Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции права




Функции права – это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Функции права делятся в зависимости от того, какие основные задачи они решают:

1) Внешние – общесоциальные функции – характеризуют право как социальный регулятор. К ним относят:

- политическую (право закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения),

- экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства),

- воспитательную (право отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие, формирует мотивы правомерного поведения),

- культурно-историческую (собирает духовные ценности и достижения мировой культуры),

- социальный контроль (стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные действия, удерживает от правонарушений),

- информационно-регулирующая (информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению),

- коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

2) Внутренние – специально-юридические – это способы юридического воздействия на поведение людей. К ним относят:

- регулятивную функцию – обеспечивает упорядочивание общественных отношений, направлена на установление правил поведения позитивного свойства,

- охранительную функцию – направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту прав личности, обеспечение законности.

3) Второстепенные юридические (неосновные) функции:

- компенсационная – состоит в возмещении ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями; она присуща гражданского, трудовому, уголовному праву,

- ограничительная – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других лиц,

- восстановительная – направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановления на работе.

Тема: «ИСТОЧНИКИ ПРАВА»

  1. Понятие и виды источников права.
  2. Понятие и виды нормативно-правовых актов.
  1. Понятие и виды источников права.

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются источниками права.

Форма права показывает как организовано и выражено во вне содержание права. А понятие «источник права» охватывает истоки форматирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения (Лучин В.О., Мазуров А.В.) Совпадение формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о так называемых вторичных, формально-юридических источниках права. В них форма указывает на то, как, каким образом организовано и выражено во вне юридическое (нормативное) содержание, а источник на то, каковы те юридические истоки, факторы, предопределяющие рассматриваемую форму права и ее содержание. Типичный пример – закон или иной нормативно-правовой акт.

Известны следующие виды источников права:

-1- Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион – причинение виновному такого же вреда, который им нанесен; вира – штраф за убийство. Русская Правда, например, представляет собой акт систематизации наиболее важных правовых обычаев.

По мере развития централизации и укрепления государственной власти сфера применения обычая сужается. Он либо совсем вытесняется, либо включается в национальные правовые системы. Обычай, включенный в нормативный акт, становится частью законодательства и перестает быть источников права.

В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет значимость в той мере, в какой полезен для применения закона или в тех случаях, когда сам закон отсылает к обычаю.

-2- Судебный (юридический) прецедент – письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, т.е. получает государственную поддержку. Характерной особенностью прецедента является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права. Например, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику. Штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

Судебный прецедент – один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, т.е. там, где воспринята система общего права. В этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции как в случае отсутствия необходимого закона, так и при его наличии.

-3- Нормативный договор представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. Договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться субъекты.

-4- Общие принципы права – отправные, исходные начала правовой системы. При отсутствии законодательной нормы происходит отсылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

Общие принципы права – это положения (правила) объективного права, которые могут выражаться. А могут и не выражаться в текстах, но обязательно применяются в судебной практике и обладают достаточно общим характером

Им уделяется повышенное внимание во Франции, где они нашли законодательное закрепление как в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., так и в последующих конституционных актах. Речь идет о таких принципах, как принципы «приверженности правам человека», «национального суверенитета», принцип выражения в законе общей воли, принцип признания «воспрещенным»лишь тех деяний, которые «вредны для общества», принцип свободы действий («возможность делать все, что не приносит вреда другому»), принцип установления в законе «лишь тех наказаний, которые строго и бесспорно необходимы», принцип «отчетности каждого должностного лица по вверенной ему части управления» перед обществом и др.

В Конституции Испании закрепляются и гарантируются такие принципы как законность, иерархичность нормативных актов, принцип «отсутствия обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или ограничивающие их» и др.

-5- Идеи и доктрины – мнения ведущих ученых-юристов. В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право основано на принципе авторитета, в связи с чем, заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение.

Используются в Греции, Франции, Швеции.

Доктрина – это учение, научная теория, руководящий теоретический или политический принцип. Правовая доктрина оказывает определенное влияние на правотворческий, правоприменительный и правоохранительный процессы. В Англии в научной литературе справедливо указывается, что труды выдающихся юристов признаются в качестве источника права уже в силу того, что они содержат «необходимые обобщения, анализ как писаных, так и неписаных норм английской конституции».

-6- Религиозные воззрения. Они выражены в виде догм, уточняющих во что должен верить мусульманин, и предписывающие верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат – «путь следования» - составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает как нужно вести себя в соответствии с религией.

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

- священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

- Сунна – сборник традиционных правил, содержащий высказывания Магомета, воспроизведенные рядом посредников;

- Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых,

- Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются предыдущим толкованием трех первых источников.

-7- Нормативный акт. Это акт правотворчества, исходящий от компетентного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права: 1) государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса; 2) в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм; 3) на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативный акт является наиболее распространенным и первостепенным источником права.

  1. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

В любом государстве нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Изменить или отменить закон вправе только орган, его принявший, в строго определенном порядке. Так акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума.

Таким образом? главными качествами закона являются его первичность. Особый порядок принятия, высшая юридическая сила. В связи с этим законы должны быть совершенными по содержанию и форме, должны реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения.

Закон как ведущий нормативно-правовой акт в системе источников права характеризуется следующими формально-юридическими признаками:

1) нормативность и общеобязательность

2) особый порядок принятия, изменения и отмены

3) непосредственное выражение государственной воли

4) опосредование наиболее важных общественных отношений

5) первичный характер содержащихся в законе норм

6) преследование стратегических целей, интересов и задач

7) обладание высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- по из юридической силе (конституции, ФКЗ, ФЗ)

- по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органом соответствующей государственной власти)

- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации)

- по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, трудового, семейного и т.п. права)

- по внешней форме выражения (конституции, кодекс, устав, закон и т.п.)

- по сроку действия (постоянные и относительно ограниченные)

- по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства)

- по времени вступления в силу (немедленно; со дня, указанного в самом законе; по истечении определенного срока в порядке общей процедуры правотворчества).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.