Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминология и базовые показатели финансового менеджмента

Прежде всего, необходимо овладеть принятой во всем мире предпринимательской терминологией и внутрифирменной системой финансовых показателей. Без этого мы не только не можем говорить на равных с иностранными партнерами, но и лишаем себя возможности приобщиться к ценнейшему опыту финансового менеджмента, накопленному западными промышленниками и банкирами за многовековую историю рыночной цивилизации.

Четыре основных показателя, используемых уже не только в западной, но и в отечественной практике.

Первый: добавленная стоимость (ДС).

Если из стоимости продукции, произведенной, а не только реализованной предприятием за тот или иной период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенное производство), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций, то получится стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии, услуг. Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание национального богатства. Вычтем из ДС налог на добавленную стоимость и перейдем к конструированию следующего показателя.

Второй: брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ).

Вычтем из ДС расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежи предприятия (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и прочие), а также все налоги и налоговые платежи предприятия, кроме налога на прибыль - получим БРЭИ.

БРЭИ используется в финансовом менеджменте как один из основных промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Представляя собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль, величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов (налоги - те же расходы). По удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости можно судить об эффективности управления предприятием и составить общее представление о потенциальной рентабельности и гибкости предприятия.

 

 

Третий: нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), или прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

Из предыдущего показателя вычтем все затраты на восстановление основных средств - это и будет нетто-результат эксплуатации инвестиций. По существу, этот экономический эффект, снимаемый предприятием с затрат, представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль. Поэтому на практике для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ прибыль до налогообложения, восстановленную до НРЭИ прибавлением процентов за кредиты, относимых на себестоимость продукции. Таким способом можно избежать двойного счета процентов, так как часть их, относимая, по действующему законодательству, на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, содержится в самой прибыли до налогообложения.

 

Таблица 4

Сравнение показателей

Отчет о прибылях и убытках Понятия финансового менеджмента
В – З = Прибыль от продаж Стоимость изготовленной продукции – Стоимость материалов, энергии и услуг других организаций = Добавленная стоимость
  - Расходы на оплату труда – Страховые взносы в ПФРФ, ФСС, ФОМС – Налоги = БРЭИ
+ ОД – ОР + ВД – ВР = Прибыль до налогообложения - АО = НРЭИ
- Налог на прибыль = Чистая прибыль (Нераспределенная прибыль) - Проценты за кредит – Налог на прибыль = Чистая прибыль (Нераспределенная прибыль)

 

 

 

Отсюда

 

 

 

В свою очередь

 

 

 

Отсюда

 

 

 

Четвертый: экономическая рентабельность (ЭР) активов, или, что то же, экономическая рентабельность всего капитала предприятия, то есть суммы его собственных и заемных средств.

Мы будем пользоваться показателем, основанным на наиболее общей формуле рентабельности производства, характеризующей эффективность затрат и вложений:

 

 

 

В числитель этой формулы надо подставить НРЭИ. А в знаменатель, помня, что именно в активе баланса предприятия отражены направления расходования и вложений средств подставим объем актива:

 

 

 

Поскольку актив и пассив равны, а пассив представляет собой совокупность собственных средств и заимствований,

 

 

 

ЭР - жизненно важный показатель для предприятия, ведь достаточный уровень экономической рентабельности - свидетельство нынешних и залог будущих успехов.

Слегка преобразуем формулу экономической рентабельности, умножив ее на ОБОРОТ/ОБОРОТ = 1. (Оборот предприятия складывается из выручки от реализации и внереализационных доходов). От такой операции величина рентабельности не изменится, зато получатся два важнейших показателя: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).

Коммерческая маржа показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это экономическая рентабельность оборота, или рентабельность продаж. У предприятий с высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 и даже 30 %, у других едва достигает 3 - 5%.

Коэффициент трансформации показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т.е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива. КТ можно также воспринимать как оборачиваемость активов. В такой трактовке КТ показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

Часто используемый в практической работе вариант: берем показатель чистой рентабельности (прибыльности) активов (ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ПОСЛЕ УПЛАТЫ НАЛОГА / АКТИВ) и умножаем на ОБОРОТ/ ОБОРОТ = 1. Получаем

 

Это знаменитая формула, разработанная в фирме “Дюпон де Немур”.

Эта формула позволяет определить, какие факторы в наибольшей степени повлияли на чистую рентабельность активов.

У формулы Дюпона есть и весьма полезная модификация, вводящая в анализ показатель чистой рентабельности (прибыльности, доходности) акционерного капитала. Это частное от деления чистого дохода (чистой прибыли) по обыкновенным акциям на сумму акционерного капитала:

 

При сильном возрастании чистой рентабельности акционерного капитала по этой формуле можно определить, за счет чего это произошло: благодаря увеличению чистой прибыли на каждый рубль оборота? за счет более эффективного использования активов? за счет изменения или более рационального использования акционерного капитала? за счет сопряженного воздействия этих факторов? и т.д.

