Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. Естественные монополии




Несовершенная конкуренция в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Это происходит, если нарушается одно или несколько условий, сформулированных ранее для совершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция характеризуется следующими признаками: незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы пред­принимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка; существуют жесткие барьеры для проникновения на кон­кретные рынки новых предпринимателей; отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Монополия является прямой противоположностью конкуренции. В условиях монополии: одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей; барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы.

Монопсония возникает, если в единственном числе выступает покупатель. В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель (например, в области военного производства). Чистая монополия и чистая монопсония – это сравнительно редкие явления.

Олигополия широко распространена в ряде отраслей стран с рыночной экономикой. Эта конкурентная модель предполагает: существование на рынке нескольких крупных фирм; продукция фирм может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь); вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено; взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Монополистическая конкуренция представляет синтез признаков совершенной и несовершенной конкуренции. Для нее характерно: большое количество мелких фирм предлагающих разнородную продукцию с одинаковыми потребительскими свойствами; вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция; существуют различия в качестве, внешнем виде и других параметрах товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Монополистическая конкуренция означает не монополию на весь рынок продукта, а уникальность некоторых разновидностей товара.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.

Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии.

Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.