданности отнесения таких расходов в налоговом учете необходимо исходить из норм ГК РФ (ст. 616, 631, 634, 644, 661):

 

а) арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор предприятия обязан в течение всего срока действия договора аренды предприятия поддерживать предприятие в надлежащем техническом состоянии, в том числе осуществлять его текущий и капитальный ремонт. Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта;

 

б) арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Капитальный и текущий ремонт имущества, сданного в аренду по договору проката, является обязанностью арендодателя. Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.

Если ремонт входят в обязанности арендодателя по закону, отказать ему в признании расходов по нему нельзя.

 

ПРИМЕР: Организация сдала в аренду транспортное средство без оказания услуг экипажа.

 

В течение срока договора аренды арендодатель производил за свой счет ремонт автомобиля, учитывая расходы в целях определения базы по налогу на прибыль. Арендатору не предлагалось возместить понесенные арендодателем расходы.

 

В ходе налоговой проверки ИФНС сочла такие расходы арендодателя неоправданными, фирма обжаловала решение налогового органа в суд, однако суд проиграла.

 

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении требований по данному эпизоду, исходя из того, что по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель не вправе отнести в расходы затраты на текущий и капитальный ремонт.

 

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

 

Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

 

В силу п. 2 ст. 260 НК РФ указанное положение применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

 

Статьей 644 ГК РФ предусмотрена императивная норма о том, что в течение всего срока действия договора аренды транспортного средства арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

 

Таким образом, по договору аренды транспортного средства без экипажа только арендатор на основании ст. 260 НК РФ может включить в состав расходов затраты на текущий и капитальный ремонт автомобиля, арендодатель же не вправе учитывать такие затраты в целях налогообложения по налогу на прибыль, но в случае выполнения ремонтных работ имеет право на возмещение их стоимости арендатором.

 

Списание расходов на ремонт имущества, арендуемого у физических лиц (включая предпринимателей) в составе расходов на ремонт основных средств в соответствии со ст. 260 НК РФ неоправданно, так как у указанных лиц нет имущества, квалифицируемого как основные средства. Как следует из писем Минфина России от 17.03.2003 № 04-02-03/32, от 19.12.2005 № 03-03-04/1/429, от 15.07.2009 № 03-03-06/1/470, такие расходы включаются арендатором в состав прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Представительские расходы | Расходы на повышение квалификации работников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.