Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по изучению темы 21




«Международно-правовая охрана окружающей среды»

Разработка норм международного экологического права и их реализация осуществляются под эгидой ООН ее специализированными учреждениями (рис. 2).

Главным органом ООН, координирующим работу всех ее подразделений в сфере охраны окружающей природной среды и создания благоприятной для здоровья человека среды обитания, является Экономический и социальный совет – ЭКОСОС (Economic and Social Council of the UN – ECOSOC).

Образованная в 1946 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization – UNESCO) занимается вопросами охраны культурного и природного наследия, расширения экологической культуры и экологического образования.

По инициативе ЮНЕСКО была образована первая международная неправительственная природоохранная организация – Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП (International Union for Conservation and Natural Resources – IUCN). Важнейшей сферой деятельности МСОП является составление Международной Красной книги популяций редких и исчезающих видов и Зеленой книги уникальных и редких природных ландшафтов Земли.

ЮНЕП определяет направления действий на ближайшую перпективу. Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения). В сессиях ЮНЕП участвуют представители около 100 стран мира. ЮНЕП занимается наиболее острыми проблемами экологического кризиса: опустынивание земель, деградация почвы, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, перфорация озонового слоя Земли, антропогенные изменения климата и др.

По данным ЮНЕП, в настоящее время площадь пустынь, созданных человеком, составляет более 900 млн га и около 3,5 млрд га территорий более 100 стран мира подвержены опустыниванию. Более 1 млрд человек проживает в семиаридных регионах, граничащих с пустынями, что в сумме составляет около трети территории суши.

В рамках ЮНЕП действует Глобальная система мониторинга окружающей среды – ГС МОС (Global Environment Monitory System – GEMS) с Международной справочной службой информации по окружающей среде.

Сфера деятельности Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН – ФАО (United Nations Food and Agricultural Organization – UNFAO) – сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы, мониторинг возобновляемых природных ресурсов, составление карты почв мира, международный контроль за качеством продуктов питания.

Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ (World Health Organization of the UN – WHO) занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой.

Всемирная метеорологическая организация ООН – ВМО (World Meteorological Organization of the UN – WMO) изучает степень антропогенного изменения климата планеты в целом и по отдельным регионам.

Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЕ (International Atomic Energy Agency – IAEA) осуществляет контроль за обеспечением ядерной безопасности и охрану окружающей среды от радиоактивного загрязнения. К государствам, не подчиняющимся требованиям МАГАТЕ, по решению Совета Безопасности ООН могут быть применены политические и экономические санкции (например, эмбарго).

В мировом сообществе функционирует множество других структур природоохранного характера, в том числе и неправительственные организации. Среди них – очень авторитетный в научном мире американский институт Worldwatch (основан в 1974 г.), ведущий систематические наблюдения за состоянием природной среды на планете, социально-экономическим развитием общества и оповещающий о результатах своих наблюдений политических лидеров, деловые круги, ученых и широкую мировую общественность в журнале World Watch и ежегодниках State of the World, переводимых на многие языки.

С решением глобальных экологических проблем связана деятельность национальных и международных общественных организаций, так называемых «зеленых» (самая известная среди них экологическая организация Green-peace – «Зеленый мир», главное направление деятельности которой – борьба с радиоактивным загрязнением биосферы).

В международной природоохранной деятельности участвуют и международные финансовые институты, в частности Международный банк реконструкции и развития – МБРР (International Bank for Reconstruction and Development – IBRD), Международный валютный фонд – МВФ (International Monetary Fund – IMF) и другие.

Важной частью международного сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является привлечение виновных к ответственности за экологические правонарушения международного характера.

Международная юридическая ответственность в области ООС и рационального использования природных ресурсов является частью системы ответственности по международному публичному праву. Ее можно определить как возложение на субъект международного права, нарушившего международные экологические требования, определенных взысканий и ограничений, а также обязанностей по компенсации причиненного экологического вреда. Как и во всем международном праве, ответственность в международном экологическом праве не кодифицирована, а базируется на обычаях, выраженных в международно-правовых актах по конкретным вопросам ООС.

В международном экологическом праве не применяются такие категории, как дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, не существует какого-либо перечня юридических санкций. Наиболее распространенный вид ответственности за международное экологическое правонарушение — это возмещение (компенсация) имущественного вреда. Международное экологическое правонарушение имеет разнообразные формы проявления — от противоправного присвоения природных ресурсов до невыполнения экологических норм и требований, в результате чего создается потенциальная угроза неблагоприятных изменений ОС.

Основанием возникновения экологической международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (это деяние субъекта, нарушающее нормы международного права и свои международные обязательства, наносящее материальный или нематериальный ущерб другому субъекту или группе субъектов или всему международному сообществу в целом). Важно подчеркнуть, что никакие ссылки субъекта-правонарушителя на национальные законы и правила в оправдание своего поведения недопустимы.

Международные экологические правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления, их классификация во многом зависит от величины ущерба, причиненного ОС. Предметом исследования эколого-правовой ответственности является характер и объем такого ущерба, методика его исчисления и определение границ материального возмещения.

Международная эколого-правовая ответственность субъектов международного права может наступать не только при нарушении норм международного права или обязательств по договору, но и за вредные последствия правомерной деятельности (например, нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование и применение которого не запрещено международным правом, это так называемая ответственность за риск).

В настоящее время существует два вида международной эколого-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Политическая осуществляется в форме санкций и рестораций, материальная — в форме репараций и реституций.

Наиболее распространенной формой политической экологической ответственности являются санкции — принудительные меры военного или невоенного характера, применяемые против агрессора в случаях угрозы миру или международной безопасности. Они должны осуществляться только при наличии резолюции Совета Безопасности ООН. Напомним, что бомбежки и последующее вторжение американских и английских войск и Ирак было проведено при отсутствии такой резолюции.

Другая форма политической ответственности — ресторация. Это обязанность государства-нарушителя восстановить прежнее состояние ОС и нести связанные с этим неблагоприятные последствия (например, восстановление качества воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственность наступает при нарушении государством своих международных обязательств и связанного с этим материального вреда. Репарации — это возмещение причиненного материального ущерба денежными платежами, ценностями и услугами. Реституции — это возвращение, восстановление или замена в натуральном виде неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных материальных ценностей.

Порядок разрешения международных экологических споров обычно предусматривается в соответствующей конвенции, договоре или соглашении. Способы разрешения споров — переговоры, взаимные шаги к примирению спорящих сторон, обращение в Международный суд ООН или в Международный экологический суд.

Поскольку международные экологические споры стали довольно частым явлением, возникла необходимость создания международных судебных учреждений, специализирующихся в этих вопросах. В 1993 г. была учреждена Экологическая палата в составе Международного суда ООН в Гааге, в которую входят семь регулярных судей — членов Международного суда ООН. В 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), действующий как неправительственная организация. В состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию. Был принят Устав суда; местами постоянной дислокации его руководящих органов были избраны города Мехико-Сити (Мексика) и Сан-Себастьяно (Испания).

Спецификой международного экологического права является тот факт, что, несмотря на различные формы международной ответственности, пока отсутствует четкий механизм привлечения к ней.

 


[1] Лапина М.А. Экологическое право: учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] // http://www.e-college.ru/xbooks/xbook113/book/index/index.html?go=part-011*page.htm (дата доступа 20.11.2009г.)

[2] Бекяшев К.А. Роль ООН в кодификации и прогрессивном развитии международного экологического права // Труды МГЮА. – 1997. - №1. - С. 146.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.