Кстати говоря, сомножитель АКТИВ/АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ показывает, во сколько раз чистая рентабельность акционерного капитала при использовании кредита оказывается больше, чем чистая рентабельность акционерного капитала в варианте опоры лишь на самофинансирование.

Совершенно очевидно, что достижение значительного оборота свидетельствует о немалом успехе предприятия. Но какой ценой достигается этот успех? Если, например, для получения 5 млн. руб. НРЭИ на 50 млн. руб. оборота задействуется 100 млн. руб. активов, то вполне приличный уровень КМ (5 млн. руб. / 50 млн. руб. * 100 = 10 %) сводится на нет неблагоприятным значением коэффициента трансформации (50 млн. руб. / 100 млн.руб. = 0,5). Получается, что на каждый рубль оборота приходится положить по 2 рубля актива. Экономическая рентабельность такого предприятия составляет всего 10% * 0,5 = 5%.

Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на обе ее составляющие: и коммерческую маржу, и коэффициент трансформации: “При низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продаж”, - формулирует главное правило регулирования экономической рентабельности А.Д. Шеремет.

В свою очередь, на КМ влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т.п. Коэффициент трансформации (КТ) складывается под воздействием отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии самого предприятия. Как же “примирить” высокую КМ с высоким КТ? Сделать это трудно, так как оборот присутствует в числителе одного сомножителя и в знаменателе другого. Поэтому при наращивании оборота удается увеличить экономическую рентабельность только тогда, когда под возросший оборот подставляют “нераздутые” активы, и НРЭИ начинает расти быстрее оборота. В анализе факторов изменения рентабельности главное - решить вопрос, какой из показателей: коммерческая маржа или коэффициент трансформации изменяется сильнее и быстрее, оказывая тем самым более мощное воздействие на общий уровень экономической рентабельности активов. Обратимся к условному примеру (Рисунок 30).

 

III “Сильная” КМ “Сильный” КТ
ЭР=20 %
IV “Слабая” КМ “Слабый” КТ
I “Сильная” КМ “Слабый” КТ
II “Слабая” КМ “Сильный” КТ

Рисунок 30. Экономическая рентабельность

 

Идеальная позиция тяготеет к зоне III, но на практике соединить высокую КМ с высоким КТ бывает, как правило, очень трудно, так как при наращивании оборота коэффициент трансформации увеличивается, а коммерческая маржа снижается, если нетто-результат эксплуатации инвестиций не возрастает быстрее оборота. У большинства предприятий показатели располагаются между I и II зонами. При этом любое снижение к IV зоне опасно, так как грозит падением экономической рентабельности. В какой зоне оказывается, по Вашим расчетам, Ваша фирма?

Ранее отмечалось, что формула Дюпона дает возможность определить, за счет чего произошло изменение рентабельности. Весь вопрос в том, какой из показателей - коммерческая маржа или коэффициент трансформации - изменяется сильнее и быстрее, оказывая тем самым более мощное воздействие на общий уровень рентабельности. Для ответа на этот вопрос обычно составляют примерно такую таблицу (цифры условные):

 

Таблица 5

Период Коммерческая маржа, % (КМ) Коэффициент трансформации (КТ) Экономическая рентабельность, % = КМ * КТ
I      
II 16¯
III 21­
IV 24­

 

В нашем примере повышение общей рентабельности буквально “вытягивается за уши” улучшением прибыльности оборота, а вот скорость оборота средств явно снижается, оставаясь, впрочем, на вполне приличном уровне, если речь идет о коротком периоде анализа.

Для предприятия всегда важно выбрать отрасль, сферу деятельности. Действительно, различия в фондоемкости и ценовые факторы могут оказать решающее влияние на уровень экономической рентабельности. Но независимо от отраслевой принадлежности предприятия располагают все-таки определенной свободой маневра, чтобы усилить коммерческую маржу (воздействуя на себестоимость, снижая расходы по реализации продукции, упорядочивая административно-управленческие расходы) и улучшить коэффициент трансформации. Второе требует, впрочем, более тонких инструментов. Часто проводят аналогию с человеческим организмом: для жизнедеятельности нужны и кости, и мышцы; немалую роль играет наследственность. Но одни люди держат форму, другие - нет. Хорошо бы найти и сохранять такой вес, при снижении которого человек слабеет, а при повышении - становится грузным и неповоротливым. Для поддержания такового веса нужно избавиться от излишков жира и потреблять лишь жизненно необходимые вещества. То же самое - и для актива предприятия. Надо “поглощать” машины, запасы, товарную задолженность, чтобы не погибнуть от истощения, но это не значит, что можно питаться чем и как попало. И актив должен вести здоровый образ жизни! Каждый лишний рубль актива может стать тормозом для развития предприятия:

- чем больше средств задействовано для достижения заданной величины оборота, тем больше усилий будет затрачено на их конверсию в случае переориентации деятельности предприятия;

- если предприятие обращается к новым видам и сферам деятельности, руководствуясь лишь максимизацией коммерческой маржи и недооценивая коэффициент трансформации, последствия грозят быть плачевными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффект финансового рычага | Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.