Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка задач оптимизации. Поиск оптимального решения

Тестирование анкеты

Определение последовательности вопросов

Можно выделить следующие основные правила формирования последовательности вопросов в анкете (Ж.-Ж.Ламбен, 2004):

Начальные вопросы должны быть простыми и интересными. Это поможет установлению контакта с респондентом и повысит уровень достоверности получаемой информации.

Целесообразно использовать принцип воронки. Он заключается в том, что вначале ставится общий вопрос, за ним следуют все более конкретные вопросы по этой теме.

Соблюдение логической последовательности вопросов. Логика должна быть понятна респонденту. При переходе от одной темы к другой целесообразно вставлять переходные фразы – это поможет плавно переключить внимание респондента на другую область.

Сложные и затрагивающие эмоции респондента вопросы целесообразно располагать ближе к концу анкеты.

Необходимо осторожно использовать разветвленные вопросы. Использование этих вопросов позволяет избежать слишком больших количеств альтернативных вариантов индивидуальных вопросов. В то же время, исследователь получает нужную ему информацию от тех респондентов, которые ею обладают.

Целесообразно располагать направленные на получение классификационной информации вопросы (демографические и социально-экономические характеристики респондентов) в конце анкеты.

До начала полномасштабного опроса целесообразно протестировать анкету в реальных условиях. Проводится опрос ограниченного количества респондентов, схожих по основным характеристикам с изучаемой группой. Оценивается появление затруднений у респондентов с пониманием вопросов, их жалобы на наличие двусмысленных или предвзятых вопросов.

 

Тема Модель принятия решений в структурированных проблемных ситуациях (в условиях определенности)

 

Для ситуаций, в которых происходит выбор решений, характерны:

1) Наличие цели (целей). Необходимость принятия решения диктуется только наличием некоторой цели, которую следует достичь. Если цель отсутствует, то не возникает и необходимость принимать какое-либо решение.

2) Наличие альтернативных линий поведения. Решения принимаются в условиях, когда существует более одного способа достижения поставленной цели. Каждый из способов может характеризоваться различными степенями и различными вероятностями достижения цели, требовать различных затрат.

3) Наличие ограничивающих факторов. Естественно, что лицо, принимающее решение, не обладает бесконечными возможностями. Все множества ограничивающих факторов можно разбить на три группы:

а) экономические факторы – денежные средства, трудовые и производственные ресурсы, время и т.п.

б) технические факторы – габариты, вес, энергопотребление, надёжность,

точность и т.п.

в) социальные факторы, учитывающие требования человеческой этики и

морали.

 

Количественные методы разделяют в зависимости от того, при каких условиях принимаются решения и потому различают:

§ Условия определенности, когда заранее известны объемы ресурсов (сырья, оборудования, финансов, товаров, персонала), нормы их расходования, ограничения (производственные площади, размер заказов, площади складов, график работы и т.п.), а цель решения состоит в определении наиболее эффективного распределения ресурсов, которое оптимизирует некоторый результат функционирования системы. Примерами таких проблем могут служить минимизация риска или в максимизации темпов роста капитала при инвестировании капитала в различные проекты; максимизация выпуска продукции или времени работы оборудования, минимизация затрат труда при формировании производственной программы и др.

§ Условия неопределенности или риска, когда в качестве исходных данных используются ретроспективные данные или результаты исследования рынка, возможно с вероятностными оценками исходов решений, выданными специалистами фирмы. Это проблемы определения оптимальной цены товара, объемов закупок и производства нового товара, риска выдачи кредита банком и т.д.

Инструментом моделирования задач в условиях определенности для достижения цели чаще всего являются методы линейного программирования.

Примеры типовых оптимизационных задач управления производством:

· Оптимальный раскрой материалов (целевая функция – максимум деталей определенной комплектности или минимум остатков),

· Оптимальное распределение транспорта по маршрутам (целевая функция – минимум общих затрат на эксплуатацию машин),

· Оптимальная загрузка производственных мощностей (целевая функция – минимум общих затрат на выполнение плановых работ),

· Оптимизация ритмичных и неритмичных потоков с непрерывным использованием ресурсов или непрерывным освоением фронта работ (определить временные параметры потока с выделением критического пути),

· Назначение по объектам работников различных специальностей для достижения максимальной производительности всех работ,

· Оптимальное распределение капитальных вложений между объектами (проектами, группами и т.п.).

 

Задача линейного программирования является частным случаем задачи оптимизации и записывается в следующем виде:

 

 

Задачу линейного программирования можно решать графическими и аналитическими методами. Одним из самых известных аналитических методов по праву считается симплекс-метод, который реализован в Excel.

 

Рассмотрим метод на примере, приведенном в книге[1] задачи распределения ресурсов.

Задача. Требуется определить, в каком количестве надо выпускать продукцию типов Прод1, Прод2, Прод3, Прод4 с целью получения наибольшей прибыли. Известно, что для изготовления требуются ресурсы трех видов: трудовые, сырье, финансы. Количество каждого ресурса на момент решения задачи, норма расхода каждого вида ресурса на единицу продукции каждого типа и прибыль от реализации единицы продукции известны и приведены в таблице на рис. 2.

 
 

Рис.2

Введем обозначения:

xj – количество выпускаемой продукции j-го типа (j= 1…4);

bi – количество наличного ресурса i-го вида (i= 1…3);

aij – норма расхода i-го ресурса для выпуска единицы продукции j-го типа;

cj – прибыль, получаемая от реализации единицы продукции j-го типа.

 

Математическая модель задачи имеет вид:

 

F == 60x1 +70x2 + 120x3 +130x4 Þ max

x1 + x2 + x3 + x4 <= 16

6x1 +5x2 +4x3 + 3x4 <= 110

4x1 + 6x2 +10x3 + 13x4 <= 100

xij >=0, j = 1…4

В ходе хозяйственной деятельности естественным образом изменяются исходные данные, для которых находились оптимальные решения: меняется цена, а значит, и прибыль; изменяются запасы ресурсов – получен кредит, уволены/приняты работники и т.п. Возникает вопрос: изменится ли при этом оптимальное решение?

Методы анализа результатов симплекс-метода позволяют оценить влияние изменения как коэффициентов целевой функции ci (т.е. прибыли), так и ограничений ресурсов bj. Для каждого из них определяются нижняя и верхняя границы допустимого изменения, при которых сохраняется структура оптимального плана, и значит, нет нужды в пересчете задачи – достаточно только определить, насколько изменится значение целевой функции и сам план выпуска отдельных изделий.

Вычисление всех перечисленных значений обеспечивает Excel с помощью надстройки Сервис–Поиск решения.

Примечание. Р ешение задачи поиска оптимального решения рассматривается на практических занятиях

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Многопараметрическая оптимизация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.