Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи государственного финансового контроля




.

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально- экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Через финансовую политику государство осуществляет воздействие на экономическое и социальное развитие общества.

1.5 Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит:

· разработку научно обоснованную концепцию развития финансов;

· определяет основные направления их использования;

· разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика – это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Финансовая политика содержит следующие аспекты:

1) макроэкономическая - стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;

2) распределение ресурсов,зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами. Дефицит бюджета сам по себе не является чрезвычайным событием. Нет ни одной страны, которая бы в своем развитии не сталкивалась с:

1) осуществления крупных инвестиций в экономику. В этом случае допущение опережающего роста расходов над доходами является обоснованным. Дефицит бюджета отражает регулирование государством экономики и его стремление обеспечить структурные сдвиги общественного производства;

2) дефицит может быть вызван чрезвычайными событиями (военные действия, бедствия, катастрофы) Когда государственных резервов становится недостаточно и государство прибегает ук дополнительным источникам;

3) дефицит может быть вызван определенными кризисными явлениями в экономике, неспособностью правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Поэтому необходимо принимать срочные меры и политические решения для его ликвидации. В условиях динамично развивающейся экономики дефицит бюджета в определенных границах не страшен. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового продукта и бюджетном дефиците не выше 2-3 %.

Источники финансирования дефицита бюджета:

1) кредиты ЦБ;

2) займы у частного сектора;

3) иностранные кредиты.

Кредиты ЦБ автоматически увеличивают активы правительства и объем денежной массы в обращении, поэтому постоянное кредитование приводит к инфляции. Правительство, обращаясь к частному сектору, размещая государственные долговые обязательства.

Внешнее финансирование, правительство, привлекая иностранные займы и кредиты, накладывает определенные обязательства на правительство в вопросах макроэкономической политики, обслуживание внешнего долга ложится тяжелым бременем на налогоплательщиков.

Типы финансовой политики:

а) классическая;

б) регулирующая;

в) планово-директивная.

Классическая финансовая политика направлена на невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. (А. Смит, Д. Рикардо и др.)

Регулирующая финансовая политика исходит из необходимости вмешательства государства в циклическое развитие экономики, обеспечение полной занятости.

Инструментами вмешательства становятся государственные расходы, которые формируют дополнительный спрос (рост предпринимательской деятельности, увеличения НД, ликвидация безработицы.) Происходит рост сбережений у населения, и государство с помощью прогрессивных ставок налогов изымает излишки, это способствует сбалансированности бюджета и погашение государственных долгов. (Дж. Кейнс и др.)

Планово-директивная финансовая политика.

Цель: максимальная концентрация ресурсов в руках государства и перераспределение их в соответствии с планом.

Осуществление всей деятельности государства в области финансов происходит при помощи соответствующего финансового механизма.

1.6 Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм и методов организации финансовых отношений и состоит из ряда взаимосвязанных блоков, в совокупности обеспечивающих требуемый уровень воздействия на конкретную сферу финансовых отношений.

Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании, стимулировании использования финансовых ресурсов.

В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов:

· Финансовые методы;

· Финансовые рычаги;

· Правовое обеспечение (законы, указы президента, приказы и письма министерств и ведомств, устав предприятия);

· Нормативное обеспечение;

· Информационное обеспечение.

К финансовым методам относятся планирование, кредитование, инвестирование, система расчетов, лизинг, страхование, залоговые операции и пр. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относится прибыль, цена, амортизация, дивиденды, процентные ставки, курсы ценных бумаг и валют, различные виды кредитов и пр..

Например, кредитование – это финансовый метод. Он воздействует на результаты хозяйственной деятельности через рычаги, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и пр.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, циркулярные письма и другие документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, норма и нормативы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. Информация – важный элемент финансового механизма, так как тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком.

Тема2 Содержание и значение финансового контроля

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов, а также специально созданных контролирующих органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов, в лице государства, предприятий, учреждений и организаций.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме денежных средств на всех уровнях и звеньях н/х.

Задачи финансового контроля:

· Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов н/х;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутренних резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также ведению БУ и отчетности;

· обеспечения соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;

· содействия высокой отдачи от внешнеэкономической деятельности, в т. ч. по валютным операциям.

· Правильность формирования и исполнения бюджета и государственных внебюджетных фондов;

· Проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления;

· Проверка законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;

· Контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности;

· Правильность ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности

 

Функции государственного финанс ового контроля:

1.Контроль источников поступления бюджетных средств

2. Контроль направлений расходования бюджетных средств

3. Контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности

4. Контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов

5.Контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций

6.Контроль за обращением средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных финансово – кредитных учреждениях

7. Пресечение финансовых злоупотреблений

 

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, учреждений, а также государственных и банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность выражается в административных и экономических мерах воздействия. Экономические меры - санкции, т.е. рычаги, содействующие повышению эффективности производства его интенсификации, экологическому оздоровлению т.д.

Общие принципы финансового контроля:

· законность – содержание контроля определяется основными законодательными и нормативными актами;

· гласность – результаты финансового контроля должны быть общедоступны; Объективность – финансовый контроль строится только на фактической и документальной основе деятельности объекта для всесторонней и беспристрастной ее оценки;

· подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам;

· разграничение функци й и полномочий между различными органами финансового контроля;

· независимость – органы контроля и их работники должны быть максимально ограждены от возможного влияния на результат их деятельности со стороны проверяемых.

Виды финансового контроля:

В зависимости от субъектов финансового контроля различают:

а) государственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый (аудиторский). Государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный;

Общегосударственный контроль направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от ведомственной принадлежности (правительство, министерство финансов и т.д.) Финансовый контроль негосударственной сферы экономики со стороны государства затрагивает только выполнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и

целесообразности при расходовании выделенных бюджетом средств;

б) ведомственный контроль (контрольно-ревизионные отделы министерств, исполкомами местных органов власти.) Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений;

в) внутрихозяйственный контроль осуществляется службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерия, финансовые отделы) объектом выступает производственная деятельность самого предприятия, а также структурных подразделений;

г) независимый контроль (аудиторский).

Виды финансового контроля Органы финансового контроля Формы финансового контроля
Государственный Счетная палата РФ, Главное контрольное управление при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, ЦБ РФ, Федеральное казначейство 1.Предварительный (до начала деятельности) 2.Текущий (в процессе деятельности) 3.Последующий (по окончании деятельности
2. Ведомственный   Контрольно – ревизеонные управлении министерств и ведомств  
3.Внутрихозяйственный Бухгалтерия, финансовая служба, контрольно – ревизионные отделы организации  
4.Независимый   Аудиторские фирмы  

Формы проведения финансового контроля:

а) предварительный контроль осуществляется на стадии смет доходов и расходов, проектов бюджета, учредительных документов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений, т.е. предшествует хозяйственной деятельности;

б) текущий контроль в процессе выполнения финансовых планов, в ходе хозяйственной деятельности. Проверяются нормы и нормативы расходования товароматериальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению плана или выпуска готовой продукции, использование ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятия в целях выявления

полноты и своевременности расчетов с бюджетом;

в) последующий контроль после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяются целесообразность расходования государственных денежных средств или исполнения бюджета, выполнения финансовых планов, смет учреждений. Оценка проведенных мероприятий по результатам анализа использования материальных, трудовых и финансовых

ресурсов, законности совершаемых хозяйственных операций, проверки бухгалтерских и расходных документов.

Методы финансового контроля (способы):

а) проверка – по отдельным вопросам на основе отчетных балансов и других расходных документов (выявляются нарушения и намечаются мероприятия по их устранению);

б) Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, но в отличие от проверки по более широкому кругу показателей и определяет финансовое положение хозяйственных органов. Перспективы развития, необходимости реорганизации, переориентации производства;

в) надзор – контроль за осуществлением финансовых операций в целях приведения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством;

г) ревизия - проверка хозяйственной деятельности за отчетный период. В зависимости от объекта: полные, частичные, тематические, комплексные. Они могут быть плановые, внеплановые, по степени охвата сплошные и выборочные. По характеру материала документарные проверка подлинности документов и записей в учетных регистрах. Для проведения ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

д) мониторинг (наблюдение) – постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов и его финансового состояния;

е) анализ должен быть системным, он определяется по периодической и годовой отчетности. Анализируя уровень выполнения, соблюдения норм расходования средств, финансового состояния и обеспечения собственным капиталом и эффективности его использования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.